урок "Плотность вещества" физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Урок построен на основе деятельностного подхода, что позволяет максимально использоватьактивность учащихся при изучении нового материала. Урок " открытие нового знания" Изучение физической величины - плотность вещества. Изучение материала проходит через проведение экспериментальной деятельности учащихся и применение знаний в новых условиях. При проведении урока используется групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plotnost_veshchestva.docx46.97 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Гудкова Ольга Владимировна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 46 г. Владимир

Стаж работы

34 года

Квалификационная категория

Высшая

Предмет

Физика

УМК

Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9»

ФИО автора учебника

Перышкин Александр Васильевич

Тема урока

Плотность вещества

Класс

7

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема: Плотность

Цель: Способствовать формированию понятия плотность вещества Создание условий для развития навыка использования физических измерительных приборов и измерения физических величин при измерении массы, объема тела.

Учебные задачи направленные на достижение личностных результатов: развитие самостоятельности в приобретении практических умений, способствовать формированию познавательного интереса к способам определения объема, плотности вещества, развитию самостоятельности в приобретении знаний о способах измерения, умение оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля, постановки цели, планирования хода эксперимента, оценки результатов, умения работать в группе.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: проводить наблюдение, планировать и выполнять эксперимент, обрабатывать результаты измерений объема, массы, плотности, представлять результаты в виде таблиц и графиков, объяснять полученные результаты, делать выводы

Оборудование  

Технологическая карта:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД особо выделить методологические умения

1

Мотивационно – ориентировочный этап

Задает вопросы

на повторение основных понятий.

1. как называется свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии?

2.Есть ли физическая величина, являющееся мерой инертности?

3. В каких единицах измеряется масса тела?

4.Какая  единица является основной?

5.А какое еще свойство тел определяет масса тела? Например, что вы можете сказать о телах массой 5 кг и 10 кг?

6.А можете сказать, что тяжелее сталь или дерево. если учитывать тот факт, сталь тонет в воде, а дерево нет.

 

Проводит эксперимент:

 на одну чашу весов кладет маленький стальной шарик,  а на другую большой деревянный шар. Деревянный шар перевешивает стальной.

7.из опыта мы видим, что дерево тяжелее стали

8.Что принято за единицу объема?

9.Как можно найти массу, приходящуюся на единицу объема

10.Как вы думаете, будет ли это отношение всегда одинаковым для одного и того же вещества?

11. А как нам проверить ваши гипотезы?

Отвечают на вопросы учителя..Необходимо сформулировать краткий четкий ответ.

1. инертность. Чем тело медленнее меняет скорость, оно более инертно.

2. Да, масса тела.

3. килограмм, грамм, тонна. центнер  и др.

4.килограмм

5.Что тело массой 10 кг тяжелее тела массой 5 кг.

6. Сталь тяжелее.

7. учащиеся опровергают правомерность опыта тем , что надо брать тела одинакового объема, иначе проводить сравнение невозможно.

8. 1 м3

9. найти отношение массы к объему

10. делают различные предположения.( одинаковое или нет) и от каких параметров может зависеть: форма, вещество, агрегатное состояние и т.д)

11. Провести  опыты.

Измерить массу и объем  и  найти их отношение и для разных случаев.

Личностные:

мотивация  учения, Регулятивные:

Организация своей учебной деятельности, осознание учеником того. что уже освоено и что еще подлежит усвоению.. а также качество уровень усвоения

Познавательные: умение строить простые рассуждения, постановка проблемы, формулирование познавательной цели, строить логическую цепь размышлений

Коммуникативные: умение слушать , слышать и формулировать свой ответ, выражать свои мысли, строить высказывания

Методологические:

Различать ошибки в ходе проведения опыта, выдвигать гипотезу, делать выводы

2

Операционно – исполнительский этап.

12.Для этого вы сейчас разделитесь на группы.Каждая группа будет выполнять свое задание и потом расскажет о своих результатах.

Учитель делит детей на группы  с учетом сложности задания. И выдает задания.

13. Консультирует  учащихся в ходе выполнения ими задания

Задания групп Приложение №1

12.Учащиеся выбирают руководителя группы, разрабатывают план выполнения задания, определяют какие приборы и им потребуются для выполнения задания распределяют обязанности

13.выполняют задание. Обсуждают его выполнение, составляют план работы, отбирают необходимые приборы, распределяют обязанности

Выдвигают гипотезу о зависимости отношения массы к объему от различных факторов  в соответствии с условием полученного задания, проводят измерения, необходимые вычисления, оформляют результаты в виде таблицы, строят график зависимости, делают вывод.

Консультируются с учителем по возникающим вопросам.

Личностные:осознание личной ответственности за будущий результат. Готовность к самообразованию. Мотивация учения,, критичность мышления

Познавательные:постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение строить логическую цепь размышлений, вести поиск, умение познавать цель и результат, умение применять знания в новой ситуации

Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, владеть навыками самоконтроля, определять последовательность действий, умение адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку,

Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, строить высказывания, отслеживать действия партнера, сотрудничать с партнерами,

Методологические: выбирать измерительные приборы и оборудование, знать назначение прибора, определять цену деления, записывать показания прибора, самостоятельно планировать проведение измерений, выдвигать гипотезу, предлагать цели проведения, соотносить порядок проведения опыта с проверяемой гипотезой, различать ошибки в ходе проведения опыта, делать выводы

3

Рефлексивно – оценочный этап

Организует подведение итогов в работе групп

Группы докладывают результаты своей работы(вывод), оценивают работу группы, возникающие трудности, пути их решения, успехи. Группа №1 заполняет на доске таблицу – результат работы группы и учащиеся делают вывод, что отношение  - физическая величина плотность вещества. Записывают таблицу группы №1 в свою тетрадь.

Приложение №2

Личностные:

Умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности. Причины неудачи, выражать доброжелательную отзывчивость,

Познавательные:

Умение познавать  цель и результат,  умение строить логическую цепь рассуждений,

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль, умение адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку, умение слушать

Личностные:мотивация учения, умение выражать свои мысли , строить высказывания, слушать и слышать.

Методологические: делать выводы., различать ошибки в ходе проведения опыта, соотносить порядок проведения опыта с выдвигаемой гипотезой

4

Домашнее задание

Задает домашнее задание.

§ 22, определить плотность куска мыла.

Приложение №1

1 ГРУППА

Работа с учебником. Учащимся предлагается изучить § 22 « Плотность вещества» выполнить задание

( используется материал Рабочей тетради к учебнику А.В. Перышкина « физика 7кл. автор Касьянов В.А. Дмитриева В.Ф.)

  1. Прочитайте параграф 22
  2. Вставьте пропущенные слова.

Два тела одинакового объема из разных веществ имеют ________________ массу.

Два тела одинаковой массы из разных веществ имеют    ________________ объем

  ( учащиеся должны вставить слова «одинаковый или разный)

  1. Заполните таблицу

Физическая величина

Определение

Обозначение

Единицы

Соотношение единиц

формула

(учащиеся заполняют таблицу)

Физическая величина

Плотность

Определение

Скалярная физическая величина равная отношению массы тела к его объему

Обозначение

    ( ро)

Единица

кг/м3 (килограмм на кубический метр)

Соотношение единиц

1 кг/м3 = 1000 г/см3

формула

, где  V - объем

4.При одинаковых объемах какое тело из каждой пары твердых тел имеют большую массу? (подчеркните)

  • Деревянная лестница и металлическая лестница
  • Сосулька и деревянная палочка
  • Книга и слой поролона
  • Мраморная плитка и кирпич
  • Стекло и лист фанеры
  • Лед и сахар – рафинад

5. При одинаковых объемах какая из двух жидкостей в приведенных парах имеет большую массу?  (подчеркните)

  • Ртуть и вода
  • Бензин и вода
  • Мед и молоко
  • Вода и масло подсолнечное
  • Вода морская и вода дистиллированная

(учащиеся выполняют задание, пользуясь таблицей плотностей твердых и жидких тел)

6. запишите соотношения между единицами плотности:

900 кг/м3 = ----------------------г/см3

5 г/см3 =  -----------------------кг/м3

7.Вода может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком и газообразном (пар).

В каком состоянии её плотность:

Наибольшая________________

Наименьшая________________

Вывод: (сделайте вывод о том, чем является отношение   ,пользуясь таблицей полученной при выполнении вашего задания)

(Физическая величина, обозначение, формула, единица)

2 ГРУППА

Исследование для твердых тел одинаковой формы

Установить зависимость массы тела от его объема для 3 - х металлических гирь. Построить график зависимости. Для каждого случая вычислить отношение   сравнить полученные результаты. Сделать вывод.

  1. Составьте план проведения эксперимента.
  2. Выберете необходимые приборы.
  3.  Проведите необходимые измерения и вычисления. Результаты запишите в таблицу.

Примерное  оформление задания группой №2

 В распоряжении группы три металлических гири массой 200 г, 100 г, 50 г

Для измерения объёма учащимся  необходимо взять   измерительный цилиндр, сосуд с водой, нитки.

План выполнения работы. (составляется учащимися)

 

1. определить цену деления измерительного цилиндра

2.измерение объема неправильной формы известно учащимся по лабораторной работе №4 Измерение объема тела с помощью измерительного цилиндра.

Масса гирь указана на гире. Вычислить отношение    и построить график зависимости.

Для записи результатов используется таблица (графы таблицы учащиеся должны определить самостоятельно)

Масса гири

m

г

50

100

200

Объём гири

V

см3

m                          

        

                                       V

Графиком будет прямая линия, выходящая из начала координат.

Вывод (примерная формулировка): при увеличении объема, масса тела увеличивается. График прямая пропорциональность. Отношение массы тела к объему одинаковое, не зависит от массы и объема тела, а следовательно зависит от металла из которого сделаны гири. Выдвинутая гипотеза (подтвердилась, опровергнута)

3.ГРУППА.

Исследование для жидкости

Установить зависимость массы от объема для воды. Провести три измерения.

Построить график зависимости. Для каждого случая вычислить отношение   сравнить полученные результаты. Сделать вывод.

  1. Составьте план проведения эксперимента.
  2. Выберете необходимые приборы.
  3.  Проведите необходимые измерения и вычисления. Результаты запишите в таблицу.

Примерное  оформление задания группой №3)

Для выполнения задания учащиеся должны взять: рычажные весы с набором гирь (для определения массы воды, измерительный цилиндр (для определения объема воды), сосуд с водой, стакан.

 План выполнения работы(составляется учащимися)

определить цену деления измерительного цилиндра

  1. измерить массу стакана с водой на весах: m1
  2. перелить воду в мензурку
  3. измерить массу пустого стакана m2 
  4.  найти массу воды: m=m1 – m2
  5. измерить объем воды в мензурке
  6. вычислить отношение :
  7. опыт повторить еще два раза с разным количеством воды
  8. построить график зависимости

Для записи результатов используется таблица (графы таблицы учащиеся должны определить самостоятельно)

Масса воды

m

г

50

100

200

  Объём воды

V

см3

 m

                                                 V

Графиком будет прямая линия, выходящая из начала координат.

Вывод (примерная формулировка): при увеличении объема воды, масса воды увеличивается. График прямая пропорциональность. Отношение массы воды к объему одинаковое, не зависит от массы и объема взятой воды, а следовательно зависит от воды или другой жидкости.

Выдвинутая гипотеза (подтвердилась, опровергнута)

4.ГРУППА

Исследование для твердых тел разной формы

Установить зависимость массы тела от его объема для деревянного куба, деревянного бруска, деревянного цилиндра ( порода дерева одинаковая для всех перечисленных тел) Построить график зависимости. Для каждого случая вычислить отношение   сравнить полученные результаты. Сделать вывод.

  1. Составьте план проведения эксперимента.
  2. Выберете необходимые приборы.
  3.  Проведите необходимые измерения и вычисления. Результаты запишите в таблицу.

Примерное  оформление задания группой №4

Для выполнения задания учащиеся должны взять: рычажные весы с набором гирь (для определения массы тел, линейку, измерительную ленту (для определения объема)

План выполнения работы. (составляется учащимися)

 

  1. Измерить массу каждого тела на рычажных весах
  2. Определить объем каждого тела
  3. Куб: измерить линейкой длину ребра и вычислить объем куба по формуле V = a3  
  4. Брусок : линейкой измерить длину, ширину и высоту бруска и по формуле найти его объем V = abc
  5. Цилиндр: линейкой измерить  h - высоту цилиндра. Площадь цилиндра можно определить так: на листке в клетку обвести основание цилиндра и по клеточкам подсчитать его площадь. Площадь можно определить измерив сантиметровой лентой длину окружности цилиндра , вычислить его радиус используя формулу длины окружности C = 2,  R =  и вычислить площадь основания цилиндра по формуле S =  2  и найти объем цилиндра: V = h S
  6. Результаты вычислений и измерений записать в таблицу.
  7. Построить график зависимости. Для каждого случая вычислить отношение   сравнить полученные результаты. Сделать вывод.

Для записи результатов используется таблица (графы таблицы учащиеся должны определить самостоятельно)

куб

m , г

a , см

V , см3

 , г/см3 

Брусок

m , г

а, см

 b ,см

с, см

V, см3

 , г/см3

Цилиндр

m , г

h, см

С, см

R, см

S , см

V, см3

 , г/см3

m

                                                     V

 Графиком будет прямая линия, выходящая из начала координат.

Вывод (примерная формулировка): при увеличении объема, масса тела увеличивается. График прямая пропорциональность. Отношение массы тела к объему одинаковое, не зависит от массы, объема  и формы тела, а следовательно зависит от породы дерева из которого сделаны тела Выдвинутая гипотеза (подтвердилась, опровергнута)

5 ГРУППА

Исследование для металлических шаров

Установить зависимость массы тела от его объема для 4 - х металлических шаров Построить график зависимости. Для каждого случая вычислить отношение   сравнить полученные результаты. Сделать вывод.

  1. Составьте план проведения эксперимента.
  2. Выберете необходимые приборы.
  3.  Проведите необходимые измерения и вычисления. Результаты запишите в таблицу.

 Примерное  оформление задания группой №5

   Для выполнения задания учащиеся должны взять: рычажные весы с набором гирь (для определения массы тел и измерительный цилиндр  (для определения объема шаров). С помощью измерительного цилиндра учащиеся смогут определить объем только трёх шаров. Четвертый шар имеет большой объем для измерения цилиндром. Исследуя отношение , учащиеся должны догадаться составить пропорцию и найти объем четвертого шара.

 

План выполнения работы. (составляется учащимися)

1.измерить массу каждого шара на рычажных весах

2.   определить цену деления измерительного цилиндра

3.измерить объем трех шаров (для которых возможно применение измерительного цилиндра)

4. Вычислить отношение   , заполнить таблицу и построить график зависимости

1 шар

2 шар

3 шар

4 шар

Масса

m

г

Объём

V

см3

m

                                             V

Графиком будет прямая линия, выходящая из начала координат.

Учащиеся группы должны обнаружив линейную зависимость составить пропорцию для нахождения объема большого шара и вычислить его объем . = ; V4 = m4

Вывод (примерная формулировка): при увеличении объема, масса тела увеличивается. График прямая пропорциональность. Отношение массы тела к объему одинаковое, не зависит от массы, объема  и формы тела, а следовательно зависит от металла из которого сделаны шары. Это дает возможность определять объем выполненного из такого же материала.     Выдвинутая гипотеза (подтвердилась, опровергнута)

6 ГРУППА

Исследование для кусков мрамора

Установить зависимость массы тела от его объема для 4 - х кусков мрамора. Построить график зависимости. Для каждого случая вычислить отношение   сравнить полученные результаты. Сделать вывод.

  1. Составьте план проведения эксперимента.
  2. Выберете необходимые приборы.
  3.  Проведите необходимые измерения и вычисления. Результаты запишите в таблицу.

Примерное  оформление задания группой № 6

   Для выполнения задания учащиеся должны взять: рычажные весы с набором гирь (для определения массы тел и измерительный цилиндр  (для определения объема ). С помощью измерительного цилиндра учащиеся смогут определить объем только трёх тел. Четвертый кусок мрамора имеет форму бруска и его объем можно определить, измерив длину, ширину и высоту, Для этого им потребуется линейка. Массу этого бруска мрамора невозможно измерить с помощью рычажных весов. Исследуя отношение , учащиеся должны догадаться составить пропорцию и найти массу мраморного бруска

План выполнения работы. (составляется учащимися)

1.измерить массу трёх маленьких кусков мрамора  на рычажных весах

2.   определить цену деления измерительного цилиндра

3.измерить объем этих трех кусков мрамора  (для которых возможно применение измерительного цилиндра)

4. Вычислить отношение   , заполнить таблицу и построить график зависимости

1

2

3

4( брусок)

Масса

m

г

Объём

V

см3

m

                                                 V

Графиком будет прямая линия, выходящая из начала координат.

Учащиеся группы должны обнаружив линейную зависимость составить пропорцию для нахождения массы мраморного бруска и вычислить его массу

. = ; m4 = m1  =  V4

Вывод (примерная формулировка): при увеличении объема, масса тела увеличивается. График прямая пропорциональность. Отношение массы тела к объему одинаковое, не зависит от массы, объема  и формы тела, а следовательно зависит от вещества . Это дает возможность определять массу тела выполненного из такого же материала.     Выдвинутая гипотеза (подтвердилась, опровергнута)

m4 = m1  =  V4 формулу, полученную  в ходе выполнения этого задания можно в дальнейшем использовать для вывода формулы вычисления массы через плотность и объем.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Физическая величина

Плотность

Определение

Скалярная физическая величина равная отношению массы тела к его объему

Обозначение

    ( ро)

Единица

кг/м3 (килограмм на кубический метр)

Соотношение единиц

1 кг/м3 = 1000 г/см3

формула

,

 где

 V - объем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....