Блок уроков Плотность вещества, смешанное соединение проводников
план-конспект урока по физике (7, 8 класс) на тему

Колеганова Светлана Николаевна

Блок уроков по теме "Плотность вещества" состоит из 6 уроков, один из которых проводится как внеурочное занятие "Решение экспериментальных задач". Так же представлены уроки решения задач и контрольная работа.

Урок "Смешанное соединение проводников" разработан на деятельностной основе работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блок уроков по теме: «Плотность вещества»

1) Урок – исследование «Плотность вещества»

Цель для учащихся: самостоятельно сформулировать зависимость плотности вещества  

                                       от массы тела и его объема.

Задачи для учителя:

 Образовательные:  1) ввести понятие плотности вещества на основе наблюдений и

                                          опытов, проведенных учащимися самостоятельно.

                                     2) выработать навыки определения объема тела с помощью

                                           измерительного цилиндра (мензурки) и массы тела с помощью

                                           весов и разновесов.

  1. научить рассчитывать плотность вещества, зная массу тела и его

объем.

Развивающие:   продолжить работу      

                                     1) по развитию мышления, познавательных, общетрудовых

                                         умений;

                                     2) овладение методами научного исследования (наблюдение,  

                                         постановка эксперимента, умение делать выводы на основе

                                         анализа общих и отличительных черт объектов);                                        

                                     3) по развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные:     1) продолжить работу по формированию у учащихся добросовест-

                                         ного отношения к учебному труду;

                                     2) положительных мотивов учения;

                                     3) коммуникативных умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение

                                  демонстраций.

Методы обучения: иллюстрационный (работа с отрывком из видеофильма), репродук-

                                   тивный (проговаривают изучаемый материал), проблемный (ответы

                                   на проблемные вопросы учителя, выдвижение гипотезы), поисковый

                                   (выполнение практических экспериментальных задач), исследова-

                                   тельский метод (выяснение теоретических закономерностей при их

                                   проверке на практике)

Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.

Оборудование: весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), два цилиндра

                            одинакового объема (латунный и алюминиевый), два кубика разного

                            объема одинаковой массы, два параллелепипеда одной массы, одного объ-

                            ма, одной плотности, два мяча: баскетбольный и надувной большой, ап-

                            паратура для просмотра видеофильма; линейка, листочки с ТБ.                                                                      

Учащиеся должны:

знать:

 - физическую величину и формулу для ее определения;

 - правила техники безопасности при выполнении практической работы.

уметь:

- отличать формулу плотности среди других;

- привести примеры плотности разных веществ;

- работать с таблицей плотностей веществ;

- решать задачи (качественные, расчетные, экспериментальные);

- пользоваться лабораторными весами и измерительным цилиндром (мензуркой).

иметь представление:

- о плотности вещества, массе тела и объеме.

Структурные элементы урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

1.

Актуализация ранее усвоенных знаний (3 мин)

Учитель задает вопросы классу:

  • Что такое физическое тело?
  • Из чего состоят физические дела?
  • Какие свойства тел нам известны?
  • Как определить массу тела?
  • Как узнать объем тела?
  • Какие вещества вы знаете?
  • Какие у них свойства?
  • Чем можно охарактеризовать вещество?

Ученики отвечают на вопросы.

2.

Мотивация учебной работы (4 мин)

  • Учитель обращается к классу: «Ребята, перед вами на полу лежат два мяча (баскетбольный, легкий надувной). Скажите, пожалуйста, какой из этих мячей имеет больший объем?
  • А можно ли сказать, какой из этих мячей имеет большую массу?
  • Как вы это узнали?

  • Значит, тело с большим объемом имеет меньшую массу. Теперь перед вами две коробки одинакового объема (в одной из коробок лежит тяжелый предмет). Можете ли вы сказать на прикидку, имеют ли коробки одинаковые массы?

  • Давайте проведем эксперимент. Один из вас сейчас подействует на коробки с силами, приблизительно равными. Попробуем сдвинуть коробки.

  • Какие ощущения испытал ты?
  • Как ты думаешь, почему?
  • Значит, по внешнему виду нельзя определить массу тела?
  • Учитель демонстрирует отрывок из «Ералаша». Почему мальчик повредил ногу?
  • Можем ли мы с помощью наших знаний объяснить это?

  • Мяч надувной.

  • Баскетбольный.
  • Пользовались на уроках физкультуры (жизненный опыт).

  • Да, они одинаковые по массе.

  • Учащийся сдвигает коробки рукой.
  • Одну коробку сдвинуть легче, а другую труднее.
  • Одна коробка тяжелее другой.
  • Нельзя.

  • Масса коробки оказалась большая.
  • Нет.

3.

Постановки цели урока

  • Для того, чтобы это объяснить нужно знать массу единицы объема.

4.

Проблемный эксперимент (1 мин)

  • У вас на столах лежат весы, разновесы, мензурка, два цилиндра одинакового объема (один из латуни, а другой из алюминия). Покажите мне их.
  • Давайте сравним массу этих цилиндров. С помощью какого прибора можно это сделать? Как?
  • Учащиеся демонстрируют цилиндры.

  • Весов. Положить на чашки весов цилиндры. На той, которая перевесит, стоит цилиндр с большей массой (перевесит латунный цилиндр).

5.

Выдвижение гипотезы

  • Оказывает помощь учащимся
  • 1 см3 этих веществ имеет разную массу

6.

Экспериментальная проверка гипотезы (5 мин)

  • Давайте в этом убедимся. Что надо сделать?

  • Так значит, существует какая-то физическая величина, являющаяся характеристикой вещества.  Эта величина называется плотностью. Давайте проверим теперь плотность двух кубиков одинаковой массы (проверить с помощью весов), но разных объемов.
  • Теперь мы возьмем два одинаковых параллелепипеда, изготовленных из одного и того же вещества. Что вы можете сказать о плотности этих тел?
  • С помощью весов найдем массу цилиндров, а с помощью мензурки их объемы. Затем рассчитаем массу 1 см3 каждого вещества, разделив массу тела на его объем.

( учащиеся выполняют опыт, записывают расчеты. Делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные).

  • Учащиеся делают вывод: плотность кубика с меньшим объемом больше

  • Плотность этих тел одинакова

7.

Введение понятия «плотность вещества» (6 мин)

  • Физическая величина, численно равная массе единицы объема данного вещества, называется плотностью этого  вещества. Обозначается ρ.
  • Вычисляется по формуле      

         m

                                                       

                  ρ     V

  • Вводит единицу измерения плотности вещества

  • А если мы захотим вычислить плотность воздуха в нашем кабинете, какие же единицы  будем использовать? Связь между единицами кг/м3 и г/см3.
  • Находим значения плотности для любого вещества в таблице.

                                 

  • Учащиеся записывают определение у себя в тетрадях.

  • Учащиеся совместно с учителем работают с треугольником.

  • Делают вывод из опытов, что плотность измеряется в г/ см3

  • Тогда придется взять единицей измерения плотности кг/м3 (СИ)
  • Записывают: г/см3 в кг/м3 * 1000,

кг/м3 в г/см3: 1000.

8.

Актуализация полученных знаний (8 мин).

  • Учитель задает вопросы:
  • Что называется плотностью?
  • Назовите единицы измерения плотности.
  • Работа с таблицей плотности.
  1. Что означают записи: плотность латуни 8500 кг/м3, плотность молока 1030 кг/м3, воздуха 1,29 кг/м3;
  2. Чему равна масса 1 м3фарфора, 1 см3 свинца, 1 дм3 керосина (обратить внимание на 1 л);
  3. Найдите твердое вещество, плотность которого наибольшая; найдите твердое вещество, плотность которого наименьшая; найдите плотность  жидкого вещества, плотность которого наибольшая.
  4. Объясните различие в плотности твердых, жидких, газообразных веществ;
  5. Найдите вещество, которое встречается в природе во всех трех состояниях и назовите его плотности в этих состояниях.
  6. Какая из указанных жидкостей имеет одинаковую плотность: нефть и спирт; вода и нефть?
  7. Три кубика – из мрамора, льда и латуни – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какую - наименьшую?
  8. Какая из трех ложек одинаковой массы – стальная, алюминиевая или серебренная – имеет больший размер?
  9. Наибольшая плотность имеет вода при 40С. Как изменяются масса, объем и плотность воды при охлаждении ее от 4 до 0 0С?
  • Учащиеся работают с таблицей.
  • Учащиеся решают качественные задачи устно

9.

Экспериментальная задача (15 мин).

  • Цель: определить массу воздуха в нашем кабинете. Что для этого нужно знать?
  • Что надо замерить, чтобы вычислить объем воздуха в кабинете?
  • Каким прибором мы это сделаем?
  • Приступаем. Работаем в тетрадях для опытов.

  • Что делаем теперь?

  • Где нужно найти плотность воздуха?

  • Какой формулой будем пользоваться при нахождении массы воздуха?

  • А сколько же воздуха приходится на каждого из нас?
  • Объем и плотность воздуха.

  • Длину, ширину, высоту.

  • Линейкой.

  • Дети берут линейку и начинают делать измерения. Получают значения ширины, длины, высоты. Переводят в м.

  • Вычисляем объем по формуле V = abc.
  • Вычисляют объем.

  • В таблице.
  • Находят в таблице плотность воздуха.

  • m = ρ V.

  • Делают расчеты.

  • Чтобы узнать это, надо массу воздуха в кабинете разделить на количество человек в кабинете.

10.

Подведение итогов урока (1 мин).

  • Какую величину, характеризующую вещество мы с вами сегодня узнали?
  • Подводим итоги практических работ. Выставляет оценки.
  • Отвечают на вопрос учителя.

11.

Организация работы дома (2 мин).

  • Прочитать § 21,22 учебника физики 7 класса А.В.Перышкина.
  • Дома я вам предлагаю оценить объем своего тела, если известно, что средняя плотность человека близка к плотности воды.
  • Предложите способ определения плотности неизвестной жидкости, используя только стакан, воду, весы, разновес (задание для учеников, обучающихся на «4» и «5»).
  • Записывают домашнее задание.

2) Урок решения экспериментальных задач*

(урок проводится на внеурочном занятии)

Цель для учащихся: закрепить практические умения и теоретические знания по данной

                                      теме на основе решения экспериментальных задач.

Задачи для учителя:

 Образовательные:  1)   закрепить понятие плотности вещества на основе наблюдений и

                                           опытов, проведенных учащимися самостоятельно.

                                     2)   закрепить навыки определения объема тела с помощью

                                           измерительного цилиндра (мензурки) и массы тела с помощью

                                           весов и разновесов.

  1. закрепить навык рассчитывания плотности вещества.
  2. отработка навыка постановки цели, составления плана работы,

определение методов работы и поиска необходимого оборудования

для достижения поставленной темы.

Развивающие:   продолжить работу      

                                     1) по развитию мышления, познавательных, общетрудовых

                                         умений;

                                     2) овладение методами научного исследования (наблюдение,  

                                         постановка эксперимента, умение делать выводы на основе

                                         анализа общих и отличительных черт объектов);                                        

                                     3) по развитию самостоятельности учащихся.

                                     4) формирование исследовательской позиции учащихся.

Воспитательные:     1) продолжить работу по формированию у учащихся добросовест-

                                         ного отношения к учебному труду;

                                     2) положительных мотивов учения;

                                     3) коммуникативных умений.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Формы обучения: беседа,  фронтальные лабораторные опыты, обсуждение

                                  демонстраций.

Методы обучения: репродуктивный (проговаривают изучаемый материал), проблемный                              

                                   (ответы на проблемные вопросы учителя, выдвижение цели), по-

                                   исковый (выполнение практических экспериментальных задач), ис-

                                   следовательский метод (выяснение теоретических закономерностей

                                   при их проверке на практике).

Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.

Оборудование: весы (2 шт.), разновесы, измерительный цилиндр (мензурка) (2 шт.),  

                            стакан (2 шт.), вода, песок, молоко, насыщенный раствор поваренной

                            соли, листочки с ТБ, планы проведения экспериментальных задач.

Учащиеся должны:

знать:

 - физическую величину плотность и формулу для ее определения;

-  на основе формулы определять массу вещества и ее объем.

 - правила техники безопасности при выполнении практической работы.

уметь:

- отличать формулу плотности среди других;

- привести примеры плотности разных веществ;

- работать с таблицей плотностей веществ;

- решать задачи (качественные, расчетные, экспериментальные);

- пользоваться лабораторными весами и измерительным цилиндром (мензуркой).

иметь представление:

- о плотности вещества, массе тела и объеме.

Структурные элементы урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

1.

Актуализация знаний (5 мин).

Учитель задает классу вопросы:

  • С какой физической величиной, характеризующей вещество, мы познакомились на прошлом уроке?
  • Что называется плотностью вещества?
  • Что нужно знать, чтобы найти плотность вещества?
  • Как найти плотность, зная массу тела и его объем?
  • Как найти массу тела, зная плотность вещества и ее объем?
  • Как найти объем тела, зная плотность вещества, из которого изготовлено тело, и массу этого тела?
  • Где находят плотность вещества?
  • В каких единицах измеряют плотность вещества?
  • Что означает запись: «Плотность воды равна 1 г/см3»? Дайте значение плотности воды в кг/м3.
  • Назовите вещество, которое в таблице плотности встречается во всех трех состояниях?
  • Назовите плотности льда, воды, водяного пара.
  • Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?
  • Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

2.

Проверка домашнего задания (4 мин).

  • Я задавала на дом вам оценить объем своего тела, зная масса вашу и принять плотность вашего тела приблизительно равной 1000 кг/м3. Давайте посмотрим ваши результаты.
  • А кто из вас справился со вторым заданием. У кого есть предложения или план по определению плотности неизвестной жидкости?
  • Оказывает помощь ученикам в составлении плана или исправлении ошибок.
  • Учащиеся называют свои ответы. Один из них комментирует.

  • Учащиеся предлагают свой план работы.

  • Ученики записывают план работы в тетрадь для опытов.

3.

Решение экспериментальных задач (30 мин).

  • Итак, целью нашего сегодняшнего урока будет определение плотности жидкости. На прошлом уроке мы с вами находили плотность твердого тела, определили массу воздуха в кабинете. А сегодня будем работать с различными жидкостями. Но сначала мы познакомимся с ТБ.
  • Прежде чем мы перейдем к определению плотности неизвестной жидкости, мы определим сначала плотность воды. Какие физические приборы нам для этого надо? Возьмите их с демонстрационного стола (на столе стоят мензурка, весы, разновесы, линейка, стакан, амперметр, пробирка, динамометр).
  • Какие измерения мы должны сейчас сделать?

  • Определили плотность воды. А теперь определим плотность неизвестной жидкости. Я предлагаю определить плотность молока.

  • Теперь усложним задачу. У меня в руках стакан с насыщенным раствором поваренной соли.  Масса воды в этом растворе равна 50 г. Задача: определить массу соли в воде. Подсказка: общий объем раствора складывается из объемов воды и соли. Давайте совместно напишем план работы. (Сначала измерим объем раствора с помощью мензурки. Взвесим на весах пустой стакан. Нальем в стакан раствор соли. Взвесим на весах массу раствора со стаканом. Разностью между массой стакана с раствором и массой самого стакана найдем массу раствора. Используя формулу, найдем плотность раствора – 1, 03 г/см3.   Из формулы ρ = (mв + mс)/ V0 найдем mв + mс. Затем, зная массу чистой воды, найдем массу соли в растворе).
  • Учащиеся берут с демонстрационного стола мензурку, весы, разновесы, стакан.

  • С помощью весов измеряем массу пустого стакана.
  • Затем наливаем воду в стакан.
  • Определяем массу стакана вместе с водой.
  • Чтобы найти массу воды надо из массы стакана с водой отнять массу пустого стакана: mсв – mс = mв.
  • С помощью мензурки замерим объем воды.
  • По полученным данным, используя формулу плотности, определим плотность воды в г/см3 (1 г/см3).

  • Учащиеся выполняют все те же действия. Таким образом, находят плотность молока (1,03 г/см3).

  • Учащиеся совместно с учителем составляют план решения задачи.

  • Учащиеся выполняют совместно с учителем все измерения.

  • Учащиеся совместно с учителем выполняют все вычисления.

4.

Подведение итогов урока (1 мин).

  • Учитель выставляет оценки за урок.

5.

Организация работы дома(5 мин).

  • Домашнее задание: а) определить среднюю плотность сухого  песка. б) определить плотность дерева, из которого изготовлен кубик (кубики даются учителем учащимся на дом).
  • Для того чтобы выполнить дома вам домашнее задание, мы сейчас сделаем соответствующие измерения.
  • Перед вами сухой песок. Что надо замерить?
  • Что надо сделать с кубиком?

  • Надо замерить объем песка и его массу.
  • Замерить его массу. А дома найдем его объем, замерив длину, ширину и высоту.

Урок 3  Лабораторная работа «Определение плотности вещества твердого тела»

Цель урока: определение плотности твердого тела помощью весов и измерительного цилиндра.

Оборудование: весы, разновесы, измерительный цилиндр, нитка, алюминиевый и стальной цилиндр из набора калориметрических тел.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Решение задач № 257, № 259 из задачника В.И.Лукашика, Е.В.Иванова 7-9 класс.
  3. Выполнение лабораторной работы по инструкции учебника А.В.Перышкина 7 класс.
  4. Домашнее задание: № 256, 260.

Уроки 4, 5 «Решение расчетных задач»

Урок 6. Контрольная работа по теме «Взаимодействие. Масса и плотность тела».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»

ВАРИАНТ 1

  1. Какова масса меда, если он заполняет банку вместимостью 500 см3? (Плотность меда 1,4 г/см3).
  2. Масса медного бруска 17,8 кг. Какова плотность меди?

   

  1. В один из измерительных цилиндров налита вода, а в другой – керосин. В каком из них находится керосин? (плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3)

     

  1. У вас есть мензурка, весы, разновесы. Как измерить плотность молока?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»

ВАРИАНТ 2

  1. Керосин массой 4 кг занимает объем 5 л. Какова его плотность?
  2. Определите массу сухой сосновой балки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда, длиной 4 м, шириной 0,3 м, высотой 0,2 м. (Плотность сосны 400 кг/м3).
  3. На одну чашу весов помещен брусок из свинца, на другую – из олова. На какой чашке находится свинцовый брусок? (Плотность свинца 11300 кг/м3, олова 7300 кг/м3).

     

       4. Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?

Урок «Смешанное соединение проводников» (8 класс)

Цели деятельности педагога:

  1. образовательные: закрепить знания учащихся по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников»; научить решать задачи на смешанное соединение проводников.
  2. развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений; овладению методами научного исследования (собирать установки по схемам, делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
  3. воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения, коммуникативных умений, дисциплинированности.

Учащиеся должны:

знать:

  • закон Ома для участка цепи;
  • законы последовательного соединения проводников;
  • законы параллельного соединения проводников;
  • правила техники безопасности при выполнении практической работы.

уметь:

  • читать схемы;
  • собирать электрическую цепь по принципиальной схеме (соблюдение полярности, подключение измерительных приборов амперметра и вольтметра в цепь);
  • пользование терминологией на данную тему;
  • решать задачи с использованием законов и формул (качественных и количественных).

Иметь представление:

  • о смешанном соединении проводников.

Действия учащихся и методы обучения:

  • пользуются готовыми схемами (иллюстрационный метод);
  • проговаривают про себя или в группе изучаемый материал (репродуктивный метод);
  • отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);
  • включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы, выполняют практические экспериментальные задачи (частично-поисковый метод);
  • выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).

Оборудование:

  1. Для работы групп экспериментаторов: источники питания (2), ключи (2), амперметры (6), вольтметры (6), низковольтные лампы на подставке (4), соединительные провода.
  2. Инструкция по технике безопасности.
  3. Наборы рисунков, схем по данной теме.
  4. Дидактический раздаточный материал (домашнее задание).
  5. Набор магнитов.
  6. Ход практических работ.

Этап урока

Деятельность

Учителя

учащихся

1.

Организационный момент (2 мин).

  • Учитель делит класс на две группы.
  • Говорит вступительное слово.
  • Делятся на две группы.
  •  Мобилизуют внимание.

2.

«Затравка» (постановки цели урока, 3 мин).

  • Повторение в игровой форме законов последовательного и параллельного соединения проводников.
  • Активно участвуют в играх, используя свои знания.

3.

Чтение схем (4-5 мин).

  • Выявить знания по законам последовательного, параллельного соединения, по элементам схем.
  • Называют элементы схем, направление тока, выявляют правильность и неправильность подключения измерительных приборов в цепи, выявляют последовательное и параллельное соединение проводников (работа в группах).

4.

Практическая работа «Последовательное и параллельное соединение» (15 мин).

  • Проводит инструктаж по ТБ, знакомит учащихся с соответствующим оборудованием, объясняет цель и порядок выполнения работы каждой группы отдельно, проводит контроль за правильностью выполнения работы.
  • Внимательно слушают инструктаж по ТБ, цель и порядок выполнения работы.
  • Собирают электрическую цепь по схеме.
  • Снимают показания приборов.
  • Ведут письменный расчет общего сопротивления цепи по законам последовательного и параллельного соединения.

5.

Выводы (1 мин).

  • Задает вопрос: «Что можно сказать об общем сопротивлении цепи при последовательном и параллельном соединении?»
  • Делают соответствующий вывод.

6.

Решение задач на смешанное соединение проводников (12 мин).

  • Ведет контроль за ходом мыслей и ходом решения задачи.
  • За ходом математических вычислений.
  • Решают задачи, используя данные схем (на доске один ученик, все остальные в тетради).

7.

Моя электрическая квартира (работа с рисунками – 3 мин).

  • Ставит проблему перед учащимися.
  • Решают качественную задачу.

8.

Домашнее задание (2 мин).

  • Раздает домашнее задание на листочках (раздаточный материал) каждому.
  • Объясняет суть домашней работы.
  • Записывают домашнее задание.
  • Воспринимают пояснения учителя.

9.

Итоги урока (1 мин).

  • Благодарит за работу на уроке.
  • Ставит оценку.
  • Принимают участие в обсуждении оценок.

10.

Резерв (1 мин).

Ход урока.

I.Оргмомент.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Деление класса на группы.

     II. «Затравка».

  1. Игра с карточками: найти последовательное и параллельное соединение проводников на рисунках и найти соответствующее математическое выражение законов параллельного и последовательного соединения;
  2. Игра по группам: последовательное и параллельное соединение проводников (изобразить, обратиться потом к рисункам);
  3. Сегодня на уроке мы с вами, ребята, закрепим знания по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников» и научимся решать задачи на смешанное соединение проводников.

    III. Чтение схем.

    Каждой группе дается по 3 карточки со схемами. Выявить ошибки в схемах (если они есть),  

    состав схем (из каких элементов состоит схема), направление тока в цепи.

    IV. Практическая работа в группах.

  1. Инструктаж по ТБ (у каждой группы на партах).
  2. Практическая работа № 1. Расчет общего сопротивления цепи при последовательном соединении проводников. (выполняет первая группа).

Оборудование: источник питания, ключ, вольтметр (3 шт), амперметр (3 шт), низковольтные лампы на подставке (2 шт), соединительные провода.

                                                  Ход работы.

  1. Собрать электрическую цепь по схеме (схема на столе).
  2. Снять показания амперметров.
  3. Снять показания вольтметров.
  4. Используя законы последовательного соединения проводников: I0 = I1= I2,

U0 = U1 + U2  и закон Ома I = U/ R вычислить общее сопротивление R0 = R1 + R2.

  1. Записи ведутся на листочке, а потом один ученик на доске.
  2. Погрешность вычислений.

                Практическая работа № 2. Расчет общего сопротивления цепи при параллельном сое-

               динении проводников. (выполняет вторая группа).

                Оборудование: источник питания, ключ, вольтметр (3 шт), амперметр (3 шт), низко-

                вольтная лампа на подставке (2 шт), соединительные провода.   

                                                                      Ход урока.

  1. Собрать электрическую цепь по схеме (схема на столе).
  2. Снять показания амперметров.
  3. Снять показания вольтметров.
  4. Используя законы параллельного соединения проводников I0 = I1 + I2,

U0 = U1 = U2  и закон Ома I= U/ R вычислить общее сопротивление цепи по формуле: =  + .

  1. Ведут записи на листочке, а потом один ученик на доске.
  2. Погрешность вычислений.

       V. Выводы:  общее сопротивление цепи при последовательном соединении увеличивается;

       общее сопротивление при параллельном соединении уменьшается.

       

       VI. Решение задач на смешанное соединение проводников.

        Устная работа:

  1. рис.1. найти общее сопротивление на участке цепи АБ.
  2. рис.2. Решить задачу письменно.
  3. Решение задач по схемам (см. схемы).
  1. Используя схему электрической цепи, изображенную на рис. 3, определите общее напряжение на участке АС (решает ученик из первой группы).

        Дано:                                                                       Решение:

     I0 = 5 А                  R1, R2 и R3 соединены параллельно

     R1 =  2 Ом               U1 = U2 = U3 = U

     R2 = 3 Ом              (R1, R2 = R3) и R4 последовательно

     R3 = 6 Ом              U0 = U + U4

     R4 = 5 Ом              I0 = I4  = I

     Найти:                  U4 = I4* R4,  U4 = 5 A * 5 Ом = 25 В

          U0                       =  +  +  

                                      =  +  +  = 1    R0 = 1 Ом

                                      U = 5 А * 1 Ом = 5 В       U0 = 5 В + 25 В = 30 В

                                                                                            Ответ: 30 В.

  1. Участок электрической цепи состоит из трех сопротивлений. Определите показания вольтметров V1 и V и амперметров А1 и А2 (рис. 4) (решает ученик из второй группы).

        Дано:                                                                       Решение:

      R1 = 20 Ом             По закону Ома:

      R2 = 10 Ом             U3 = I3*R3      U3 = 2A*15 Ом = 30 В

      R3 = 15 Ом             R2 и R3 соединены параллельно

     I3 = 2 A                     U = U3 = U2               

     Найти:                      U = U2 = U3 = 30B

                                       I2 =   I2 = = 3 A

                                       I = I2 + I3             I = 2A + 3A = 5A

                                       I1 = I = 5 A

                                       U1 = I1 * R1             U1 = 5 A* 20 Ом = 100 В

                                        Ответ: 30 В; 100 В; 5 А; 3А.

         VII. Моя электрическая квартира (работа с рисунками).

  1. Верно ли на рисунке соединены квартиры в единую цепь? Вес параллельно, кроме… (предохранителей).
  2. Макет «Моя электрическая квартира»
  3. Не включайте много приборов одновременно!

         VIII. Домашнее задание  - домашняя контрольная работа (каждому раздается задание на    

          листочках).

                   1.  Исследование квартиры.

  1. Все электрические приборы, которые есть у вас дома, работают при напряжении 220 В. В каком из приборов сила тока наибольшая? Наименьшая? (Мощность)
  2. Вы включили магнитофон. Как изменилось сопротивление квартиры?
  3. В какое время суток сопротивление вашей квартиры наибольшее? наименьшее?

  1. Карточки – задания (2 шт).
  2. Задача на смешанное соединение проводников (по уровню сложности).

         IX. Подведение итогов урока.

  1. Оценки выставляются по группам.
  2. Благодарю всех за трудоемкую работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников"

Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников" для учащихся 9-10 лет в объединении "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно. С презентацией этого занятия я выступала на...

Презентация открытого занятия "Смешанное соединение проводников"

Занятие "Смешанное соединение проводников" проводилось с учащимися 3-4 -х классов, использовались электроконструкторы для проведения лабораторных работ по физике, презентация с наглядным материалом....

Урок физики в 8 классе по теме "Смешанное соединение проводников"

Урок изучения нового материала. На каждого приготовила буклет "Смешанное соединение" : определение; алгоритм расчета сопротивления, силы тока и напряжения; самостоятельная работа по вариантам; домашня...

Смешанное соединение проводников.

Урок разработан в технологии системно-деятельностного подхода. Материалы к нему включают в себя презентацию урока и технологическую карту к нему....

Технологическая карта урока "Смешанное соединение проводников".

В этом файле находятся технологическая карта к уроку  "Смешанное соединение проводников" и домашнее задание на карточке с обязательной и дополнительной частями....

Разноуровневый урок физики «Решение комплексных задач на смешанное соединение проводников»

Материал урока физики в 8 классе включает в себя: конспект урока, бланки для работы учеников, самостоятельную работу, презентацию для интерактивной доски и тест-презентацию...

Урок по физике "Смешанное соединение проводников"

Тип урока: комбинированный.Методы обучения: словесные: объяснение, беседа; наглядные: презентация...