Технологическая карта конструирования урока на деятельностной основе
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Шиханова Ирина Ивановна

Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davlenie_gaza.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

«Бурятский республиканский институт образовательной политики»

«Кафедра инновационного проектирования»

Технологическая карта конструирования урока

на деятельностной основе

Проверили: доктор педагогических наук, профессор: Ваганова В.И.

доктор педагогических наук: Скокова Л.В.

кандидат педагогических наук: Лыгденов В.Ц.

Заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент: Е.Р. Тармаева

Руководитель курсов: Л.А. Дамбиева

Составитель: учитель физики Шиханова Ирина Ивановна МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

.

г. Улан-Удэ 2017г.

Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъекта, что является целью современного образования.

Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика.

Предмет

физика

7 класс

Тема урока № 3

«Давление газа»  раздела IV «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

 Основная задача урока: вовлечь обучающихся в процесс формирования новых знаний.

Привлечь учащихся к активной деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин. Используя физические эксперименты, побудить учащихся, самим выяснить причины давления газа и его зависимость от других физических величин.

 -Создать условия для выяснения физической природы давления газа, причины его возникновения. Создать условия для определения зависимости давления газа от других физических величин.

Образовательная.  Побудить учащихся на уроке к активной деятельности, по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин.

Воспитательная. Формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знаний.

Развивающая. Развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы, проводить мыслительный эксперимент.

Планируемые образовательные результаты:

Предметных

Метапредметных

Личностных

Умение формулировать понятие давления газа; знать/называть единицы измерения давления газа; умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении газа; умение определять зависимость  давление от параметров; овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; приобретение  опыта простых экспериментальных исследований

Формирование  умений самостоятельного приобретения знаний, постановки целей  учебной деятельности

Познавательные

Овладение навыками:

нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный  опыт  и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные.

Развитие умений:

- организовывать и планировать

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные

Формирование навыков:

- анализировать полученный

результат

Развитие  навыков самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, формирование ценностных отношений к результатам обучения.

Прогнозирование результата: В ходе изучения данной темы учащиеся будут знать, что давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызываются ударами молекул газа. Давление газа зависит: от числа молекул, от их размера, от температуры и степени сжатия газа.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап

Знакомство с детьми,  требованиями к учебным принадлежностям на уроках физики.

Повторение

Регулятивная деятельность

Задает вопросы.

1. Приведите примеры использования больших площадей опоры для уменьшения давления.

2. Зачем у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?

3. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

Отвечают на вопросы.

1.Для уменьшения давления используют опоры мостов, фундаменты зданий.

2.Широкие колеса делают для того чтобы, с помощью увеличения площади, уменьшить давление на мягкий грунт.

3.Потому что при уменьшении площади, увеличивается давление.

Актуализация знаний

1.Вспомним, из чего состоит вещество?

2.Какие три состояния вещества вы знаете?

3.Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний, как ведут себя молекулы газа?

1.Вещество состоит из мельчайших частиц, молекул.

2.Твердое, жидкое и газообразное.

3.Газ не имеет формы и объема. Молекулы в газе расположены далеко друг от друга.

Определение целей совместной деятельности

Ребята!

В руках у меня надутый воздушный шарик. 

-Что же будет объектом нашего изучения?

- А чем наполнен шарик?

-Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар?

-Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще.

-Предлагаю вам  попробовать сжать шарик.

-Что вам мешает при сжатии?

-Что действует на оболочку шарика?

-Что,  по вашему мнению, мы будем изучать?

После вариантов ответов обобщаем: Газ давит на оболочку, т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей.

Итак, сегодня на уроке, мы будем выяснять причины и факторы вызывающие давление, объясняющие давление газа. Открываем тетради, записываем число, тему урока.

-Ответ ученика (воздушный шарик)

-Ответ ученика (воздухом)

-Ответ ученика (гелием, водородом)

-Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы.

-При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике.

На оболочку шарика действуют молекулы воздуха.

-Сегодня на уроке мы будем изучать давления  воздуха, и других газов.

Целью нашего урока будет изучение давления газа.

Изучение новых знаний и способов деятельности

Задает вопрос

Есть ли отличие в оказании давления?

 Что необычного?

Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору? (проблемная ситуация).

(эксперимент). Перед классом три ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.

Ответы учеников. Отличие есть – в случае давления жидких и твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.

Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа.

 (эксперимент).  Под колокол воздушного насоса помещаем завязанный воздушный шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачивают воздух из- под колокола. Оболочка шарика постепенно раздувается и принимает форму шара. Почему? Что происходит?

-И так можно сделать вывод, почему возникает давление газа?

Теперь я предлагаю, на практике установить от чего зависит давление газа? В тетради записываем: давление газа зависит?

Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими.

(эксперимент). Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит?

-Чем больше количество молекул, тем выше давление.

(эксперимент). На горлышко бутылки надеты воздушные шарики. Одну бутылку поливаем горячей водой, а другую холодной. Что происходит?

(эксперимент).  Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (создание проблемной ситуации)

-В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов.

Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

Из -под колокола откачиваем воздух, значит, число молекул под колоколом становится меньше. В шарике же число молекул остается прежним, их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки.

-Воздух  в шарике будет стремиться занять весь предоставленный объем. Так как под колоколом создается разряжение.

- Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.

Записывают в тетради

-При ударах большими шариками давление больше.

-При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше.

-На бутылке, которую поливают горячей водой, шарик начинает надуваться. Так как воздух в бутылке нагревается, молекулы начинают быстрее двигаться, расстояние между молекулами увеличивается. Давление становится больше.

Ответ: Уменьшается объем.

-Чем больше сжатие,  тем выше давление и наоборот

Первичная проверка понимания нового материала.

Задачи-тесты по теме: «Давление газов».

1.Давление газа тем больше, чем   … молекулы ударяют о стенки сосуда.

а) реже и сильнее

б) чаще и сильнее

в) чаще и слабее.

..…

…..

2. Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить?

а) слева направо

б) справа налево

в) поршень останется на месте.

3.В цилиндре с газом посередине находится подвижный поршень. Что можно сказать о давлении газа слева и справа от поршня, если поршень неподвижен?

а) давление газа справа больше

б) давление газа слева больше

в) давление справа и слева одинаково.

4.Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней уменьшается?

Выполняют в тетрадях

Закрепление.

самоконтроль

1.От чего зависит давление газа?

а)  от числа молекул  

б)  от температуры газа  

и)  от объема

г) от всех названных величин

2. При уменьшении объема сосуда,  в котором находится газ давление

а)  уменьшится  

б)  не изменится  

в)  увеличится  

3. Как изменится расстояние между молекулами газа при уменьшении объема сосуда, в котором находится газ?

а)  увеличится  

б)  не изменится  

в)  уменьшится  

г)  правильного ответа нет

4. При уменьшении температуры  газа расстояние между молекулами?

 а)  увеличится

 б)  уменьшится

 в) не изменится

Применение изученного материала

Проведём опыт с игрушечным пневматическим пистолетом, стреляющим пробкой.

Делаем вывод: при уменьшении объёма воздуха, число молекул не уменьшилось, следовательно, увеличилась плотность воздуха в данном объёме. Число ударов на единицу площади увеличилось, и пробка силой вылетает из трубки.

Этап закрепления и обобщение темы

Что узнали на уроке?

Высказывание детей.

Этап рефлексии.

Рефлексия: отметить условный  уровень приращения

Отмечают на линейках:

Было интересно:

Было полезно:  

Было понятно:

Домашнее задание

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ИСТОРИИ в 9 КЛ составлена согласно требованиям ФГОС...

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"...

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе "Грибы"

Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека....