Элективный курс «В мире науки об электричестве»
элективный курс по физике (9 класс) на тему

Хайруллина Руфия Талгатовна

       Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по разделу «Электрические явления. Электрический ток». Сюда вошел ряд вопросов, которые недостаточно отрабатываются в рамках базового курса физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kur_po_fizike.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №124» Советского района г. Казани

Элективный курс

по  физике   для  9-ых  классов

«В мире науки об электричестве»

Учитель физики и информатики: Хайруллина Р.Т.

Казань - 2018

                                                    Пояснительная записка

       Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по разделу «Электрические явления. Электрический ток». Сюда вошел ряд вопросов, которые недостаточно отрабатываются в рамках базового курса физики.

       Электричеству отводится особое место в физическом образовании, т. к. «Электричество» играла и играет решающую роль в познании, в современной физике и технике.

       Изучение этой темы сопровождаются знакомством с отдельными историческими сведениями, описанием фундаментальных экспериментов, предусматривает проведение лабораторных работ, самостоятельную работу при выполнении проектов.

        Курс может изучаться в любое время учебного года.

   Цели курса:

● расширить и углубить знания учащихся по разделу «Электрические  явления. Электрический ток»;

●ознакомить учащихся с воздействием электрического тока на организм человека;

● ознакомить с правилами электробезопасных и мерами первой помощи пострадавшим от электротравм;

● ознакомить учащихся с историей изучения электрических явлений, раскрыть роль ученых –физиков в развитии этой теории.

   Задачи:

● формирование умений применять законы физики для защиты человека от различных электрических явлений;

● совершенствование методику  проведения физического эксперимента;

● овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных и интерпретации результатов опытов;

● развитие коммуникативных навыков.

                   Содержание программы (17ч)

Электрические явления. Электрическое поле (3ч)

Лекция. Введение (1ч)

    Электрические явления. Успехи в изучении электрических явлений. Электризация тел. Способы электризации. Электрические явления в природе, в быту, в производстве.

Лекция. Электрическое поле. Молния. Защита от электрических полей. (1ч)

    Электрическое поле. Электрическое поле играет важную роль в нашей жизни. (Электрическое освещение, бытовые электроприборы,  телевизор, компьютер) Биологический эффект действия электрического  поля на организм человека. Биологический эффект зависит от продолжительности действия, режима действия, от интенсивности электрического поля. Молния. Защита от электрических полей. Электрические поля можно компенсировать, используя защитные экраны – металлические заземленные.

   Защита рефератов о жизнедеятельности ученых в области «Электрические явления. Электрическое поле».(1ч)

   Жизнь и деятельность ученых: Фалес Малетский, Уильям Гильберт, Бенджамин Франклин, Георг Рихман, Шарль Кулон.

                                     Источники тока  (3ч).

   Лекция.  История открытия гальванического элемента. Жизнь и деятельность Алессандро Вольта. (1ч)

     Открытие гальванизма стало следствием интереса к физиологическому действию электричества. 11-летнее исследование Л.Гальвани. Исследования А.Вольта. Изобретение первого химического источника тока. Изобретение В.В. Петрова. Он построил огромную батарею, состоящую из 2100 гальванических элементов. Жизнь и деятельность Алессандро Вольта.

       Различные виды источников тока (2ч)

      Защита учебных проектов.

     Изготовление простейших химических источников тока, в том числе и «Вольтов столба».По выбору учащихся.

    Задания

1.Охарактеризуйте особенности химических источников тока.

2.Раскройте смысл понятия «химические» источники тока.

3.Рассказать о значении химических источников тока.

     

      Постоянный ток  (10ч)

  Электрический ток. Медицина об электротравмах (1ч)

Ролевая игра. «В кабинете травматолога»

Роли: врач, медсестры, пациенты, страдающие от электротравмы.

Сюжет игры. В кабинете врача ведется прием больных, страдающих от электротравмы разной степени.  Врач дает характеристику каждому виду электротравмы, анализирует физические и биологические причины. Больные рассказывают о симптомах  и о случившемся с ними. Медсестры оказывают помощь пострадавшим.

       Лекция. Меры предосторожности при работе с электроприборами. (1ч)

   Правила безопасности при эксплуатации электроустановок. Демонстрация из д/ф «Основы электробезопасности». Изолирующие подставки. Инструменты с изолированными ручками. Контрольные лампы.

       Семинар. Действия тока. (1ч)

Вопросы для обсуждения:

1)виды действия тока.

2)Область применения действий тока.

3)применение действий тока в сельском хозяйстве, в быту, в производстве.

       Практическая работа  (1ч) Электрический водонагреватель.

    Творческое задание. «Изготовить простейшего нагревателя воды».

    Рекомендуется разные способы изготовления водонагревательных приборов, ученики выбирают нужные оборудования.

     Лабораторная работа №1.  (1ч) «Определение к.п.д. водонагревателя»

Цель работы: углубить знания о тепловом действии электрического тока. Научиться определить к.п.д. электрического нагревателя.

Оборудование: электрический водонагреватель, термометр, вольтметр, реостат, внутренний сосуд

калориметра, мензурка, колба с водой, часы, источник постоянного тока.

Дополнительное творческое задание: исследуйте зависимость тепловой отдачи нагревателя от изменения температуры воды.

   Экскурсия на животноводческую ферму (1ч).

  Цель экскурсии: ознакомить учащихся с установками, принцип работы которых основан на тепловом действии тока.

Вопросы для обсуждения:

1.Как устроен электронагревательный элемент?

2.Какова мощность электронагревателя?

3.Из которого материала изготовляют электронагревательный элемент?

4.Как обогреваются электрические коврики?

5.Чем регулируется температура воды?

6.Как устроен терморегулятор?

7.Каков физический принцип его работы?

    Урок – исследование  (1ч)

«Изучение зависимости температуры нагревания от времени и массы воды в сосуде».

«Вольт - амперная характеристика-это зависимость силы тока от напряжения»

     Закон Ома. Зависимость силы тока от напряжения. Практическая работа.

          «Снятие вольт – амперной характеристики»

Цель работы: амперметр, вольтметр, магазин сопротивлений, реостат, ключ, соединительные провода, источник тока.

    Ученики собирают цепь по предложенной схеме, снимают показания амперметра и вольтметра. Формулируют зависимость между физическими величинами. Делают выводы.

      Шунт – это обходной путь для электрического тока. (1ч)

     Лабораторная работа «Определение коэффициента nА расширения предела измерения амперметра и его сопротивления».

Цель работы: научить измерить силу тока в цепи, значение которой больше предела измерения амперметра.

Оборудование: источник тока, амперметр, резистор, соединительные провода, ключ, реостат.

          Добавочное сопротивление. (1ч)

  Лабораторная работа «Определение коэффициента nв расширения предела измерения вольтметра и его сопротивление»

Цель работы: научить учащихся измерить напряжение при помощи вольтметра, значение напряжения которой выходит за пределы измерения вольтметра.

Оборудование: источник тока, вольтметр, резистор, реостат, соединительные провода.

         Омметры и авометры (1ч)

    Устройство и принцип действия омметра и авометра.

   Практическая работа.

1.Измерение сопротивления участка цепи при помощи омметра.

2.Измерение силы тока, напряжения и сопротивления при помощи авометра.


Литература для учителей и учащихся.

1.Аганов А.В., Сафиуллин Р.К. и др. Физика вокруг нас. – М.: Дом педагогики, 2012.

2.Головин П.П. Учимся радиоэлектронике. Экспериментальные задания по электродинамике.- Ульяновск.: Р.И.Ц.,Реклама,2009.

3.Журналы «Физика в школе»-2011,№8,7,  2010 №1, 2009- №2, 2008-№6.

4.Элементарный учебник физики. Учебное пособие в 3-х т. (Под ред. Г.С.Ландсберга т.2)-М.: Наука,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".

ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...

Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"

Программа  предназначена для обучающихся 9-х классов.  Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, т...

Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"

Для наглядного обеспечения   краткого  информирования по курсу....

Элективный курс "Познание мира по картам"

Элективный курс разработан на основе существующих и опубликованных курсов и адаптирован для Оренбургского президентского кадетского училища. Представлен в сокращенном виде....

КТП элективного курса "Познание мира по картам"

Календарно-тематическое планирование элективного курса "Познание мира по картам"(для ОПКУ)...

Программа элективного курса "В мире английских звуков"

Программа кружка « В мире английских звуков» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а т...

Элективный курс "Биология среди наук" с использованием ИКТ

 В брошюре представлена моя авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки в 9 классе,  которая была опубликована (без приложений)  в сборнике программ элект...