Открытый урок для 9 класса "Звуковые волны.Характеристики звука"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Хулер-оол Аясмаа Дойлусовна

В данном уроке учащиеся знакомятся с источниками звуковых волн, с их основными характеристиками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9-м классе по теме «Основные свойства и характеристики звуковых волн»

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Звуковые волны», изучение практической направленности полученных знаний.
  • Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать изучаемые факты; логически излагать мысли, развивать творческую активность учащихся.
  • Воспитательные: развивать интерес  к изучаемому материалу, способствовать формированию коммуникативных качеств, бережного отношения к своему здоровью, способствовать формированию научного мировоззрения.

Подготовительный этап.

ХОД УРОКА

В начале урока звучат звуки природы.

Учитель:

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос…

Откуда звуки возникают,
Что слух нас всюду услаждают
Пора задуматься всерьез.

Человек живет в мире звуков. Звук это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, гром во время грозы, шелест листьев, тиканье часов. О том, как рождаются звуки и что они собой представляют, люди начали догадываться  давно. Еще древнегреческий ученый Аристотель, исходя из наблюдений, верно, объяснил природу звука.

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие, целью которого является повторение и обобщение темы «Механические колебания волны. Звук».  На пути нас  ждут много преград, преодолеть которые помогут ваши знания, которые вы получили на прошлых уроках. И так мы начинаем. У нас создана группа экспертов, которая подводит итоги после каждого этапа повторения темы «Звуковые явления».

  1. Проверка теоретических знаний о природе звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какие волны называются звуковыми? (слайд 3)
  • А что можно сказать о звуковой волне? (слайд 4, анимация)
  • Что называется звуком? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой менее 16Гц называются? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой более 20000Гц называются? (слайд5)
  • Раздел механики, изучающий звук?  (слайд 6)
  • В каких средах распространяется звук?  (слайд 7)
  • Условия, необходимые для возникновения звука? (слайд 8)
  • Какие бывают источники звука (слайд 9)
  • Камертон  (слайд 10)

Закрепление теоретических знаний о природе звука.

В качестве закрепления знаний о природе звука, учащиеся  отвечают на вопросы физического диктанта. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

Физический диктант  ((Приложение 1).

«Веришь – не веришь» (слайд 11,12,13)

Учитель. Ребята, а сейчас у нас повторение и закрепление характеристик звука

  1. Проверка теоретических знаний о характеристиках звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.

Характеристики звука

У звука существуют различные характеристики. Они подразделяются: на

Объективные и субъективные  (слайд 14)

  • Субъективные: громкость, высота, тембр.
  • Объективные физические характеристики звука: Скорость, период, частота, длина волны, энергия, амплитуда.
  • От какой величины зависит громкость звука? (слайд 15) (Ответы учащихся).
  • От какой величины зависит высота тона?  (слайд 16, слайд 17 анимация) (Ответы учащихся).

Единица измерения тона – Герц.

Наиболее чувствительны наши органы слуха к частотам в диапазоне от 700 до 6000 Гц.

На доске представлена сравнительная таблица:

Частотный диапазон при обычном разговоре:

  • Мужчины 85 – 350 Гц. (включается фрагмент записи Ф. И. Шаляпина), (слайд 18)
    Женщины 160 – 340 Гц.
     Сопрано – 260-1050Гц
  • (фрагмент записи Г.П.Вишневской) (слайд 19)

Примерная частота колебаний голосовых связок при пении:

Бас 80 – 350 Гц.
Баритон 110 – 400 Гц.
Тенор 130 – 520 Гц.
Сопрано 260 – 1050 Гц.
Альт 260 – 1050 Гц.
Колоратурное сопрано 330 – 1400 Гц.

      Звуки с частотой выше 3000 Гц в качестве самостоятельный музыкальных тонов не используются, т.к. слишком резки и пронзительны.

Кроме громкости и высоты тона, музыкальные звуки характеризуются еще одним важным понятием – тембром звука.

  • Что такое тембр звука? (Слайд 18)

Получить чистый звук со строго определенной частотой колебаний, даже при полном отсутствии посторонних шумов, очень трудно, и вот почему. Любое колеблющееся тело издает не  только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других частот. Эти «спутники» всегда выше основного звука и называются обертонами, т. е. верхними тонами. Именно они и позволяют нам отличать звук одного инструмента от другого и голоса различных людей, если даже они равны по высоте. Каждому звуку обертоны придают своеобразную окраску, или, как говорят, тембр. Если основной звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук кажется мягким, «бархатным». Когда же обертоны значительно выше основного тона, мы говорим о неприятном «металлическом» голосе или звуке.

  • Объективные физические характеристики звука:

Скорость, период, частота, длина волны, амплитуда

  • Скорость (слайд 21)

Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук. В настоящее время скорость звука может быть измерена в любой среде.

Скорость звука в различных средах, м/с (при t = 20 0С)

Воздух

343

Дерево (ель)

5000

Вода

1483

Сталь

5000-6100

Гранит

3850

Стекло

5500

Медь

4700

  • Что называется длиной волны? (слайд 22)
  • Что называется периодом колебания? (слайд 23)
  • Что называется амплитудой колебания? (слайд 24)
  • Что называется частотой звука? (слайд 25)

Закрепление теоретических знаний  об объективных и субъективных характеристик звука. (Приложение 2)

В качестве закрепления знаний объективных и субъективных характеристик звука. Учащиеся  выполняют задания на соответствие. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

  1. Проверка теоретических знаний о свойствах звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какими свойствами обладают звуковые волны? (слайд 26)

Мягкие, пористые тела – плохие проводники звука. Звуковые волны в них затухают, поглощаются. Это свойство звуковых волн называется поглощение.

Вторым свойством звуковой волны является ее отражение.

Учитель. Как вы думаете, какое это явление? Эхо.

Легенда о Эхо 

Название «эхо» связано с именем горной нимфы Эхо, которая, согласно древнегреческой мифологии, была безответно влюблена в Нарцисса. От тоски по возлюбленному Эхо высохла и окаменела, так что от нее остался лишь голос, способный повторять окончания произнесенных в ее присутствии слов.

  • Что такое эхо? ( Слайд 27)
  • На какой местности горной или равнинной возникнет эхо? 
  • Почему мы не слышим эхо в нашем классе? 

Закрепление физических характеристик звука. (Приложение 3)

А теперь постараемся рассчитать физические характеристики звука (слайд 28)

Учащиеся выбирают уровень, решают  задачу,  сдают эксперту. Потом на слайде будет показаны правильные ответы

Учитель. Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.

  • Демонстрация учащимися простых опытов со звуком.

1. «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет».

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора).

2. «Проследи, как распространяется звук».

Опыт проводится с пластиковой бутылкой, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки. Если кончиками пальцев стукнуть по пленке, то пламя свечи около горлышка бутылки погаснет.

(Ударяя по натянутой пленке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле пленки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания все дальше и дальше следующим частичкам.. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя).

Учитель. Ощущение звука возникает при воздействии на органы слуха волн, распространяющихся в воздухе или других средах. Естественным приемником звуковых волн является ухо

Подведение итогов урока

Домашнее задание. Повторить §37-41. решить 2 расчетные задачи, сочинить стишок в стиле синквейн про звуковые волны.

1. Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 340 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.

2. Колебания мембраны с частотой 200 Гц в газе создают звуковую волну, распространяющуюся со скоростью 340 м/с. Определите длину этой звуковой волны.



Предварительный просмотр:

Тема урока:_______________________________________________________________

Общее свойство у всех источников звука: _____________________________________

Мы слышим как звук колебания с частотой  от ____________     до ________________.

Практическая работа «Наблюдение источника звука».

1) ________________________________________________________________________

1. Возьмите в руку линейку. Исходит от нее звук?

2. Укрепите линейку на краю парты.

3. Заставьте свободный конец линейки колебаться. Слышен ли звук?

2) _______________________________________________________________________

  1. Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли вы что-нибудь, когда молчите?
  2. Произнесите любой гласный звук. Что вы ощущаете теперь?

3) _____________________________________________________________________

1.  Возьмите два бокала. Ударьте по бокалам металлической линейкой, когда они пусты.

2. В один из бокалов до краев налейте воды. Еще раз ударьте по бокалам. Что изменилось? Как вы думаете, почему теперь отличаются издаваемые звуки?

Основные свойства звуковых волн:                                  Характеристики звуковых волн:

1.                                                                                            1.

2.                                                                                             2.

Задание  «Решаем задачи»

1) Наблюдатель находится на расстоянии 85 м от отвесной скалы. Через какое время он услышит эхо от произнесенного восклицания. (скорость звука в воздухе 340 м/с)

2) Звуковая волна распространяется в стали со скоростью 5000 м/с. Определить частоту этой волны, если ее длина 6,16 м.

Дано:                                                                   Решение:

Найти:

Дано:                                                                  Решение:

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.

1 - существительное;

2 – два прилагательных;

3 – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

4 – фраза, несущая определенный смысл;

5 – заключение в форме существительного (ассоциируется первым словом).

Например:

Физика –                                                                               Волны

Интересная, трудная                                                         Красивые, морские

Удивляюсь, изучаю, познаю                                           Наблюдаю, измеряю, считаю  

Мне она трудом дается                                                   Издалека они несутся

Эта наука.                                                                            Просто загляденье!

Домашнее задание: Повторить из учебника параграфы 37-41, решить 2расчетные задачи, сочинить стишок в стиле синквейн про звуковые волны.

1. Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 340 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.

2. Колебания мембраны с частотой 200 Гц в газе создают звуковую волну, распространяющуюся со скоростью 340 м/с. Определите длину этой звуковой волны.



Предварительный просмотр:

Фамилия и Имя:____________________________________________

Физический диктант     «Веришь – не веришь»

1.На Луне произошел сильный взрыв, например, извержение вулкана. Мы услышим его на земле?

2.Верите ли вы, что источником звука являются колеблющиеся тела?

3.Учение о звуке – баллистика?

4.Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания?

5.Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?

6.Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сбросив скафандры?

7.Звуковые волны в газах и жидкостях распространяются в виде продольных волн, не так ли?

8. Верите ли вы, что в бегущей волне происходит перенос вещества?

9. Искусственным источником звука является камертон?

10. Верите ли вы, что звуковые волны образуются в результате деформации сдвига?

Ответы:     если «да»  -  поставь знак « + »,

                      если «нет» -  поставь знак « - ».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Проверь друга:

Ответил верно на   _______ вопросов.

Ответил неверно на _______вопросов.

Оценка:  «_______».            

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла

Задание «Найди соответствие»:

А) Период измеряется в …

1) время одного колебания

Б) Частота измеряется в …

2) наибольшее смещение от положения равновесия

В) Амплитуда измеряется в …

3) Бэл

Г) Период-…

4) в секундах

Д) Частота-…

5) число колебаний в единицу времени

Е) Амплитуда-…

6) Гц

Ж) За единицу громкости звука принят…

7) Расстояние между двумя точками, колеблющимися в одинаковых фазах

З) Скорость звука измеряется

8) 85 – 350 Гц

И) Единица измерения длины волны -

9) метрах

К) Частотный диапазон при обычном разговоре у мужчин

10) м/с

Л) Длина волны – это….

11) 1 м

М) Частотный диапазон при обычном разговоре у женщин

12) 160 – 340 Гц

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Проверь друга:

Ответил верно на   _______ вопросов.

Ответил неверно на _______вопросов.

Оценка:  «_______».            

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла

Физический диктант     «Веришь – не веришь»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

-

+

-

+

-

+

-

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла

Физический диктант     «Веришь – не веришь»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

-

+

-

+

-

+

-

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла

Физический диктант     «Веришь – не веришь»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

-

+

-

+

-

+

-

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла

Задание «Найди соответствие»:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

4

6

9

1

5

2

3

10

11

8

7

12

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла

Задание «Найди соответствие»:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

4

6

9

1

5

2

3

10

11

8

7

12

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла

Задание «Найди соответствие»:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

4

6

9

1

5

2

3

10

11

8

7

12

       0-1 ошибка – «5» баллов

2-3 ошибки – «4» балла

4-5 ошибки  - «3» балла

Более 5 ошибок – «2» балла


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Тема урока: «Основные свойства и характеристики звуковых волн»

Слайд 8

Практическая работа «Наблюдение источника звука» 1. Возьмите в руку линейку. Исходит от нее звук? 2. Укрепите линейку на краю парты. 3. Заставьте свободный конец линейки колебаться. Слышен ли звук?

Слайд 9

Практическая работа «Наблюдение источника звука» Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли вы что-нибудь, когда молчите ? Произнесите любой гласный звук. Что вы ощущаете теперь?

Слайд 10

Практическая работа «Наблюдение источника звука» 1. Возьмите два бокала. Ударьте по бокалам металлической линейкой, когда они пусты. 2. В один из бокалов до краев налейте воды. Еще раз ударьте по бокалам. Что изменилось? Как вы думаете, почему теперь отличаются издаваемые звуки?

Слайд 12

Частотный диапазон при обычном разговоре: Мужчины 85 – 350 Гц. Женщины 160 – 340 Гц.

Слайд 13

Физический диктант «Веришь – не веришь» 1.На Луне произошел сильный взрыв, например извержение вулкана. Мы услышим его на земле? 2.Верите ли вы, что источником звука являются колеблющиеся тела? 3.Учение о звуке – баллистика? 4.Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания? 5.Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?

Слайд 14

Физический диктант «Веришь – не веришь» 6.Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сбросив скафандры? 7.Звуковые волны в газах и жидкостях распространяются в виде продольных волн, не так ли? 8. Верите ли вы, что в бегущей волне происходит перенос вещества? 9. Искусственным источником звука является камертон? 10. Верите ли вы, что звуковые волны образуются в результате деформации сдвига?

Слайд 15

Проверь друга: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + - - + - + - + - 0-1 ошибка – 5 баллов 2-3 ошибки – 4 балла 4-5 ошибки - 3 балла Более 5 ошибок – 2 балла

Слайд 17

Найди соответствие: А) Период измеряется в … 1 ) время одного колебания Б) Частота измеряется в … 2 ) наибольшее смещение от положения равновесия В) Амплитуда измеряется в … 3 ) Бэл Г) Период-… 4 ) в секундах Д) Частота-… 5 ) число колебаний в единицу времени Е) Амплитуда-… 6 ) Гц Ж) За единицу громкости звука принят… 7 ) Расстояние между двумя точками, колеблющимися в одинаковых фазах З ) Скорость звука измеряется 8 ) 85 – 350 Гц И) Единица измерения длины волны - 9 ) метрах К) Частотный диапазон при обычном разговоре у мужчин 10 ) м/с Л) Длина волны – это…. 11 ) 1 м М) Частотный диапазон при обычном разговоре у женщин 12 ) 160 – 340 Гц

Слайд 18

Проверь друга: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М 4 6 9 1 5 2 3 10 11 8 7 12 0-1 ошибка – 5 баллов 2-3 ошибки – 4 балла 4-5 ошибки - 3 балла Более 5 ошибок – 2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока сравнение татарских и английских звуков по теме семья в 4 классе

Максат:1.      Татар телендә [һ], [w], [ә], [ң] авазларының әйтелеше үзенчәлекләрен чагыштырырга һәм анализларга өйрәтү.2.      “Гаилә” темасы буенча ...

Открытый урок по теме "Звук. Распространение звука. Характеристика звука".

План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы "Звуковые колебания"...

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Раздаточный материал к открытому уроку "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Документ включает в себя картинки, необходимые для проведения открытого урока...

Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"

Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса....

Открытый урок на тему: «Работа над звуком в пьесе П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла "Времена года" с учащейся 5 класса Смагиной Марией. 20.12.2012 г.

Цель урока: найти нужное прикосновение, звуковые краски для полного раскрытия художественного образа произведения.Задачи: гибкость агогики, развитие внутреннего слуха, разнообразная педализация....

Открытый урок. Коррекционная работа по постановке звука К

ЦЕЛИ:Образовательная:1.Дать понятие о механизме образования звука (к).Коррекционная:1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.2.Уточнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный ...