Курс по выбору "Решение физических задач"
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Брин Лариса Валерьевна

Программа курса по выбору «Решение физических задач» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Расчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ek_8_dlya_sayta.docx40.25 КБ
Файл utp_ek_8g_dlya_sayta.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

методического объединения учителей   от ________________

№  _

Руководитель МО

_____________//

Протокол заседания методического совета от  ______________

№  _

Заместитель директора       __________/./

Приказ  от  __________

____

Директор школы _____________//

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По

Курсу по выбору «Решение физических задач»

(Указать предмет, курс, модуль)

Уровень обучения (классы)

основное общее образование 8 класс

Сроки реализации программы

1 год

Количество часов всего

      35 часов

Программа разработана на основе

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Рабочая программа составлена

(Указать Ф.И.О., должность, квалификационную категорию)

Пояснительная записка

                       Программа курса по выбору «Решение физических задач» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

                    На изучение физики в 8 классе по данной программе отводится 70 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

                    Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

                   Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов.

                  Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

  1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.
  2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
  3. Выработать исследовательские умения.
  4. Сформировать представление о современной физической картине мира.
  5. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

                 Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса. Данный курс содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Учащиеся при работе по курсу «Решение физических задач» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется  разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Технологии, используемые в организации занятий:

  • проблемное обучение,
  • проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;
  • эвристические беседы;
  • практикумы по решению задач;
  • уроки-исследования;
  • работа в малых группах;
  • домашние эксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

  • самостоятельная работа по решению задач;
  • письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;
  • сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий.

Ожидаемые образовательные результаты

- Знания основных законов и понятий.

- Успешная самореализация учащихся.

- Опыт работы в коллективе.

- Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

- Систематизация знаний.

- Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

- Опыт составления индивидуальной программы обучения.

Содержание программы

I. Вводное занятие (1 ч)

Значение задач. Классификация физических задач. Основные требования к составлению задач. Приемы и способы решения задач.

II. Движение и взаимодействие тел (6 ч)

Механическое движение и его виды. Масса тела. Плотность вещества. Силы в природе. Равнодействующая сил.

            III. Давление (5ч)

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Плавание тел.

           IV. Работа и энергия (5ч)

Условие равновесия рычага. Механическая работа. Мощность. КПД механизмов. Механическая энергия.

           V. Тепловые явления (7ч)

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Теплопередача. Изменение агрегатного состояния вещества. Влажность воздуха. КПД теплового двигателя. 

VI. Электрические явления (7ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

            VII. Оптика (2ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

               VIII. Электромагнитные явления (2ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено.



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

от ____________ г.  

_                                аа                                    

Заместитель директора

______________//

Приложение к  рабочей программе по физике на уровень основного общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» от _____________ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Курс по выбору

Решение физических задач

(Указать предмет, курс, модуль)

Класс

Сроки реализации

2018 -2019 учебный год

(Указать учебный год))

Количество часов в год

35 часов

Количество часов в неделю

1 час

Календарно-тематический план разработан к

рабочей программе по

физике на уровень основного общего образования, утверждённой

приказом директора МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым

изучением отдельных предметов» от _____________

(указать рабочую программу)

Календарно-тематический план составлен

 

(Указать Ф.И.О., должность, квалификационную категорию)

СВЕДЕНИЯ О ВНЕСЁННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

Учебно-тематический план

на ____________ учебный год

№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Движение и взаимодействие тел

6

3.

Давление

5

4.

Работа и энергия

5

5.

Тепловые явления

7

6.

Электрические явления

7

7.

Оптика

2

8.

Электромагнитные явления

2

ИТОГО

35

Календарно-тематический план

п/п

Раздел, тема урока

Дата

Планируемая

Фактическая

Вводное занятие (1ч)

1

Значение задач. Классификация физических задач. Основные требования к составлению задач. Приемы и способы решения задач.

Движение и взаимодействие тел (6ч)

2

Механическое движение и его виды.

3

Масса тела. Плотность вещества.

4

Силы в природе.

5

Равнодействующая сил.

6

Решение комбинированных задач по разделу "Движение и взаимодействие тел»

7

Решение комбинированных задач по разделу "Движение и взаимодействие тел»

Давление (5ч)

8

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

9

Атмосферное давление.

10

Закон Архимеда. Плавание тел.

11

Решение комбинированных задач по разделу "Давление»

12

Решение комбинированных задач по разделу "Давление»

Работа и энергия (5ч)

13

Условие равновесия рычага.

14

Механическая работа. Мощность. Энергия.

15

КПД механизмов.

16

Решение комбинированных задач по разделу "Работа. Мощность. Энергия»

17

Решение комбинированных задач по разделу "Работа. Мощность. Энергия»

Тепловые явления (7ч)

18

Внутренняя энергия. Теплопередача.

19

Количество теплоты.

20

Изменение агрегатного состояния вещества.

21

Влажность воздуха.

22

КПД теплового двигателя.

23

Решение комбинированных задач по разделу "Тепловые явления"

24

Решение комбинированных задач по разделу "Тепловые явления"

Электрические явления (7ч)

25

Электризация тел. Электрическое поле.

26

Электрический ток. Электрические цепи.

27

Закон Ома для участка цепи.

28

Виды соединения проводников.

29

Работа и мощность электрического тока.

30

Решение комбинированных задач по разделу "Электрические явления»

31

Решение комбинированных задач по разделу "Электрические явления»

Оптика (2ч)

32

Решение комбинированных задач по разделу "Световые явления»

33

Решение комбинированных задач по разделу "Световые явления»

Электромагнитные явления(2ч)

34

Решение комбинированных задач по разделу "Электромагнитные явления»

35

Решение комбинированных задач по разделу "Электромагнитные явления»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...

Программа элективного курса "Алгоритм решения физических задач"

Программа и тематическое планирование элективного курса для 10,11 классов...

Элективный курс. Методы решения физических задач.11 класс.

Изучение элективного курса поможет удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне (как дополнение к  базовым урокам)...

Элективный курс "Методы решения физических задач" 11 класс 68 часов

Элективный курс "Методы решения физических задач"  11 класс 68 часов....

Рабочая программа курса "Решение нестандартных физических задач" для 9 класса

Целью данного курса является совершенствование познавательной сферы учащихся и формирование у них умения решать нестандартные физические задачи....

Элективный курс "Практикум решения физических задач"

Предлагаемый вашему вниманию,  элективный курс расчитан на учащихся 8-11 классов. Курс привязан  к программе и позволяет углубить и расширить знания учащихся по предмету, а также отработать ...

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение физических задач"....