План-конспект урока:"Последовательное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Вольская Тамара Сергеевна

План-конспект урока в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledovatelnoe_soedinenie_provodnikov_8_klass.docx79.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Последовательное соединение проводников"

8 класс.

Цель урока: изучить последовательное соединение проводников; исследовать распределение токов и напряжений при последовательном соединении проводников, вычислить общее сопротивление цепи; 

Задачи: 

  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

       Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: исследовательская работа.

Демонстрационный эксперимент:

Демонстрации: последовательного и параллельного соединения проводников.

Оборудование: 2 источника питания, 4 лампочки на подставках, 2 ключа, соединительные провода, 2 планшета из картона.

1. Вводно-мотивационный этап.

2. Этап актуализации опорных знаний.

КРОССВОРД.

img2

По горизонтали: 

1. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома. (Электрон.)

2. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра. (Нейтрон.)

3. Физическая величина, характеризующая противодействие, оказываемое проводником электрическому току. (Сопротивление.)

4. Единица электрического заряда. (Кулон.)

5. Прибор для измерения силы тока. (Амперметр.)

6. Физическая величина, равная отношению работы тока к переносимому заряду. (Напряжение.)

По вертикали: 

1. Процесс сообщения телу электрического заряда. (Электризация.)

2. Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра. (Протон.)

3. Единица напряжения. (Вольт.)

4. Единица сопротивления. (Ом.)

5. Атом, присоединивший или потерявший электрон. (Ион.)

6. Направленное движение заряженных частиц. (Ток.)

Проблемная ситуация.

На столе собраны две электрические схемы включения двух лампочек:

последовательное соединение: 

img2

параллельное соединение: 

img3

   Как соединены между собой лампочки, учащиеся не видят (подставки и их соединения закрыты планшетами)

Вопрос 1: Почему накал лампочек не одинаков?

Вопрос 2: Как объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики?

Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

   Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и  корректно ответить на поставленные вопросы.  Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о постоянном токе и  о понятиях и законах, его описывающих, но к концу урока, я надеюсь, мы найдём ответы на все вопросы.

   Включаю елочную гирлянду – горят все лампы. Одну лампу убираю – гирлянда не горит. Почему? На этот вопрос дадим ответ в конце урока.

Вспомним:
1) Как включаются в электрическую цепь амперметр и вольтметр.
2) Формулу закона Ома.
3) Какие правила техники безопасности должны соблюдать при работе с электрическими цепями.

Последовательное соединение  проводников.img1

А теперь подумайте и ответьте: почему, убрав одну лампу, гаснет вся гирлянда?

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

   Исследуем параметры последовательного соединения. Для этого разделимся на две группы: одна получает задание исследовать силу тока при  последовательном соединении проводников, другая напряжение при последовательном соединении проводников.
На столе у вас приборы, постарайтесь понять, к какой группе вы относитесь? Как это можно определить? ( Ответ: по амперметру и вольтметру)

Группа 1. Исследование силы тока на различных участках цепи и общей силы тока в цепи.

Оборудование: Источник питания,  резистор, лампочка, ключ, амперметр, соединительные провода.

Ход выполнения работы: 

  • Соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и последовательно соединенных резистора и лампочки.
  • Измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.
  • Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на различных участках.

Группа 2. Исследование общего напряжения и напряжения на различных участках  цепи.

Оборудование: Источник питания, резистор, ключ, лампочка, вольтметр,  соединительные провода.

Ход выполнения работы: 

  • Соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и последовательно, соединенных резистора и лампочки;
  • измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;
  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и  значением силы тока.

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания для расчета сопротивления. Формула для сопротивления получается из того, что, соединяя проводники последовательно, мы как бы увеличиваем длину проводника. Поэтому сопротивление цепи становится больше сопротивления одного проводника и сопротивления складываются.

Применение знаний для расчета схем.

Схема №1.

Какую силу тока показывает амперметр, если показания вольтметра 3В?

img11

Схема №2.

Каковы показания вольтметра, если сила тока в цепи равна 0,5 А?

img13

Схема №3.

Каковы показания вольтметров, если амперметр показывает 1,5А?

img15

5. Этап закрепления нового материала.

  Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. И сейчас пришло время проверить ваши умения применять на практике ваши знания. Ребята получают листы с задачами. Задачи решаются около доски. Те ребята, которые решают с опережением, работают самостоятельно. Их работы проверяются в конце урока.

  1. Общее сопротивление трех одинаковых последовательно соединенных ламп составляет 36 Ом. Чему равно сопротивление каждой лампы?
  2. Три проводника сопротивлением 12 Ом, 9 Ом и 3 Ом соединены последовательно. Напряжение на концах цепи 120 В. Найти силу тока в цепи.
  3. Гирлянда из 60 лампочек включена в сеть напряжением 210 В, сила тока в цепи равна 0,5 А. Определить сопротивление каждой лампы, если все они соединены последовательно.
  4. Объясните, как осветить елку 5-вольтовыми лампочками, если напряжение в сети 220В?
  5. В сеть напряжением 120В включены последовательно две электрические лампы сопротивлением по 200 Ом каждая. Определить ток идущий через лампы.
  6. В сеть напряжением 220В последовательно включены лампа накаливания сопротивлением 400 Ом и электрическая плитка 40 Ом. Определите силу тока в цепи.
  7. Два последовательно соединенных проводника включены в сеть напряжения 36 В. Сопротивление первого проводника 10 Ом. Напряжение на втором проводнике 16 В. Определите силу тока в цепи, сопротивление второго проводника, общее сопротивление проводников и напряжение на первом проводнике.

۩ 7.Домашнее задание: 1 группа [11] №799(а).

                                          2 группа [11]№ 799(б).

6. Рефлексия:

  • Было легко и интересно;
  • Было трудно, но интересно;
  • Было легко, но не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Последовательное соединение проводников".

Презентация урока "Последовательное соединение проводников"....

Сценарий урока "Последовательное соединение проводников"

В основу построения данного урока положен исследовательский метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Последовательное соединение проводников»

Тема урока: «Последовательное соединение проводников» Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.Цель урока: экспериментально изучить последовательное соединение проводников в э...

Конспект урока "Последовательное соединение проводников"

Разработка урока по теме "Последовательное соединение проводников" в 8 классе....

Методическая разработка урока "Последовательное соединение проводников"

Цель урока:Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.Образовательная:исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при п...

План урока:"Последовательное соединение проводников" 8кл.

Конспект  к уроку физикина тему: Последовательное соединение проводников. 8кл....

Конспект урока "Последовательное соединение проводников"

Тема "Последовательное соединение проводников"...