Урок физики «Относительная влажность воздуха», 8класс
методическая разработка по физике (8 класс)

Капустина Анна Суловна

 На уроке физики «Относительная влажность воздуха» и при организации внеурочной деятельности старалась не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его к жизни, обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить таким важным умениям, как умение учиться в течение всей жизни.

На уроке организовала деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверена, что опираясь на системно-деятельностный подход можно сформировать у школьников навыки  самостоятельности, свободного общения, умения высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию. Понимаю, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент.

В начале урока использую методический приём создания проблемных ситуаций: подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения. Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей. В игре ученики старательно работают с историческим документами,  самостоятельно формулируют гипотезу и учебную задачу.  Физика – наука экспериментальная. На каждом уроке физики необходимо планировать лабораторный и(или) демонстрационный эксперимент, учитывать технологические особенности лабораторной работы и соблюдать правила техники безопасности. Эвристическая беседа и  викторина активизирует познавательную деятельность учащихся при изучении физики. Лабораторная работа выполняется  с применением аналоговых приборов, работа включена в перечень экспериментальных заданий для подготовки к ГИА (ОГЭ) в 9 классе. Результативный современный прием  использования информационных технологий – измерение относительной влажности цифровым датчиком  цифровой лаборатории «L-микро». Использование лабораторного эксперимента  с применением аналоговых и цифровых приборов  лаборатории «L-микро» способствует формированию исследовательских умений, которые позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лучший урок физики

        Капустина Анна Суловна

учитель физики, МБОУ Рабочеостровская СОШ

Технологическая карта урока

Предмет: физика

Класс: 8 класс

Тема: Относительная влажность воздуха

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цель урока: развитие умения делать вывод при проведении лабораторного эксперимента  и распознавании теплового явления и объяснении на базе имеющихся знаний об основных свойствах протекания явления влажности воздуха

Основные термины и понятия: тепловое явление, влажность воздуха, температура, точка росы, относительная влажность воздуха

Средства обучения: дидактический материал, компьютерная презентация, компьютер, мультимедиа-проектор, лабораторный эксперимент «Определение относительной влажности воздуха»,  демонстрационный эксперимент  «Электрический ток в различных средах (нагревание термопары)», ПО «Цифровая лаборатории «L-микро», датчик относительной влажности.

Предметные результаты:  Научиться распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные условия протекания явления влажность. Научиться описывать изученное свойство теплового явления, используя физические величину температура.

Получить возможность научиться использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм  поведения в окружающей среде. Получить возможность научиться разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание  педагогического взаимодействия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые метапредметные результаты (развитие УУД)

Постановка учебной задачи

Цель: развитие ориентированной основы действий: проблематизация, актуализация, мотивация учебной деятельности.

Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи.

Создать учебную ситуацию. Зафиксировать познавательную учебную задачу

 Учитель приветствует учеников, здоровается.

Организует погружение в проблему с опорой на жизненный опыт.

Учитель рассказывает о роли техники в годы Великой Отечественной войны. ПК.Слайд 1.

Создаёт проблемную ситуацию. Центральный банк России  выпустил в обращение  серию монет «70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»,  монеты 5 рублей «Курская битва», «Восточно-Прусская операция» и др. Учитель обращает внимание учеников на то, что на монете «Восточно-Прусская операция»  изображены солдаты с оружием и флагом,  военная техника не изображена. ПК.Слайд 2

Помогает актуализировать необходимые знания. Вместе рассматриваем карту военных действий. Рассказ учителя.  Восточно-Прусская операция, в ходе которой советские войска 2-го  (Маршал К. К. Рокоссовский) и 3-го (генерал армии

 И. Д. Черняховский) Белорусских и частей 1-го Прибалтийского (генерал армии И. X. Баграмян) фронтов прорвали мощную оборону немецкой 

группы армий «Центр»  вышли к Балтийскому морю и ликвидировали основные силы противника (свыше 25-ти дивизий), заняв Восточную Пруссию и освободив северную часть Польши.

Потери советских войск были серьезными – 126,5 тысячи солдат и офицеров погибли и пропали без вести. Погиб командующий 3-м Белорусским фронтом генерал Черняховский. ПК. Слайд 4.

Организует деятельность самостоятельной постановки учебной задачи.

Учитель рассказывает:  В  1945 году советские войска превосходили

в живой силе: в 2,8 раза, в артиллерии: в 3,4 раза,

в танках: в 4,7 раза, в авиации: в 5,8 раза

Вопрос учителя. Почему  в начале Восточно-Прусской стратегической наступательной операции во время Великой Отечественной войны  не применили артиллерию, танки и авиацию? ПК.Слайд4.

Учитель вручает школьникам «Секретный пакет»  с заданиями, организует работу с информацией.

Дидактический материал: Карточка1. «Фотокарточки. Восточно – Прусская операция 13 января – 25 апреля 1945г.»

Ученики приветствует учителя.

Работают с информацией Карточка1. «Фотокарточки. Восточно – Прусская операция 13 января – 25 апреля 1945г.»

Выделяют необходимую информацию,  обсуждают проблему, анализируют проблему,  фиксируют проблему.

Ожидаемые ответы:

Восточно-Прусская операция проводилась с 13 января по 25 апреля 1945 г. На фотокарточках наблюдают физическое явление, туман. Влажность могла повлиять на ход военной операции.

Самостоятельно формулируют учебную задачу.

Как измерить …? (относительную влажность воздуха)

П: умение структурировать знания и способы действия с учебным материалом; умение фиксировать проблему и формулировать познавательную (учебную) задачу.

К: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Совместное исследование проблемы.

Цель: первичное ознакомление с учебным материалом

Создать условия поиска пути к решению познавательной (учебной) задачи

Организует устный коллективный анализ учебной задачи в группах

Вопрос. «Как измерить относительную влажность воздуха?»

Организует работу с текстом в группах «Географы», «Физики», «Конструкторы».

Дидактический материал: Карточка 2. «Текст и текст с  пропусками»

 Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Проектор ПК выключен.

.

Анализируют проблему, определяют существенные признаки, ищут способы решения проблемы, аргументируют свою точку зрения. 

Работают в группах. «Географы», «Физики», «Конструкторы».

Ученики распределяют роли в группе (командир, докладчик, исследователи). Знакомятся с текстом, заполняют пропуски в карточке2. «Секретное донесение». Текст заполненной карточки– проект формулировки  гипотезы. Ученики обсуждают проект гипотезы в группе, фиксируют гипотезу, выступают (сообщают «секретное донесение» )

И: указывать, какая информация (о чём) требуется для решения поставленной задачи, систематизировать извлечённую информацию в рамках заданной структуры ,

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умение принимать учебную задачу.

Конструирование способа действий для решения познавательной (учебной) задачи

Развивать умение конструировать способы действий с изучаемым объектом для решения новой учебной проблемы (учебного вопроса)

Организует учебное исследование для выделения понятия. Приглашает учеников к обсуждению учебного материала и при необходимости демонстрирует образец учебных действий. Проводит краткий инструктаж по технике безопасности.

Вопросы:

Какой прибор используется для определения влажности воздуха?

Как, используя психрометр, можно узнать относительную влажность воздуха? ПК. Слайд 5.

Решение задачи с использованием опоры

Образец возможного выполнения задания лабораторной работы:

t 1 =  24 °С;   t 2  =  18 °С;   t 1  - t 2 =  6 °С;

влажность  56 % .    ПК. Слайд 6.

Проводят коллективное исследование, конструируют способы действия и понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций с учебным материалом по образцу.

Работают в группах. «Географы», «Физики», «Конструкторы».

Обсуждают, выступают, отвечают на вопросы. Повторяют правила безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами.

Р: умение планировать учебную деятельность и прогнозировать её результат, умение осуществлять самоконтроль при решении учебной задачи и выполнении правил безопасности.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Применение общего способа действия для решения учебных задач.

Цель: обобщение, систематизация  материала и учебных действий.

Создать условие

для апробирования школьниками изучаемых способов действия с учебным материалом.

Организует самостоятельную лабораторную работу школьников по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом; конкретизирует учебную деятельность учеников.

Дидактический материал: Карточка 3 Лабораторная работа 14  «Определение относительной влажности воздуха» - экспериментальное задание для подготовки к ГИА (ОГЭ) в 9 классе. (Сборник экспериментальных заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, М, С-П, «Просвещение», 2014г., стр.74)

Учителю необходимо учитывать технологические особенности лабораторной работы «Определение относительной влажности воздуха». После сборки установки надо добиться, чтобы марля была влажной, и подождать примерно 10-15 минут, пока не перестанет уменьшаться температура влажного термометра. Организует выполнение лабораторной работы в два этапа. Во время ожидания учитель организует познавательную викторину «Физика в годы Великой Отечественной войны»

Проектор ПК выключен.

Самостоятельно выполняют лабораторный эксперимент  и распознают тепловое явление. 

Выполняют Задание 14 «Определение относительной влажности воздуха»:

Определите относительную влажность воздуха.

Используя штатив с муфтой и лапкой, два термометра, стакан с водой и кусок марли,

соберите экспериментальную установку  измерения относительной влажности воздуха.

Надо добиться, чтобы марля была влажной, и подождать, пока не перестанет уменьшаться температура влажного термометра.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой; два термометра; стакан с водой; кусочек марли.

В бланке ответов:

  1. укажите результаты прямых измерений температуры сухого и влажного термометров;
  2. используя психрометрическую таблицу, запишите числовое значение относительной влажности воздуха.

Р: умение планировать ход выполнения учебной работы в процессе выполнения задания.

К: задавать вопросы на уточнение и понимание при выполнении учебной работы в процессе выполнения задания

Постановка

познавательного

задания

Цель: постановка познавательной

цели учебной

деятельности, выбор

способа и средств ее

реализации.

Создать учебную ситуацию. Зафиксировать познавательную учебную задачу

Ставит познавательную задачу, обосновывая её ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия. Организует погружение в научные знания с опорой на жизненный исторический опыт.

Сообщение учителя из истории России.

Высокая относительная влажность повлияла на начало Восточно – Прусской операции  - ключевой наступательной операции Великой Отечественной войны.

Вопрос учителя: Какие самолёты, танки, артиллерия были готовы сражаться а потом помогли победить в Восто́чно – Пру́сской операции? Какая техника разбила серьезные силы противника и помогла освободить часть Польши и впоследствии ускорить крах нацистской Германии? Кто из героев Восточно – Прусской операции вам известен?»

Приглашает участвовать в викторине «Физика в годы Великой Отечественной войны» ПК, слайд 7.

Знакомятся с новой межпредметной информацией. Ставят  познавательную задачу на основе задачи практической деятельности с опорой на жизненный исторический опыт.

Обсуждают, выступают, отвечают на вопросы.

Р: умение прогнозировать результат учебной деятельности, умение осуществлять самоконтроль при решении творческой учебной задачи.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Усвоение новых

знаний и способов

действий

Цель: применение

нового знания

построение и

фиксация нового

знания.

Создать условие для апробирования школьниками изучаемых способов действия учебным материалом.

Итог: новое знание/способ действия на уровне исполнительной компетенции, умение встраивать данный способ в учебную деятельность.

Организует деятельность для решения познавательной задачи, обосновывая её ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия. Организует погружение в научные знания с опорой на жизненный исторический опыт. Выполняет демонстрационный эксперимент «Электрический ток в различных средах (нагревание термопары)»

Организует викторину «Физика в годы Великой Отечественной войны»  ПК. Слайды 8-16.

Выполняет демонстрационный эксперимент «Электрический ток в различных средах (нагревание термопары)» - моделирование партизанского котелка Абрама Фёдоровича Иоффе.

До урока проверяет сообщения к уроку.

Дидактический материал: Карточка 4. Викторина

Проводят творческое исследование, конструируют способы действия и понятия. Выступают с сообщениями, участвуют в обсуждении содержания материала. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций с творческим учебным материалом.

Выступают с  короткими сообщениями «Партизанский котелок Абрама Фёдоровича Иоффе», «Автомат Калашникова», «Иван Андреевич Флёров», «Танк Т-34-85 в Петрозаводске», «РУС - радиоулавливатель самолётов», «Самолеты», «Дорога жизни».

Обсуждают, отвечают на вопросы.

Р: умение прогнозировать результат учебной деятельности, умение осуществлять самоконтроль при решении творческой учебной задачи. Самостоятельно определяют возникающие затруднения и вносят коррективы с целью их устранения.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Подведение итогов лабораторной работы

Цель: обобщение, систематизация  материала и учебных действий.

Итог: новое знание/способ действия на уровне исполнительной компетенции, умение встраивать данный способ в учебную деятельность.

Организует самостоятельную лабораторную работу школьников по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом(2 этап); конкретизирует учебную деятельность учеников.

Организует измерение относительной влажности воздуха с использованием цифровой лаборатории «L-микро».

Организует обсуждение результата лабораторной работы с применением аналоговых приборов и результата измерения цифровой лаборатории «L-микро».

За результат лабораторной работы выставляет отметку.

Оборудование: ПК, ПО «Цифровая лаборатории «L-микро», датчик относительной влажности.

Проектор ПК выключен.

Самостоятельно выполняют лабораторный эксперимент  и распознают тепловое явление. 

Закончили наблюдение, чтобы марля стала влажной, и дождались, пока не перестанет уменьшаться температура влажного термометра.

Закончили измерение температуры влажного термометра, вычислили относительную влажность воздуха.

Выполняют сравнение и самоконтроль результата лабораторной работы с применением аналоговых приборов и результата измерения цифровой лаборатории «L-микро».

Р: умение планировать учебную деятельность и прогнозировать её результат, умение осуществлять самоконтроль при решении учебной задачи.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Подведение итогов/ Рефлексия/ Домашнее задание

Установить соответствие между поставленной целью урока и результатом. (Итог для учителя: информация для корректировки и/или для индивидуализации  обучения.

Итог для ученика: смыслообразование, постановка личных познавательных задач)

Подводит итог урока, проводит рефлексию учебной деятельности учеников на уроке.

Вопрос: Центральный банк России  выпустил в обращение  монету «70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»,  монета 5 рублей «Восточно-Прусская операция». Почему на монете изображены солдаты с оружием и флагом?

Дидактический материал: Карточка 5 «Итог урока»

Предлагает и комментирует домашнее задание

«Определяем относительную влажность воздуха в комнате». ПК. Слайд 17

1 уровень. Определяем относительную влажность воздуха в комнате

2 уровень. Определяем относительную влажность воздуха в комнате в разных условиях (в двух помещениях и(или) в разное время)

3 уровень. Предлагает тему исследования «Влияние проветривания на относительную влажность воздуха в комнате»

Учитель благодарит учеников за работу на уроке.

Участвую т в подведении итогов урока и рефлексии способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

Определяет уровень своего домашнего задания. Ученики задают уточняющие вопросы.

Р: умение самостоятельно осуществлять пошаговый  контроль учебных действий по результату.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



Предварительный просмотр:

Региональный этап

Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Капустина Анна Суловна

учитель физики, МБОУ Рабочеостровская СОШ

Приложение

 На уроке физики «Относительная влажность воздуха» и при организации внеурочной деятельности старалась не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его к жизни, обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить таким важным умениям, как умение учиться в течение всей жизни.

На уроке организовала деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверена, что опираясь на системно-деятельностный подход можно сформировать у школьников навыки  самостоятельности, свободного общения, умения высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию. Понимаю, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент.

В начале урока использую методический приём создания проблемных ситуаций: подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения. Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей. В игре ученики старательно работают с историческим документами,  самостоятельно формулируют гипотезу и учебную задачу.  Физика – наука экспериментальная. На каждом уроке физики необходимо планировать лабораторный и(или) демонстрационный эксперимент, учитывать технологические особенности лабораторной работы и соблюдать правила техники безопасности. Эвристическая беседа и  викторина активизирует познавательную деятельность учащихся при изучении физики. Лабораторная работа выполняется  с применением аналоговых приборов, работа включена в перечень экспериментальных заданий для подготовки к ГИА (ОГЭ) в 9 классе. Результативный современный прием  использования информационных технологий – измерение относительной влажности цифровым датчиком  цифровой лаборатории «L-микро». Использование лабораторного эксперимента  с применением аналоговых и цифровых приборов  лаборатории «L-микро» способствует формированию исследовательских умений, которые позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Считаю, что результат образовательной деятельности урока  равен результату образовательной деятельности всех учеников. Если за лабораторную работу все ученики получили отметку «отлично», семь учеников справились с домашним экспериментом, восемь учеников успешно самостоятельно выполнили домашнюю исследовательскую работу,  можно сказать главное  «Урок цели достиг. Всё хорошо! Спасибо ветеранам за мирное небо!»

Дидактические материалы к уроку  «Относительная влажность воздуха» по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий

Дидактический материал: Карточка 1.

«Фотокарточки. Восто́чно - Пру́сская опера́ция 13 января - 25 апреля 1945г.»

Восточно-Прусская операция проводилась

с 13 января по 25 апреля 1945 г.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\70 лет ВОВ гг\art_gb.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\укок\юный астроном\2.png

Какое физическое явление наблюдают на фотокарточке?

Влажность могла повлиять на ход военной операции?

Сформулируйте учебную задачу:

Как измерить …?

Восточно-Прусская операция проводилась

с 13 января по 25 апреля 1945 г.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\70 лет ВОВ гг\t34prus2 (1).jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\укок\юный астроном\47d16e65f9f6208a_1024.jpg

Какое физическое явление наблюдают на фотокарточке?

Влажность могла повлиять на ход военной операции?

Сформулируйте учебную задачу:

Как измерить …?

Дидактический материал: Карточка 2.  «Текст и текст с  пропусками»

Задание группе «ГЕОГРАФЫ»

  1. Распределите роли в группе (командир, докладчик, исследователи).
  2. Прочитайте текст.
  3. Заполните пропуски в карточке «Секретное донесение».
  4. Докладчик сообщает гипотезу (секретное донесение).

Из курса географии известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой. Вода занимает около 70,8 % земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды. В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды. С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар (в среднем в атмосфере содержится 24*10 16м3 водяного пара). Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре,  тем больше будет влажность воздуха,   тем ближе пар будет к  состоянию насыщения.

«Секретное донесение» группе «ГЕОГРАФЫ»

С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар (в среднем в атмосфере содержится 24*10 16м3 водяного пара).  

Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере.

Задание группе «ФИЗИКИ»

  1. Распределите роли в группе (командир, докладчик, исследователи).
  2. Прочитайте текст.
  3. Заполните пропуски в карточке «Секретное донесение».
  4. Докладчик сообщает гипотезу (секретное донесение).

При определении содержания влаги в воздухе используют понятия абсолютной и относительной влажности. Абсолютная влажность ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара, измеряемого в г/м3.  Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности. Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара при той же температуре. φ выражается в процентах. Относительную влажность можно определить по формуле: φ = ρ/ρ0 •100%. (1)

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса. Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.

«Секретное донесение» группе «ФИЗИКИ»

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют то    чкой росы     .

Задание группе «КОНСТРУКТОРЫ»

  1. Распределите роли в группе (командир, докладчик, исследователи).
  2. Прочитайте текст.
  3. Заполните пропуски в карточке «Секретное донесение».
  4. Докладчик сообщает гипотезу (секретное донесение).

Для измерения относительной влажности используют  психрометр. Психрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — точку росы - температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальной психрометрической таблице.

«Секретное донесение» группе «КОНСТРУКТОРЫ»

Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — точку росы - температуру испаряющейся воды.  

При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура.

Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальной психрометрической таблице.

Дидактический материал: Карточка 3

Лабораторная работа 14  «Определение относительной влажности воздуха»

Задание: Определите относительную влажность воздуха.

Используя штатив с муфтой и лапкой, два термометра, стакан с водой и кусок марли,

соберите экспериментальную установку для измерения относительной влажности воздуха.

Надо добиться, чтобы марля была влажной, и подождать, пока не перестанет уменьшаться температура влажного термометра.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой; два термометра; стакан с водой; кусочек марли.

В бланке ответов:

  1. укажите результаты прямых измерений температуры сухого и влажного термометров;
  2. используя психрометрическую таблицу, запишите числовое значение относительной влажности воздуха.

Ответ:

Результаты измерений:

температура в помещении

температура влажного термометра

разность показаний термометров

влажность

t 1 =

t 2  =

t 1  - t 2 =

влажность

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\укок\юный астроном\psychrometric-table.jpg

Дидактический материал: Карточка 4. Викторина.  Ключевое слово: САЛЮТ ПОБЕДЫ

Вопрос 1.  Подпись какого крупного физика нашей страны стоит под обращением Академии наук к деятелям науки всего мира?

М) Михаил Васильевич Ломоносов

Н) Галилео Галилей

О) Альбе́рт Эйнште́йн

С) Абрам Фёдорович Иоффе 

Ученые личным примером способствовали укреплению военного могущества Родины.

Вопрос 2. Что изобрел Абрам Фёдорович Иоффе?

М) партизанский самолёт

Н) партизанский танк

А) партизанский котелок

П) партизанский автомат

Вопрос 3. Какое стрелковое оружие, стоящее сейчас на вооружении 55 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате?

А) Винтовка Мосина

Л) Автомат Калашникова

В) Пулемет Максима

Г) Пистолет-пулемёт Шпагина

Вопрос 4. Какова дальность стрельбы «Катюши»?

В) 2,5 км

Г)  4,5 км

Д)  6,5 км

Ю)  8,5 км

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\70 лет ВОВ\800px-Т-34.Петрозаводск.jpg

Вопрос 5. 

В Петрозаводске есть военный памятник. Какой это танк?

 

Г) Т-34, вооружённый пушкой калибра 76,2 мм.

Т) Т-34-85, вооружённый пушкой калибра 85 мм.

Вопрос 6. Как называлась первая в мире советская радиолокационная установка РУС?

П) радиоулавливатель самолётов

Б) радар

В) радиолокатор

Вопросы 7, 8, 9, 10.

Назовите типы самолетов, пущенные в серийное производство в годы войны.

Авиаконструктор

Класс

Выбери тип самолета

Семён Алексеевич Лавочкин

Ла-5

О) Истребитель  А) Штурмовик  Е) Бомбардировщик

Александр Сергеевич Яковлев

Як-3

Б) Истребитель  В) Штурмовик  Г) Бомбардировщик

Сергей Владимирович Ильюшин

Ил-10

К) Истребитель  Е) Штурмовик  М) Бомбардировщик

Андрей Николаевич Туполев

Ту-2

Г) Истребитель  В) Штурмовик  Д) Бомбардировщик

Вопрос 11. Какое физическое явление вызывало разрушение льда «Дороги жизни», на которой не было ни трещинки?

П) диффузия

Р) люминесценция

С) фотоэффект

Ы) резонанс

Дидактический материал: Карточка 5 «Итог урока»

Курская битва

5 июля - 23 августа 1943 г

6000 танков

4000 самолётов

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\70 лет ВОВ гг\Kurskaya bitva-500x500.jpg

Восто́чно - Пру́сская опера́ция

13 января - 25 апреля 1945 г

Советские войска превосходили

в живой силе: в 2,8 раза,  в артиллерии: в 3,4 раза

в танках: в 4,7 раза,   в авиации: в 5,8 раз

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\70 лет ВОВ гг\625.jpg

Итог урока

Подберите и подчеркните выражение, соответствующее вашему восприятию урока:  

слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон 

Запиши в таблицу, что выполнял(а) уроке (слушал(а), понял(а) проблему, выполнял лабораторную работу, участвовал в викторине, записал домашнее задание, …)

и оценить эффективность собственной работы на уроке (любой знак).

Что делал на уроке

Всё понятно

Ничего не понял

Интересно, хочу узнать подробнее

Сообщения учеников

Абрам Фёдорович Иоффе. В героической летописи борьбы советского народа и армии  с фашизмом в Великой Отечественной войне, почетное место заняла отечественная наука. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».http://lib.rus.ec/i/75/266875/_049.jpg

Партизанский котелок. Когда в котелок наливали воду и помещали над костром, спаи термопары нагревались пламенем, и  этого было достаточно для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков и радиоприемников.

Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы. 

БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша». На каждой машине устанавливался заряд для самоуничтожения, чтобы при возможности захвата уничтожить её и не дать противнику опытный образец.  Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года в Воронеже.

Иван Андреевич Флёров — капитан, командир первой в  СССР батареи реактивной артиллерии «Катюша». В ночь на 7 октябр1941г. колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри Смоленской области. Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

T-34 ( «тридцатьчетвёрка») — самый массовый средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода под руководством Михаила Ильича Кошкина. 

 В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге немецкое наступление удалось остановить, при этом основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, мин и бомбардировочной авиации.

Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира.

Юрий Борисович Кобзарев создал первую в мире радиолокационную установку РУС (радиоулавливатель самолётов).

РУС-2 «Редут» выпускался серийно с 1941 г, с 1941 по 1945 годы произведено 607 штук. Впервые в боевых условиях радиолокационный опытный образец станции «Редут» был использован в Советско-финскую войну на Карельском перешейке. С первых месяцев Великой Отечественной войны РУС-2 охраняла Ленинград  и защищала Москву. Под  Ленинградом в июле 1941 года работало 3 станции «Редут», в 1942 году – 8 станций.  

На флоте первая РУС «Редут-К» установлена на крейсере «Молотов» и несла службу военной разведки противника в районе Севастополя.  С августа 1942 года и по конец 1943 года,  в связи с повреждением «Молотова» РУС работала в городе Поти в качестве берегового поста наблюдения. С июля 1941 по декабрь 1943года «Редут-К» за 1269 включений обнаружил 9383 самолёта. Моряки гордились этой  технической новинкой.

Знаменитый авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.

Доро́га жи́зни — единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, которая связывала блокадный Ленинград со страной. Случалось, что машины уходили под лед, на котором не было ни трещинки. Ученые решили эту проблему: Наум Моисеевич Рейнов сконструировал автоматическую установку, которая регистрировала механические колебания ледяного покрова. Был изобретён прогибограф - прибор, способный регистрировать колебания льда продолжительностью от 0,1 секунды  до суток.

Экспериментально было установлено:

При перемещении груза по льду появляются колебания с длиной волны 150—200 метров

35 км/ч - опасная скоростью движения для автомобиля по льду Ладожского озера. При такой скорости собственные колебания льда совпадают с колебаниями, вызванными идущим по льду автомобилем. Возникает резонанс, вызывающий резкое усиление деформации ледового покрова и приводящие к его разрушению.

По возможности не нужно везти машины колоннами, не делать обгонов на льду. Если автомобили движутся по параллельным путям, то расстояние между ними должно быть более 70 - 80 метров.

30 марта 1943 г. приказом по войскам Ленинградского фронта ледовая дорога через Ладожское озеро была закрыта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика в годы Великой Отечественной войны

Слайд 2

Курская битва 5 июля - 23 августа 1943 г 6000 танков 4000 самолётов Восто́чно - Пру́сская опера́ция 13 января - 25 апреля 1945 г

Слайд 4

Физика в годы Великой Отечественной войны Восто́чно - Пру́сская опера́ция ключевая наступательная операция Великой Отечественной Советские войска превосходили в живой силе: в 2,8 раза в артиллерии: в 3,4 раза в танках: в 4,7 раза в авиации: в 5,8 раз

Слайд 5

Экспериментальное задание. Определение относительной влажности воздуха. Психрометр 1 – «сухой» термометр, определяет температуру воздуха 2 – «влажный» термометр, определяет «точку росы» 3 – психрометрическая таблица. На пересечении столбцов «температура воздуха», «разность показаний температур» определяем относительную влажность воздуха

Слайд 6

Образец возможного выполнения задания t 1 = 24 °С; t 2 = 18 °С; t 1 - t 2 = 6 °С; влажность 56 %

Слайд 7

Викторина Физика в годы Великой Отечественной войны 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Слайд 8

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопрос 1. Подпись какого крупного физика нашей страны стоит под обращением Академии наук к деятелям науки всего мира ? М) Михаил Васильевич Ломоносов Н) Галилео Галилей О) Альбе́рт Эйнште́йн С) Абрам Фёдорович Иоффе

Слайд 9

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопрос 2. Ученые личным примером способствовали укреплению военного могущества Родины. Что изобрел Абрам Фёдорович Иоффе ? М) партизанский самолёт Н) партизанский танк А ) партизанский котелок П) партизанский автомат

Слайд 10

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопрос 3. Какое стрелковое оружие, стоящее сейчас на вооружении 55 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате? А) Винтовка Мосина Л ) Автомат Калашникова В) Пулемет Максима Г) Пистолет-пулемёт Шпагина

Слайд 11

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопрос 4. Какова дальность стрельбы «Катюши »? В ) 2,5 км Г ) 4,5 км Д ) 6,5 км Ю ) 8,5 км

Слайд 12

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопрос 5. В Петрозаводске есть военный памятник. Какой это танк ? Г) Т-34 , вооружённый пушкой калибра 76,2 мм. Т ) Т-34-85 , вооружённый пушкой калибра 85 мм. г . Петрозаводск

Слайд 13

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопрос 6. Как называлась первая в мире советская радиолокационная установка РУС? П ) радиоулавливатель самолётов Б) радар В) радиолокатор

Слайд 14

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопросы 7, 8, 9, 10 Назовите типы самолетов, пущенные в серийное производство в годы войны. Авиаконструктор Класс Выбери тип самолета Семён Алексеевич Лавочкин Ла-5 О ) Истребитель А) Штурмовик Е) Бомбардировщик Александр Сергеевич Яковлев Як-3 Б ) Истребитель В) Штурмовик Г) Бомбардировщик Сергей Владимирович Ильюшин Ил-10 К) Истребитель Е) Штурмовик М) Бомбардировщик Андрей Николаевич Туполев Ту-2 Г ) Истребитель В) Штурмовик Д) Бомбардировщик

Слайд 15

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопросы 7, 8, 9, 10 Назовите типы самолетов, пущенные в серийное производство в годы войны. Авиаконструктор Класс Выбери тип самолета Семён Алексеевич Лавочкин Ла-5 О ) Истребитель Александр Сергеевич Яковлев Як-3 Б ) Истребитель Сергей Владимирович Ильюшин Ил-10 Е) Штурмовик Андрей Николаевич Туполев Ту-2 Д) Бомбардировщик

Слайд 16

Физика в годы Великой Отечественной войны Вопрос 11. Какое физическое явление вызывало разрушение льда «Дороги жизни», на которой не было ни трещинки? П) диффузия Р) люминесценция С) фотоэффект Ы) резонанс

Слайд 17

http ://pedsovet.su/ Домашнее задание: Измерить относительную влажность воздуха в комнате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха".

Цель работы:научиться пользоваться психрометром Августа и гигрометром и определять относительную влажность воздуха в классной комнате.Оборудование:психрометр Августа, конденсационный гигрометр, ...

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

Интегрированный урок (физика+информатика) "Влажность воздуха"

Урок построени по классической модели интегрированных уроков с использованием элементов технологии "Критическое мышление"...

Исследовательская работа по физике "Способы повышения относительной влажности воздуха", автор: Третьяков Антон, руководитель: Зубарев В.Н.

Относительная влажность воздуха - важный экологический показатель среды. Специальные исследования в этой области показали, что слишком низкая и сильно высокая влажность негативно влияют на человека. Н...

Урок физики. Тема: "Влажность воздуха"

Цели  урока:  познакомить учащихся  с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, точка росы;  со способами измерения влажности; познакомить с приборами для измерения ...

Влажность воздуха. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха“.

Презентацию по теме." Влажность воздуха. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха“  Ловцовой А.Ф. можно найти  по ссылке-https://vk.com/wall555604454_...