Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?»
план-конспект урока по физике (9 класс)

Заровская Ирина Викторовна

Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?»

Класс: 9

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Элементы используемых педагогических технологий с применением активных форм обучения:

·         ИКТ технология;

·         проблемное обучение.

Цели урока:

Стратегические:

·         формирование физической картины мира;

·         формирование мировоззрения;

·         формирование мышления.

Тактические:

·         вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;

·         развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

·         развитие умения логично выражать свои мысли;

·         формирование коллектива.

Оперативные:

Ученик должен:

Когнитивные:

  • видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни;
  • выполнять  решения качественных и расчетных задач I,II,III законы Ньютона;

·         видеть ошибки в логике рассуждений.

Аффективные:

·         проявляет интерес к изучению предмета;

·         осознает важность открытий Ньютона;

  • предпрофильная подготовка учащихся

Оборудование:   мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc476.5 КБ
Файл tvorchestvo.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Элементы используемых педагогических технологий с применением активных форм обучения:

  • ИКТ технология;
  • проблемное обучение.

Цели урока:

Стратегические:

  • формирование физической картины мира;
  • формирование мировоззрения;
  • формирование мышления.

Тактические:

  • вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитие умения логично выражать свои мысли;
  • формирование коллектива.

Оперативные:

Ученик должен:

Когнитивные:

  • видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни;
  • выполнять  решения качественных и расчетных задач I,II,III законы Ньютона;
  • видеть ошибки в логике рассуждений.

Аффективные:

  • проявляет интерес к изучению предмета;
  • осознает важность открытий Ньютона;
  • предпрофильная подготовка учащихся

Оборудование:   мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку


Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин.) (задача: создание психологического настроя)

Нацеливание учащихся на работу.

Здравствуйте.

Ребята, вы верите в чудеса?...

Может быть, вы слышали такие слова

…Пора чудес прошла, и нам

 Подыскивать приходится причины

 Всему, что совершается на свете.

(Уильям Шекспир)

Мы с вами тоже будем искать причины…

  1. Определение темы и целей урока (5 мин)

А начать наш урок я хотела бы с небольшой викторины, которая называется «Великие физики». Я буду вам называть некоторые факты из жизни какого-то учёного, его труды, а вы должны угадать о ком идёт речь и найти его портрет на слайде.
1. Этот древнегреческий философ создал первую картину мира. Практически все положения его учения находятся в противоречии с современной картиной мира. Слово "физика" впервые появилось в его сочинениях. Кто это? (Аристотель)
2. Итальянский физик. Он утверждал, что все законы теории справедливы только для абстрактных моделей, а потому должны проверяться экспериментом и уточняться. Он явление инерции. Вспомните Пизанскую башню. (Галилео Галилей)
3.Основной закон деформации, касающийся силы упругости носит его имя.
( Роберт Гук)
4. Этот русский учёный создал теорию космических летательных аппаратов.
 Хорошо, вы неплохо помните имена учёных. Я не сказала еще об одном ученом.  Он изучал природу света, построил зеркальный телескоп, но самая главная его заслуга в том, что он вывел три закона механики, которые управляют движением тел во Вселенной. Конечно же, это Исаак Ньютон. На прошлых уроках мы изучали законы динамики. А вы знаете для чего нужны законы Ньютона? Итак, какая сегодня тема нашего урока? («Применение законов Ньютона ») Определите цель нашего урока (Научится видеть проявление законов Ньютона в окружающей жизни). (Ученики записывают тему в тетради)

  1. Актуализация знаний (9 мин.)

Мы сегодня будем обобщать знания по теме «Законы Ньютона». Для начала сформулируйте эти законы (Формулируют законы).

Эти законы имеют особенности. На доске представлена таблица и высказывания, которые относятся к определенному закону. Нужно сделать соотнесение закон-высказывание. (выходит один ученик – индивидуальная работа).

I закон Ньютона

II закон Ньютона

III закон Ньютона

  • Справедлив для любых сил;
  • Силы уравновешиваются, т.к. приложены к одному телу;
  • Если результирующая равна 0, то ускорение тоже равно 0

  • Верен для любых сил;
  • Сила – причина изменения скорости;
  • Вектор ускорения сонаправлен с вектором силы;

  • Силы возникают только парами и всегда при взаимодействии;
  • Силы не уравновешивают друг друга;
  • Силы одной природы;
  • Верен для всех сил в природе.

(Совместная проверка и обсуждение)

Пока возле доски идет работа, мы с вами немного потренируемся.

“Верно ли высказывание” 

На слайде выводятся утверждения (фронтальная работа)

  1. Если действий со стороны других тел на данное тело нет или они скомпенсированы, то тело может покоиться, двигаться с постоянной скоростью или двигаться с постоянным ускорением. (-)
  2. Тело, на которое не оказывают воздействие другие тела, называется свободным.(+)
  3. Масса – это скалярная физическая величина, характеризующая инертность тела.(+)
  4. Произведение массы на ускорение равно сумме действующих на тело сил.(+)
  5. Система отсчета, где тело движется равномерно и прямолинейно называется неинерциальной.(-)

Теперь небольшое практическое задание:

На столе – брусок.

Вопросы:

Какие силы действуют на брусок? (Сила тяжести, сила упругости со стороны опоры)

Можете ли вы определить, чему равна сила упругости? (численно равна силе тяжести.)

Как определить силу тяжести? (Надо знать массу бруска и силу тяжести рассчитать по формуле F = mg)

Как определить массу? (С помощью весов и набора гирь; если известен материал, из которого изготовлен брусок, то можно определить объем бруска, а массу рассчитать по формуле m = ρV)

А есть ли еще способ определения силы тяжести? (С помощью динамометра определить вес, который численно равен силе тяжести.)

Какой способ вы предпочли бы?

Измерить вес бруска при помощи динамометра. Сделать вывод о силе реакции опоры и о силе тяжести.

А теперь подумайте, какими законами вы воспользовались в своих рассуждениях? (Так как брусок находится в состоянии покоя, то сила упругости равна силе тяжести по первому закону Ньютона. При определении веса: сила тяжести, действующая на брусок, численно равна силе упругости пружины по первому закону Ньютона, а вес бруска численно равен силе упругости пружины согласно третьему закону Ньютона. Следовательно, сила тяжести равна силе упругости пружины)

  1. Презентация творческих работ учащихся (7 мин.)

Я просила вас подобрать интересные вопросы, какие-нибудь факты применения этих законов. Я знаю, что многие готовы, пожалуйста, вам слово.

1 ученик.

Тема творческого задания «Законы Ньютона в литературе»

Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Вот его рассказ: «Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на коне. НО конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись. НО как? Ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами" Обоснуйте невозможность этого.
(Это противоречит 3 закону Ньютона. Никакие внутренние силы не могут сообщить телу движение. Они могут сместить отдельные части тела, а его центр тяжести остаётся на месте. Силы взаимодействия между телами замкнутой системы не могут изменить положения центра масс системы)

А.С. Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде"

Бедный поп

 Подставил лоб:

 С первого щелчка

 Прыгнул поп до потолка…

Почему?        

Сила (щелчок), действующая на тело, сообщила телу (поп) ускорение – II закон Ньютона.

История о том как "лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись", известна всем. И результат тоже известен» а воз и ныне там". Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Напоминаю (видео басни)
(Басня утверждает, что "воз и ныне там", другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна 0.Лебедь помогает раку и щуке её тяга направлена против силы тяжести, она уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, и их равнодействующая не может = 0)

2 ученик.        Творческое задание по теме «Законы Ньютона

в моей будущей профессии»

Стоматолог:

- При удалении больного зуба врач учитывает, что никакая сила не может мгновенно изменить скорость тела. Если зубными щипцами рынком потянуть за зуб, то корпус человека не успевает изменить скорость, а зуб, как менее инертное тело, получает ускорение относительно Земли.

Массажист:

Массажист  чувствует наличие III законом Ньютона. Воздействуя с помощью массажа на функции сердца, желудка и других органов мы убеждаемся на опыте: с какой силой рука действует на мышцы человека, с такой же силой мышцы массажируемого действуют на руку массажиста.

Лесник:

Животные в лесу переходят с места на место в поисках корма, лесник следит за тем, чтобы не распространилась болезнь. И в некоторых случаях вынужден пользоваться ружьем. И я убедился в верности II закона Ньютона: чем больше сила, действующая на пулю, тем больше она получает ускорение.

  1. Физкультминутка «Поездка в автобусе» (2 мин.)

"Истина - это то, что выдерживает проверку опытом" (Идет обсуждение значения слов эпиграфа).

Учитель: Внимание. Ребята, впереди знак «Извилистая дорога».

Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

 Автобус резко тормозит.

 Поворот влево на большой скорости.

 Поворот вправо на большой скорости.

 Автобус плавно отъезжает от остановки.

 Автобус резко тормозит.

 Поворот влево на большой скорости.

 Поворот вправо на большой скорости.

 Автобус движется равномерно и прямолинейно.

  1.  “Порешаем” Решение задач. (17 мин.)
  1. Мы с вами немного отдохнули, а теперь я предлагаю решить графическую задачу. Решение графической задачи (у доски) (7 мин)

  1.  Решение расчетных задач (выполнение дифференцированной самостоятельной работы по карточкам).(10 мин)
  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин.)

§10-12 (повторить), придумать и решить графическую задачу

Со времен установления Ньютоном основных законов движения прошло почти три столетия. За это время законы множество раз проверялись в различных условиях, и всякий раз полученные результаты подтверждали их истинность.

  1. Рефлексия (2 мин.)

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

bb9f3a361822b0b23f6f5c02ed3d5b045a35c3ab3211_______thumb_main81acf2f15f05cf72cada4b6623ce8f23



Предварительный просмотр:

Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя – вызвать интерес к изучению предмета.

        Можно ли  научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности?

        Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

        Поставив перед собой цель развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся.

        Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.

Эксперименты.

Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы  в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.

Проявить свои творческие способности можно при выполнении домашнего задания по изготовлению приборов, принципы действия которых были изучены на уроках. Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители.

Сказки, рассказы, кроссворды.

Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является  написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок и рассказов происходит развитие творческого воображения, образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления. ( Примеры тем: «Путешествие электрона (протона) в электрическом (магнитном) поле»,  «Что увидит человек-невидимка?», «Что такое космос?»,  «Я – исследователь морских глубин», «Жизнь без силы трения», «Исчезла сила тяжести. Что дальше?» и т.д.).

Кроссворды из 10-12 слов учащимися составляются дома после прохождения темы. На уроке учащиеся защищают свои кроссворды: я им задаю 50% вопросов из их кроссворда и по результатам защиты выставляю оценки.

Литературные фрагменты, пословицы.

Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитываю литературный фрагмент и предлагаю дать объяснение физических явлений, о которых идет речь в тексте. Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.

Часто на уроках зачитываю пословицы и поговорки, смысл которых ребята должны объяснить на основе полученных на уроках физики знаний. Пример: Иногда и такое случается, что и камень потом обливается (конденсация).

Кластеры.

Из разнообразных графических способов учеников больше привлекают кластеры. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с использованием других приёмов, например, составления плана, тезисов, конспекта или схемы. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Внеклассная деятельность.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: физические вечера, викторины, различные игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

Задачи.

 Самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках физики я отвожу решению задач. При этом подбираю для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу. Уже начиная с седьмого класса, я привлекаю самих учеников к их составлению. Составляем книжки рисунков-задач как индивидуально, так и коллективно. Для развития творческих способностей предлагаю систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло?  Например: В летний тёплый день ребята купались на озере. Накупавшись, они решили выйти из воды.  Скажите, что они почувствуют в момент выхода из воды и объясните явление, используя теорию? В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала.

Уроки творческого развития, которые у школьников идут просто «на ура», провожу после изучения раздела. Ученики, ожидая их, осознают необходимость уверенных знаний по разделу, чтобы быть успешными в решении задач на таком уроке. Задачи и их количество выбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориентированные, изобретательские, экспериментальные и т.д., но не типичные, расчётные (часто нелюбимые учениками). Главное требование к задачам – быть привлекательными для учащихся, творческими, позволяющими применить знания в новых условиях. На таком уроке дети работают на высоком эмоциональном подъёме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого ученика. Часто можно слышать их пожелания: «Вот бы каждый день такие уроки!»

Презентации-проекты.

Часто учащиеся сами приносят электронные презентации об истории развития физики, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений физики в промышленность. Это мини-проекты. Они формируют умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Защита проектов проводится  в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Рефераты и доклады.

В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

10. Нестандартные уроки.

Они, с одной стороны, позволяют вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это урок-соревнование, пресс-конференция, устный журнал, ученый совет,  урок-путешествие (заочная экскурсия, прогулки в прошлое) и т.д. Примеры уроков-конференций: «Физики – нобелевские лауреаты» (9 класс), «История развития тепловых двигателей» (8 класс), «История освоения космоса» (7 класс). В седьмом классе провожу уроки-путешествия, уроки-соревнования. Например, итоговый урок в 7 классе –  «Путешествие по физическому океану». В 8 классе в ходе изучения темы «Виды соединения проводников» уместным оказался урок «Брейн-ринг». В 9 классе формы нетрадиционных уроков могут быть еще более разнообразными. Так, на обобщающем уроке в конце учебного года в 9 классе провожу урок-деловую игру, на котором учащиеся доказывают, что полученные на уроках физики знания, умения и навыки пригодятся им в дальнейшей жизни, в профессиональной деятельности.

Для учащихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка. При подборе заданий для нестандартного урока я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для большей части учащихся.

Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей учащихся. Но и они дают хорошие результаты. Ребята неплохо выступают на районных физических олимпиадах, успешно сдают ГИА и ЕГЭ. Ежегодно 1-2 выпускника нашей школы награждаются золотой или серебряной медалями. Около 70% выпускников поступают в ВУЗы, остальные – в ССУЗы. Думаю, это наглядное подтверждение того, что развитие творческого потенциала учащихся дает положительные результаты.

Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и  развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по физике: "Применение закона сохранения энергии в механических процессах". 10 класс.

Методическая разработка обобщающего урока «Применение закона сохранения энергии в механических процессах», может служить примером использования технологии проблемного обучения. Проблемное обучение сле...

Урок литературы в 6 классе на тему: "Для чего нужна поэзия?"

Цель данного урока: Привлечь внимание учащихся к красоте звучания стихов, к их напевности, через сказку о деловом человеке показать влияние поэтического творчества на духовный мир человека. На уроке п...

Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.

Данный  урок  проводится  в  форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.   Дидакт...

Буклет на тему: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...

обобщающий урок по физике 10 класс по теме "Законы сохранения в механике"

Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике" проводится с целью актуализации теоретических знаний по теме....

Занятие «Для чего нужны законы».

Занятие для подростков по профилактике правонарушений....