Конспект урока физики в 9 классе по теме: «Источники звука. Звуковая волна»
методическая разработка по физике (9 класс)

Кудухова Надежда Васильевна

Изучение данной темы является не только знакомство с учебным материалом по теме звуковые волны, но и в большей степени, осмысление учащимися значение звука в природе, технике, искусстве, жизни человека: обучающиеся сами делают выводы об условиях существования звуковых волн и их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_9_klass_zvuki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                               «Средняя общеобразовательная школа с. Новый Батако»

Конспект урока физики в 9 классе по теме:

«Источники звука.  Звуковая волна»

Учитель физики Кудухова Надежда Васильевна

 

 

2017 – 2018 учебный год

Физика 9 класс

Предмет: физика

 класс: 9

 автор  учебника «Физика 9»:  А.В. Перышкин  

Тема урока: Источники звука.  Звуковая волна.                         Слайд № 1

        Изучение данной темы является не только знакомство с учебным материалом по теме звуковые волны, но и в большей степени, осмысление учащимися значение звука в природе, технике, искусстве, жизни человека: обучающиеся сами делают выводы об условиях существования звуковых волн и их применения.

Цель урока: Рассмотреть условия существования звуковых волн и их применения.

Задача урока: Изучение  учащимися теоретического и практического          содержания урока   по теме: «Звуковая волна».

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности звука, образовании звуковой волны,  понимание взаимосвязи между ними;
  • приобретение необходимых умений и навыков применения знаний на практике;
  • достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).      Слайд №2

- личностные (воспитательные):  развивать коммуникативные навыки, культуру общения, умение работать самостоятельно, давать самооценку.

- метапредметные (развивающие):

1. развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, развивать мышление, устную речь, зрительную память

2. интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний, ставить вопросы и находить ответы;

- предметные (обучающие): в целях развития научного мировоззрения учащихся показать физическую картину образования звуковой волны, формировать первоначальные представления о физической сущности звука, познакомить с физическими характеристиками звуковой волны.

Оборудование: камертон, металлическая линейка,  стеклянные бутылки наполненные водой до разного уровня, колокол с воздушным насосом, компьютер, проектор, презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

- Ребята, какой вопрос мы рассматривали на последнем уроке?

- Механические волны.

- Давайте вспомним основные понятия, связанные с механической волной.

- С чем связана механическая волна?

- С колебаниями.

  1. Разминка (фронтальный опрос)                      Слайды № 3 - № 9

Вопросы

  1. Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?

  1. Амплитуда колебаний –это…

  1. Частота колебаний –это…

  1. Как зависит период колебаний маятника от его длины?

  1. Механическая волна – это…

  1. Виды механической волны –

  1. Продольная волна –

  1. Поперечная волна –

  1. Физические характеристики волны –

  1. Длина волны –

  1. Скорость волны –

        2. Опыт с линейкой – колебания линейки до появления звука.

Вопрос: Чем сопровождаются колебания?

Ответ: Звуком.

- Приведите примеры звуков.

- Как вы можете объяснить появление звука?                           Слайды № 10,11

- Ребята как вы думаете, какое явление мы будем рассматривать?

- Появление звука. (Звуковые волны)

         3. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока: «Источники звука. Звуковая волна» Слайд №12.

Мы ответим на вопросы:                                                                Слайд № 13

  1. Что является источником звука?                                           Слайд № 14
  2.  Необходимые условия для существования звука.          
  3. Чем отличаются различные звуки?

   Опыт с колоколом       воздушного насоса. Учебник стр. 166

Вывод: Для распространения звука необходимы колебания определенной

частоты и необходима среда.                                                      Слайд №15

-Что такое звук?                                                                    Слайд № 16

- Зависит ли скорость звука от среды?                                            Слайд № 17

   работа с учебником стр. 167

 Загадка: Кто говорит на всех языках?   (Эхо)   Что такое эхо? Как оно      образуется?  

-  Это отражение звука от препятствия.

- Какой звук слышит человек?                                           Слайды № 18 - № 20

- Как называются звуки, которые человек не может услышать?      Слайд № 21

Учащиеся приготовили сообщения о инфрозвуках и ультрозвуках – звуках, которые человек не может слышать.

- А теперь попробуем ответить на вопрос «Чем отличаются различные звуки?»                                                                                           Слайд № 20

- Различные звуки отличаются ГРОМКОСТЬЮ, ВЫСОТОЙ и ТЕМБРОМ.                                                                                                                              

                                                                                                             

- От чего зависит высота?                                                     Слайды № 22, № 23

Высота зависит от частоты колебаний.

- От чего зависит громкость звука?                                      Слайды № 24, № 25

-Громкость звука зависит от амплитуды колебаний

- Единица измерения громкости бела, децибела.

- Тембр (звучат балалайка, скрипка, виолончель (запись))  - это совокупность тонов, то есть чистых звуков и обертонов.                           Слайды № 26, № 27

      4. Закрепление

- Что мы узнали о звуке?                                                               Слайд   № 28

   Небольшой тест                                                                   Слайды № 30 - №39

5.Самостоятельная работа                                                                 Слайд № 40

                                                                            Вопрос № 1

Верхняя граница частоты колебаний, воспринимаемым ухом человека, составляет для детей 22 кГц, а для пожилых людей 10 кГц. В воздухе скорость звука равна 340 м/с. Звук с длиной волны 17 мм.......

 (не услышит ни  ребенок, ни пожилой человек)

Вопрос № 2

Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. скорость звука 340 м/с. Какова частота колебаний камертона?

(680 Гц)

Вопрос № 3

Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 343 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.

 (3430 м)

Вопрос № 4

Какова примерно самая низкая частота звука, слышимого человеком?

 (20 Гц)

Вопрос № 5

Как называются  механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц?

 (ультразвуковые)

Вопрос № 6

К какому виду волн относятся звуковые волны?

(к продольным механическим)

6.Подведение итогов – рефлексия – самооценка, оценка уроку.

Домашнее задание:   §§ 34 – 38,  вопросы.                                Слайд № 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"

На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...

Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"

Конспект интернет - урока в 7 классе...

Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"

конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации  ...

Самоанализ интегрированного урока в 9 классе на тему: " Источники звука. Звуковые колебания"

Источниками звука являются колеблющиеся тела. О колебаниях струны мы можем судить по её звуку. Дрожание происходит с такой частотой, что струна для глаза кажется широкой, размытой линией...

Интегрированный урок в 9 классе на тему: " Источники звука. Звуковые колебания"

Источниками звука являются колеблющиеся тела. О колебаниях струны мы можем судить по её звуку. Дрожание происходит с такой частотой, что струна для глаза кажется широкой, размытой линией...