Открытый урок по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Наумкина Елена Вячеславовна

Данный урок был проведен в рамках предметной недели в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx82.91 КБ
Файл davlenie_zhidkosti_na_dno_sosuda.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Наумкина Елена Вячеславовна

Класс: 7

Предмет: физика

Тема урока: Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления жидкости от высоты столба жидкости и ее плотности.

Задачи урока:

Образовательные: активизировать знания учащихся о причинах возникновения давления жидкости; создать условия для овладения учащимися формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; продолжить работу по формированию навыков научного познания мира.

Развивающая: формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, культуру умственного труда.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технические средства: персональный компьютер; мультимедиапроектор; видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации; демонстрационный экран.

Дидактические средства:

для учителя: иллюстрационный материал, видеоролики и анимации, презентация;

для обучающегося: тетрадь, учебник, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

- предметные: измерять давление жидкости на дно и стенки сосуда; понимать смысл формулы и применять ее на практике; владеть расчетным способом для нахождения давления жидкости на дно и стенки сосуда; использовать полученные знания в повседневной жизни; использовать метод научного познания, проводить наблюдение опытов, обнаруживать зависимость между плотностью жидкости и высотой столба жидкости, объяснять полученные результаты, делать выводы; кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Этап урока, цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

УУД

  1. Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих.

Здравствуйте! Я рада видеть вас! Уверена, наша работа будет успешной. Сегодня вы физики-экспериментаторы, и участвуете в научном познании мира.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

смыслообразование (Р), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

  1. Целеполагание

Беседа.

Объявление темы, постановка цели урока

Учитель: тест 1.

Групповая работа

Сформулируйте пожалуйста тему урока

Какие цели будут стоять перед нами на уроке?

Учитель:  Вокруг нас много жидкостей. Одни из них движутся, например, вода в реках или нефть в трубах, другие – покоятся. При этом все они имеют вес из-за притяжения к земле, и поэтому давят на дно и стенки сосуда, в котором находятся.  Действует ли жидкость на дно и стенки сосуда, если действует, то как?

Обратимся к опытам:    В стакане налита вода. Вода находится в покое.

Какой слой жидкости давит на точку А , на точку В?  Какая точка находится под большим давлением? C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Отсканировано 22.07.2015 11-58_000.jpg

(запись в ДК: чем глубже, тем больше давление) в столбец понятия, полученные на основе жизненного опыта.

Как говорил  академик Ландау Л.Д. «Верховным судьей всякой физической теории является опыт». Проделаем   опыт. (ученик выполняет опыт у доски)                                              Опыт:  в стакане из пластмассовой бутылки проделаны отверстия на разной высоте, закрытые вставленными в них спичками. Наливает воду в сосуд и одновременно вытаскивает спички. Все наблюдают, что струи жидкости с разной высоты отклоняются на разное расстояние (рис. 2). Сделаем вывод о давлении жидкости на стенки сосуда и запишем его в ДК эксперимента. (чем больше высота столба жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда)

Отлично, а как вы думаете только ли от высоты столба жидкости зависит давление на дно и стенки сосуда? А давайте проверим от чего еще?

В тетради:

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Ставят цели.

Отвечают на вопросы

Эвристическая беседа

Проговаривание последовательность действий на уроке (Р) формирование познавательной инициативы (П) постановка учебной задачи (Р)

учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Опыт: Берет два сосуда одинаковой формы (две одинаково отрезанные сверху пластмассовые бутылки), на одинаковом расстоянии от верха в них проделаны отверстия, закрытые спичками. В один сосуд наливает подсолнечное масло, в другой — воду до того же уровня. Располагает сосуды рядом и одновременно открывает отверстия, вынимая спички. Ученики  наблюдают картину изображенную на рисунке. Давайте сделаем вывод из этого опыта и запишем его в ДК эксперимента.

                                     

В тетради:

Ставят цели.

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности

Работа у доски с комментированием по образцу.

(запись в ДК: чем глубже, тем больше давление)

Опыт: Берет два сосуда одинаковой формы (две одинаково отрезанные сверху пластмассовые бутылки), на одинаковом расстоянии от верха в них проделаны отверстия, закрытые спичками. В один сосуд наливает подсолнечное масло, в другой — воду до того же уровня. Располагает сосуды рядом и одновременно открывает отверстия, вынимая спички. Ученики  наблюдают картину изображенную на рисунке. Давайте сделаем вывод из этого опыта и запишем его в ДК эксперимента.

                                     

Другой ученик показывает опыт: берет два сосуда из пластмассовых бутылок, имеющие разные площади дна, делает отверстия в боковых стенках на одинаковой высоте и закрывает их. Наливает в сосуды воду до одного и того же уровня. Одновременно открывает отверстия. Просит сказать: «Что наблюдаете?» и объяснить явление. Ученики наблюдают картину изображенную на рисунке.

                           

.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения, синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов (П)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

«Зависит ли давление на дно сосуда от его площади? Почему?»

Сформулируйте теперь итоговый вывод, объединяющий сделанные ранее выводы к которым мы пришли с помощью приборов.                                                                 Итоговый вывод делают ученики: давление жидкости зависит от уровня высоты жидкости, от рода жидкости, и не зависит от площади дна сосуда. (с помощью ДК эксперимента)  (запись в тетрадь)

Давайте проверим по учебнику, откройте пожалуйста страницу 114 и зачитайте определение написанное там?

Правильно, а теперь давайте эти опыты подтвердим  математическим путем и получим формулу для расчета давления жидкости.

Жидкость, налитая в прямоугольный сосуд, принимает форму прямоугольного параллелепипеда с площадью основания S и высотой h                         

Это равенство иллюстрирует не только способ вывода формулы для вычисления гидростатического давления. Оно также показывает, что формула p = ρgh является частным случаем определения давления – формулы p = F/S.

 

Дети выполняют эксперимент по намеченному плану, делают выводы. Один человек от каждой группы оглашает результаты.

Записывают формулу в тетрадь.

Записывают единицы измерения в тетрадь.

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

выполнение пробного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  1. Закрепление изученного материала

Работа у доски

Физкультминутка

Раз, два, три , четыре,

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево,

Всё мы делаем умело

Одну ногу поднимаем,

Этим площадь уменьшаем.

А давление растёт,

Прыгнем - вовсе пропадёт!

Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах

Определите давление на глубине 0,6 м. в воде, керосине, ртути. (решают: в воде – ученик у доски, в керосине – ученики 1 ряда, в ртути – ученики 2 ряда) ( учебник упражнение 17 № 1)

Первая задача решается вместе с учителем, вторая у доски. Один ученик решает задачи у доски, остальные пишут в тетради.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений (П).

  1. Рефлексия

Достигли ли вы целей поставленных вначале урока?

Что нового узнали на уроке?

Я удивлен…

Мне удалось…

Мне интересно…

Я понял…

Я узнал…

Оцените свою работу на уроке, какую оценку вы себе поставите.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнали от чего зависит давление на дно и стенки сосуда. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что давление жидкости на дно и стенки сосуда зависит от плотности жидкости высоты столба жидкости и ускорения свободного падения.         Спасибо дети за урок.        

Выставление оценок.

Поднимают разноцветные карточки.

(П) рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К)  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Домашнее задание

§ 39-40, вопросы. Упражнение 17 (2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

5.03.2019 Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Слайд 5

Дорожная карта эксперимента Понятия полученные на основе жизненного опыта Научная картина мира 1. Чем глубже, тем больше давление

Слайд 6

Опыт 1

Слайд 7

Дорожная карта эксперимента Понятия полученные на основе жизненного опыта Научная картина мира 1. Чем глубже, тем больше давление 1. Чем больше высота столба жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда

Слайд 8

Дорожная карта эксперимента Понятия полученные на основе жизненного опыта Научная картина мира 1. Чем глубже, тем больше давление 1. Чем больше высота столба жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда 2. От рода жидкости

Слайд 9

Опыт 2

Слайд 10

Дорожная карта эксперимента Понятия полученные на основе жизненного опыта Научная картина мира 1. Чем глубже, тем больше давление 1. Чем больше высота столба жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда 2. От рода жидкости 2. Чем больше плотность жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда

Слайд 11

Опыт 3

Слайд 12

Дорожная карта эксперимента Понятия полученные на основе жизненного опыта Научная картина мира 1. Чем глубже, тем больше давление 1. Чем больше высота столба жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда 2. От рода жидкости 2. Чем больше плотность жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда Давление жидкости на дно и стенки сосуда НЕ зависит от площади дна сосуда

Слайд 13

Понятия полученные на основе жизненного опыта Научная картина мира 1. Чем глубже, тем больше давление 1. Чем больше высота столба жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда 2. От рода жидкости 2. Чем больше плотность жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда Давление жидкости на дно и стенки сосуда НЕ зависит от площади дна сосуда Определение: Давление жидкости на дно и стенки сосуда зависит от уровня высоты жидкости, от рода жидкости и не зависит от площади дна сосуда

Слайд 14

Дорожная карта эксперимента Понятия полученные на основе жизненного опыта Научная картина мира Формула: р= ρ gh

Слайд 15

Физкультминутка

Слайд 16

Давайте решать! 1.Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах 2. Упражнение 17 №1

Слайд 17

Рефлексия

Слайд 18

Домашнее задание § 39-40 вопросы. Упражнение 17 (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 7 классе "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда "

в этом материале приводится пример проведения урока по теме Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда ...

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...

Урок Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок в 7 классе, на котором необходимо сформировать понятия давление жидкости на дно и стенки сосуда, раскрыть причину возникновения этого давления; рассмотреть зависимость давления жидкости от в...

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». На уроке используются технология коммуникативного и интерактивного обучения. Есть темати...

ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА

ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА...