Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса
методическая разработка по физике (9 класс)

Рыбакова Ирина Васильевна

Задачи урока:

- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания, полученные на уроке,  с объективными реалиями жизни;

- формирование ценности здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Предмет: Физика

Класс:9

Тема урока:Звук, источники звука

Тип урока:Открытия новыхзнаний

Цель урока:актуализация и расширение знаний по разделу «Механические колебания и волны. Звук»

Задачи урока:

- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания, полученные на уроке,  с объективными реалиями жизни;

- формирование ценности здорового образа жизни.

Формируемые учебные результаты и УУД**

Планируемые результаты

Детализация результата

Метод/средство диагностики

Предметные результаты

- знакомство спонятиями:акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;

- углубление знания о понятии «звук»;

.

Наблюдение, самооценка, взаимооценка

Вид УУД

Конкретное умение

Метод/средство диагностики

Личностные

- развитие умения демонстрировать  прочные убеждения при обосновании своей позиции;

-формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели

- понимание ценности здорового образа жизни

Наблюдение

Коммуникативные

- формирование умения общаться со сверстниками в совместной деятельности;

- формирование уважительного отношения к мнению другого человека

Наблюдение.

Регулятивные

-развитие умения контролировать и давать оценку своим действиям и действиям других учащихся;

- развитие умения работать в рамках отведённого времени;

Наблюдение.

Познавательные

- сформулировать цель учебной деятельности, урока;

- уметь выделять признаки, устанавливать логические связи, систематизировать;

- развитие умения работать с источниками, анализировать текст, искать информацию

Наблюдение

Ресурсы:

-учебник «Физика» 9 класс (А В. Пёрышкин, Е. М. Гутник, М., Дрофа, 2014), примеры источников звука, презентация, видеофрагмент;

- оборудование: компьютер, проектор, камертон, штатив с лапкой и закреплённым  на нитишариком, укулеле;

-средства обучения: рабочий лист.

Этап урока

Деятельность учителя / содержание, метод, средство, прием, вопросы

Деятельностьученика / форма работы, используемые средства

Время*

Организационный

Приветствие, организация учащихся на урок.

Рассаживаются на места, изучают материалы для урока.

Мотивационно-целевой

ключение учащихся в активную деятельность)

Демонстрирует фрагмент из фильма «Берега моей мечты»

Формулируют тему и цель урока.

Записывают в рабочие листы определение акустики.

Операционно-деятельностный

Напоминает о трёх агрегатных состояниях вещества.  Даёт задание заполнить таблицы «Распространение звуков», проверяет результат работы.

Проводит опыт с камертоном и шариком.

Обращает внимание на примеры источников звука, находящиеся в классе.

Объясняет принцип распространения звуковой волны.Организует выполнение упражнения.

Напоминает строение органа слуха. Даёт задание определить частотный диапазон восприятия человеком звука.

Рассказывает о проявлении инфразвука и ультразвука в природе и применении в технике.

Обращает внимание на возможный вред воздействия звука на человека. Даёт задание прочитать текст в рабочих листах и ответить на вопрос.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицы в рабочих листах (работа в парах). Отвечают по рядам.

Делают  вывод из проведённого опыта. Формулируют определение источника звука. Записывают его в рабочие листы.

Ищут возможные источники звука. Распределяют их на группы (искусственные и естественные), заполняют таблицу в рабочих листах – работа на выбор: самостоятельно или в парах.

Выполняют упражнение «Волна» по рядам.

Находят в учебниках определение ультразвука и инфразвука, выписывают в рабочие листы.

Читают текст в рабочих листах. Записывают ответ на вопрос, почему вредны наушники. Участвуют в обсуждении.

Контрольно-оценочный

Предлагает проверить качество усвоения материала.

Вместе с детьми формулирует критерии оценивания.

Предлагает вопросы.

Формулируют критерии оценивания вместе с учителем.

Записывают ответы на вопросы в рабочих листах.

Проводят взаимопроверку по критериям.

Рефлексивный

В качестве рефлексии учитель предлагает досочинить английскую сказку.

Досочиняют сказку (работа индивидуально или в парах – на выбор). Озвучивают ответы.

Организационный:

Подводит итог урока.

*- рекомендуемое время, заполняется при желании учителя.

**- формируемые УУД включают обязательные элементы для формирования в 6 классе по принятой «Динамической модели преемственности в формировании УУД» и иные, которые учитель также планирует развивать на этом уроке.


Приложение 1:

Рабочий лист по теме: «______________________________»

Задание №1

Запишите определение акустики.

Акустика – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Даны ситуации. Определите, в какой среде распространяется звук.

Ситуация

Среда

Крик чайки

Газ (воздух)

Игра на гитаре

Топот копыт

Строительство метрополитена

«Разговор» китов

Мурлыкание кота

Шум водопада

Приведите примеры ситуаций

Газ

Жидкость

Твердое тело

Задание №3

Запишите вывод из проведенного опыта.

Источник звука – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.

Попробуйте привести примеры и занесите их в таблицу.

Источники звука:

Искусственные

Естественные

Задание № 5.

Выпишите из учебника определение ультразвука, инфразвука.

Ультразвук - ______________________________________________________________________________________________________

Инфразвук -______________________________________________________________________________________________________

Задание №6

Прочтите текст и ответьте на вопрос

«Изучая в течение двух месяцев поведение молодежи в столичном метрополитене, специалисты пришли к выводам, что в московском метро каждые 8 из 10 активных пользователей портативных электронных устройств слушают музыку. Для сравнения: при интенсивности звука в 160 децибел деформируются барабанные перепонки. Мощность звука, воспроизводимая плеерами через наушники, приравнивается к 110–120 децибел. Таким образом, на уши человека идет воздействие, равное тому, которое оказывается на человека, стоящего в 10 метрах от ревущего реактивного двигателя. Если такое давление на барабанные перепонки оказывается ежедневно, человек рискует оглохнуть. "За последние пять лет на прием стали чаще приходить молодые парни и девушки, – рассказала НИ отоларинголог Кристина Ананькина. – Все они хотят быть модными, постоянно слушать музыку. Однако длительное воздействие громкой музыки просто убивает слух". Если после рок-концерта организму нужно несколько дней, чтобы восстановиться, то при каждодневной атаке на уши времени на приведение слуха в порядок уже не остается. Слуховая система перестает воспринимать высокие частоты. «Любой шум интенсивностью более 80 децибел негативно влияет на внутреннее ухо, – сообщает кандидат медицинских наук, сурдолог Василий Корвяков. – Громкая музыка поражает клетки, отвечающие за восприятие звука, особенно если атака идет прямо из наушников. Ситуацию ухудшает еще и вибрация в метро, которая также негативно влияет на структуру уха. В сочетании эти два фактора провоцируют острую тугоухость. Основная ее опасность в том, что она наступает буквально в одночасье, однако вылечить ее очень проблематично. Из-за шумового воздействия в нашем ухе отмирают волосковые клетки, отвечающие за передачу звукового сигнала в мозг. А способа восстановить эти клетки медицина пока не нашла».

Почему вредны наушники?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверим себя

1. Как называется учение о звуке?____________________________

На Луне произошел сильный взрыв. Например, извержение вулкана. Услышим мы его на Земле?_________________________________

При полете большинства насекомых издается звук. Чем он вызван?__________________________________________________

Как могли бы люди переговариваться на Луне?____________________________________________________

Почему при проверке колес вагонов во время остановки поезда их простукивают?____________________________________________

Задание №7

Прочитайте текст  английской сказки. Как вы думаете, что предложил путник?

«Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять. Черт шутя, справился с этим и забрал себе души обоих путников. Остался третий путник...»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прриложение 2

ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКОВ ЗВУКА

  1. Укулеле
  2. Машинка
  3. Портативная колонка
  4. Фото певца
  5. Фото водопада
  6. Фото извержения вулкана
  7. Самолёт
  8. Собачка – игрушка
  9. Часы
  10. Птица
  11. Фото грозы
  12. Фото соседа с перфоратором

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...

Методическая разработка урока.« Великая Отечественная война в исторических источниках »

Методическая разработка урока.« Великая  Отечественная война в исторических источниках »...