РП_Физика_1_курс_2015_16
рабочая программа по физике на тему

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика

по специальности 21.02.05  Земельно-имущественные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_1_kurs_2015_16.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика

по специальности 21.02.05  Земельно-имущественные отношения

2015г


Рабочая программа учебной дисциплины Физика  разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО).

Организация: смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Ельнинский сельскохозяйственный техникум».

Составитель: Балан С.Ф., преподаватель общеобразовательных дисциплин СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум».

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании цикловой комиссии  общеобразовательных и социально-экономических дисциплин

Протокол №   ____ от __________________ 2015 г.

Председатель комиссии ____________________

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………

Содержание учебной дисциплины ………………….............................

Введение …………………………………………………………………..

  1. Введение
  2. Механика
  3. Молекулярная физика. Термодинамика
  4. Электродинамика
  5. Эволюция вселенной

Темы рефератов ……………………………………..................................

Тематический план ……………………………………............................

Требования к результатам обучения ………...........................................

Рекомендуемая литература………………………………………………        

 4

 7

 8

 7

 7

 9

 10

 14

 15

 17

 18

 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины Физика  предназначена  для изучения физики в учреждениях  среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 21.02.05  Земельно-имущественные отношения.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика в  учреждениях  среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении   специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО физика изучается как профильный учебный предмет  –  в объеме 247 часов из них 195 часов обязательная аудиторная нагрузка, 52 часа внеаудиторная самостоятельная работа.

Рабочая  программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

•        освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

•        овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

•        воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

•        использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основу   данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую  входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся  профессиональных компетенций.

В программе  по физике, реализуемой при  подготовке обучающихся по  профессиям и специальностям технического профиля,  профильной составляющей является  раздел «Электродинамика», так как  большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной  деятельности  в содержание обучения  включено выполнение практических работ, рефератов.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Изучение учебной дисциплины «Физика» заканчивается сдачей экзамена.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Физика – наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

1. МЕХАНИКА

Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью (10).

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Невесомость.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Свободные и вынужденные колебания.

Резонанс.

Образование и распространение волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Практические работы

Основные понятия кинематики. Равномерное движение

Равнопеременное прямолинейное движение

Кинематика вращательного движения

Основные понятия динамики

Законы Ньютона

Закон всемирного тяготения

Закон сохранения импульса

Работа. Мощность. Энергия

Закон сохранения энергии

Давление

Гидравлический пресс

Плавание тел. Закон Архимеда

Исследование механических колебаний

Механические колебания

Волновые колебания

2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтвер-ждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

Практические работы

Основные понятия МКТ

Основное уравнение МКТ и следствие из него

Уравнение идеального газа

Уравнение состояния идеального газа. Закон Дальтона

Внутренняя энергия идеального газа. Уравнение теплового баланса

Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. КПД тепловых машин

Влажность воздуха

Смачивание. Капиллярность

Тепловое расширение тел

3. Электродинамика

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электриче-ское сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромаг-нитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.  Правило Ленца.  Самоиндукция. Индуктивность.

Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансфор-матор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.  

Собственная и примесная проводимости полупроводников.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Электродвигатель.

Электроизмерительные приборы.

Электромагнитная индукция.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Работа электрогенератора.

Трансформатор.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Интерференция света.

Дифракция света.

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.

Оптические приборы

Практические работы

Электрическое поле. Закон Кулона

Потенциал электрического поля. Работа сил по перемещению заряда в электрическом поле

Электроемкость. Энергия заряженного проводника в электростатическом поле

ЭДС и внутреннее сопротивление источников тока. Закон Ома для полной цепи

Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений  материалов

Исследование сопротивлений проводников при параллельном и последовательном соединении

Работа и мощность тока. Тепловое действие тока

Мощность в цепи постоянного тока

Исследование сложных цепей постоянного электрического тока

Электрический ток в электролитах и газах

Магнитное поле и его основные характеристики

Законы электромагнетизма. Работа по перемещению проводников с током в магнитном поле

Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитного поля

Явление резонанса в цепи переменного тока

Трансформатор

Дифракция и интерференция

Линза. Построение изображений в тонкой линзе

4. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и кор-пускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на ис-пользовании фотоэффекта.

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Излучение лазера.

Линейчатые спектры различных веществ.

Счетчик ионизирующих излучений.

Практические работы

Квантовая природа света. Энергия импульса фотона

Внешний фотоэффект. Уравнение Эйнштейна

Давление света

Модель атома по Резерфорду. Постулаты Бора.

Строение атома. Постулаты Бора

Явление люминесценции

Естественная радиоактивность

Атомное ядро. Дефект массы. Ядерные реакции

Деление тяжелых ядер и синтез легких атомных дер

5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Образование планетных систем. Солнечная система.

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.

Темы рефератов

1. Связь физики с другими науками.

2. Все о человеческом биополе.

3. Характеристика основных источников света.

4. Сущность внешнего фотоэффекта.

5. Особенности интерференции света.

6. Магниты: специфика их взаимодействия с другими предметами.

7. Устройство микроскопа.

8. Ньютон и его открытия в физике.

9. Скорость света: методы определения.

10. Резердорф и его опыты.

11. Теория упругости.

12. Методы получения полупроводниковых пластин.

13. Действие поляризационных приборов.

14. Потеря тепловой и электрической энергии во время автоперевозок.

15. Распространение радиоактивных волн.

16. Баллистическая межконтинентальная ракета.

17. Принцип действия радиоактивных двигателей.

18. Проявление законов силы трения в повседневной жизни человека.

19. Максвелл и его электромагнитная теория.

20. Сущность и значение термообработки.

21. Характеристика торсионных полей и технологий.

22. Способы умягчения воды.

23. Электромагнитные волны и электромагнитное излучение.

24. Принцип действия аккумуляторов.

25. Шаровая молния – уникальное природное явление.

26. Экспериментальное исследование электромагнитной индукции.

27. Функционирование электростанций.

28. Преобразований энергий.

29. Использование электроэнергии.

30. Ядерная энергетика.

31. Действие оптических приборов.

32. От водяных колес до турбин.

33. Значение экспериментов Николы Теслы.

34. Солнце как источник энергии.

35. Ультразвук и возможности его применения.

36. Представление картины мира с точки зрения физики.

37. Явление радуги с точки зрения физики.

38. Энергия водных источников.

39. Виды источников искусственного освещения.

40. Изучение физики с помощью компьютерных технологий.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы учебного плана

Максимальная нагрузка

Количество часов

На

самостоятельное изучение

Практических занятий

Всего

Сокращения

ВВЕДЕНИЕ

2

2

-

-

-

РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА

50

40

-

10

30

РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

44

34

-

10

18

РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

100

88

10

12

34

РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

32

22

-

10

18

РАЗДЕЛ 5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

19

9

-

10

-

ИТОГО

247

195

10

52

100


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2013.

Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2013.

Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2013.

Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2013.

Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.

Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2013.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2013.

Для преподавателей

Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2013.  

Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2012.

Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2012.

Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.