Урок-презентация по физики в 7 классе. Тема : "Создание проекта решения задачи с использованием ИКТ технологий". 2019г
методическая разработка по физике (7 класс)

Уначева Анжелика Каральбиевна

Основной целью разработанного урока-презентации является развитие интереса к исследовательской деятельности и развитие навыка составления алгоритма при решении практических задач. Раскрытие общекультурной значимости науки физики в формировании научного мировозрения. Показать значение математики при решении физических задач. Закрепление полученных знаний на уроках математики и физики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г.о. Баксана»

             

Открытый урок

в 7классе

по физике на тему:

Создание проекта решения задачи с использованием ИКТ технологий.

             

                                                                     Учитель физики  МКОУ «СОШ №6»

                                                                    Уначева Анжелика Каральбиевна

2018г.

Тема «Пример решения практической задачи с использованием ИКТ технологий»


Цели урока:

  1. Обучающая:
  1. Закрепление полученных знаний на уроках математики и физики по темам: «Площади геометрических фигур», «Объем, масса, плотность тела».
  2. Формирование умений использования полученных знаний при решении практических задач.
  3. Закрепить знания по переводу единиц измерений в систему СИ.
  1. Развивающая:
  1. Развитие умения выстраивать логические цепочки, самостоятельно выявлять закономерности при решении практических задач.
  2.  Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе решения практических задач.
  3. Развитие навыка составления проекта решения задач.
  4. Отрабатывать умение и навыки работы с компьютерным приложением.

  1. Воспитывающая:

1.Раскрытие общекультурной значимости науки физики и математики в формировании научного мировоззрения и мышления у учащихся.

2.Значение математики при решение физических задач.

Задачи урока:

  • организовать исследовательскую деятельность применяя составленную презентацию по решению практической задачи, проверить умения применять формулы при решении практической задачи;
  • Развивать интерес к предмету;
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе выполнения работы;
  • Способствовать развитию логического мышления.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Актуализация знаний.        
  4. Решение ключевых задач.
  5. Составление проекта решения задачи.
  6. Подведение итога.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; раздаточный материал(условие задачи, бланки с записанными данными, таблицы для расчетов объема, площади, массы)  

Электронное сопровождение урока осуществляется в формате презентации Microsoft Office PowerPoint.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность. Здравствуйте! Садитесь. Проверка все ли готовы к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок. Мы решим задачу, которая имеет огромное практическое значение для нашего региона. В нашем регионе практически каждая вторая семья строится или имеет свой дом. И вам, возможно, в будущем предстоит построить свой дом или сделать новую пристройку к дому.

  1. Мотивационная часть.

 Ребята посмотрите на слайд и ознакомьтесь с условием задачи (Слайд 5).

  • Домовладелец, проживающий по ул. Быкова 25, решил сделать прямоугольную пристройку к дому. Для этого он выбрал лечинкайский розовый туф. Размеры пристройки: ширина 5.5 метров, длина 4 метра, а высота 3,2 метра, толщина стены 200 мм. Сколько грузовиков с туфом ему заказать на заводе, если грузоподъемность машины ГАЗ-3307 2,5тонны. Параметры кирпича туфа 200х400х200.(мм). Плотность туфа р=900 кг/м3. Нужно учесть, что на оконные проемы уйдет 8 м2. Сколько нужно заплатить за туф, если цена одного кирпича туфа 6,5р.

 Предлагаю вам разбиться на группы (Строительные компании №1,№2,№3,№4,№5). Каждая группа должна принять участие в составлении алгоритма решения задачи. Тендер выигрывает та «строительная компания», которая сможет предложить более простой алгоритм решения.

Цель нашего урока: систематизировать полученные знания путем составления алгоритма задачи. Ознакомьтесь с раздаточным материалом. Верно ли записано дано?

III.        Актуализация знаний и умений учащихся.

Но прежде чем перейти к выполнению задачи, мы должны вспомнить некоторые основные вопросы по данной теме:

1.Какие плоские фигуры вам напоминают поверхности стен? (Слайд 6).

2.Как можно вычислить площадь квадрата и прямоугольника (Слайд 7).

3.Какую фигуру напоминает стена (Слайд 8)

4.По какой формуле можно вычислить объем куба или параллелепипеда (Слайд 9)

5.Прежде чем решить задачу необходимо перевести единицы длины, площади, объема в систему СИ.  Проверим правильность ваших вычислений. (Слайд 10,11).

6.Давайте еще раз взглянем на условие задачи. Какую еще величину необходимо перевести в систему СИ? Правильно это масса.  (Слайд 12,13).

7.Заполните свои таблички. Назовите ответы (Слайд 14.15).

8.Зная длину и ширину, какую величину мы можем рассчитать? Верно -это площадь.  А, если заданы длина, ширина и толщина, можно рассчитать и… объем фигуры.   (Слайд 16,17,18,19,20,21).

 9. Для решения сегодняшней задачи нам необходимо вспомнить замечательную формулу по расчету плотности. Запишите нам ее. Зная плотность и объем можно определить……массу любого тела. (Слайд 22,23,24).

  1. Решение ключевых задач.

Вернемся к нашей проблеме. Что представляет из себя пристройка дома? Какую фигуру напоминает стена дома? Как вычислить площадь стены с учетом проемов окон? Как вычислить объем туфа зная его длину, ширину, толщину? Как вычислить массу одного кирпича, общую массу всех кирпичей? Обратите внимание, что многие величины вы уже вычислили в своих табличках. (Слайд 25,26,27,28.29,30,31,32)

  1. Составление проекта решения задачи.

1. «Строительные компании» предлагают свои варианты хода решения задач

  • А) Определить общую массу постройки (массу всех кирпичей)
  • Б) Найди объем постройки
  • В) Найти площадь каждой стены и сложить. Или найти площадь всей постройки с внешней стороны мысленно выставив стены в одну линию.
  • Г) Вычесть площадь оконных проемов.
  • Д) Рассчитать какое количество машин с туфом нужно заказать.
  • Е) Записать дано и перевести единицы в систему СИ.
  • Ё) Вычислить объем кирпича туфа. Найти количество закупаемых кирпичей.
  • Ж) Стоимость=цена *количество кирпичей (Слайд 33)

2.Учитель записывает все возможные варианты. Предлагает «Строительным компаниям» выстроить задачи в правильном порядке.

  • Е) Записать дано и перевести единицы в систему СИ.
  • В) Найти площадь каждой стены и сложить. Или найти площадь всей постройки с внешней стороны мысленно выставив стены в одну линию.
  • Г) Вычесть площадь оконных проемов.
  • Б) Найди объем постройки (объем всех кирпичей)
  • А) Определить общую массу постройки (массу всех кирпичей)
  • Д) Рассчитать какое количество машин с туфом нужно заказать.
  • Ё) Вычислить объем кирпича туфа. Найти количество закупаемых кирпичей.
  • Ж) Стоимость=цена *количество кирпичей (Слайд 34)

3. Ученики самостоятельно записывают в математической форме алгоритм решения. Каждый представитель «Строительной компании» (в  группе по 5 чел.) предлагает свои вариант записи.

  • S=(a1+a2+a3 )*b  или S=s1+s2+s3= a1*b+a2*b+a3*b
  • V=(S-Sпр)с –объем всех стен
  • m= pV=p(S-Sпр)с –масса всех стен (кирпичей туфа)
  • Nм=m/грузоподъемность  - количество заказанных машин
  • Nк=V/Vк            количество кирпичей
  • Сумма за покупку=цена кирпича *количество кирпичей

(Слайд 35)

  1. Подведение итога урока.

В итоге одна из «компаний» предложила весьма рациональный алгоритм с более лаконичным решением. Это компания и выиграла тендер на строительство.

  • Найти площадь одной стороны туфа
  • Найти площадь всей стены, затем вычесть площадь проемов
  • Найти количество кирпичей разделив общую площадь на площадь стороны туфа
  • Количество туфа умножить на цену и узнать сумму покупки
  • Найти объем одного туфа
  • Объем туфа умножить на плотность и узнать массу одного туфа
  • Умножить массу одного туфа на количество всех кирпичей это =общей массе всех кирпичей
  • Массу всех кирпичей разделить на грузоподъемность это= количеству заказанных машин.

  • Sкт=0,2*0,4=0,08м2    - площадь стороны кирпича туфа
  • S=S1+S2+S3      S-Sпр    - общая площадь стен                        
  • N=S/Sкт   -количество кирпичей, стоимость=N*цену    
  • Vкт=0,4*0,2*0,2=0,016м2 объем одного кирпича туфа, mкт=p*V –его масса
  • mобщ=N*mк.т      общая масса всех кирпичей
  • Nмашин=mобщ/ грузоподъемность   - количество заказанных машин

(Слайд 36,37)

Подведем итоги

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Какие получили результаты? Какими формулами мы пользовались?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали с таблицами. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями.

- Поднимите руку, кто получил «8-10» баллов, «7-5»баллов, «4-3»баллов.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

VI.  Домашнее задание.

Открываем дневники и записываем домашнее задание:

Повторить: § 20-23. Задачи 260,261(с/з. В.И. Лукашик)

  1. Рефлексия.

Мне всё понятно. Рисует стену, крышу, окна и двери.

Мне понятно, но не всё. Рисует Стены и крышу.

Мне непонятно ничего. Рисует кирпич (Слайд 38).

Спасибо, урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики в 7 классе. Тема: Создание проекта решения задачи с использованием ИКТ технологий. Составитель: Учитель физики МКОУ «СОШ№6 г.Баксана » Уначева анжелика каральбиевна

Слайд 2

Цели и задачи урока: Развивать умения применения полученных навыков и знаний; Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; Создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности; Научить составлять алгоритм решения задач.

Слайд 3

Тип урока: комбинированный, носит проектный характер. Вид занятия : урок с использованием мультимедийной презентации.

Слайд 4

Методы обучения : повторение исследовательский метод практический метод, демонстрационный метод проблемно - поисковый метод

Слайд 5

Постановка проблемы Домовладелец, проживающий по ул. Быкова 25, решил сделать прямоугольную пристройку к дому. Для этого он выбрал лечинкайский розовый туф. Размеры пристройки: ширина 5.5 метров, длина 4 метра, а высота 3,2 метра, толщина стены 200 мм. Сколько грузовиков с туфом ему заказать на заводе, если грузоподъемность машины ГАЗ-3307 2,5тонны. Параметры кирпича туфа 200х400х200.(мм). Плотность туфа р=900 кг/м 3 . Нужно учесть, что на оконные проемы уйдет 8 м 2 . Сколько нужно заплатить за туф, если цена одного кирпича туфа 6,5р. Все вычисления проводим в системе СИ.

Слайд 6

Какие плоские фигуры ВАМ напоминают поверхности стен

Слайд 7

Повторение Формула для вычисления площади прямоугольника или квадрата: S = a * b S= а*а

Слайд 8

1)Какие геометрические фигуры ВАМ известны из курса математики 2)какая из фигур напоминает стену

Слайд 9

Повторение Формула для вычисления объема куба или параллелепипеда: V = a*b*c V=S*c

Слайд 10

Запишите единицы площади м 2 единицы объема в м 3 Единицы длины Единицы площади S=a*b в СИ м 2 Единицы объема V=a*b*c В СИ м 3 1см=0,01м 1 см 2 = м 2 1см 3 = м 3 1мм=0,001м 1 мм 2 = м 2 1мм 3 = м 3

Слайд 11

Запишите единицы площади м 2 единицы объема в м 3 Единицы длины в СИ Единицы площади S=a*b в СИ Единицы объема V=a*b*c В СИ 1см=0,01м 1 см 2 =0,01 м *0,01 м = 0,0001 м 2 1см 3 =0,000001м 3 1мм=0,001м 1 мм 2 =0,001*0,001=0,000001 м 2 1мм 3 =0,000000001м 3

Слайд 12

Повторение Найдите площади прямоугольников в квадратных метрах (м 2 ), если их стороны соответственно равны :длина 4м, высота 3,2м; длина 5,5м и высота 3,2 м; Найдите объем параллелограмма в кубических метрах (м 3 ), если его стороны соответственно равны: 200мм х400мм х 200мм. Задача. Перевести в систему СИ следующие величины: 20см, 2т, 2.5т,15 тонн В системе СИ какими единицами пользуются: а) см; б)мм; в)м; г) граммы; д) кг; е) тонны. Верное подчеркните.

Слайд 14

Перевести единицы массы в систему СИ Единицы массы Система СИ (кг) 2тонны 2,5 тонны 15тонн

Слайд 15

Перевести единицы массы в систему СИ Единицы массы Система СИ (кг) 2тонны 2000 кг 2,5 тонны 2500кг 15тонн 15000 кг

Слайд 16

Найти площадь стен в системе си S площадь в м 2 Длина ( м ) Высота ( м ) 4 3,2 5,5 3,2

Слайд 17

Найти площадь и объем в системе си S площадь в м 2 Длина ( м ) Высота ( м ) 12,8 4 3,2 17,6 5,5 3,2

Слайд 18

Найти площадь стороны туфа в системе си S площадь в м 2 в СИ Длина (мм ) Высота ( мм ) 400 200

Слайд 19

Найти площадь стороны туфа в системе си S площадь в м 2 в СИ Длина (мм ) Высота ( мм ) 0,08 м 2 400 200

Слайд 20

Найти объем одного кирпича туфа,если Длина (мм) Высота ( мм) Толщина (мм) Объем М 3 400 200 200

Слайд 21

Длина (мм) Высота ( мм) Толщина (мм) Объем М 3 400 200 200 0,016

Слайд 22

Формула плотности

Слайд 23

Выразим массу

Слайд 24

Масса одного кирпича туфа m=900 кг/м 3 *0,016 м 3 = 14 ,4кг

Слайд 25

Постановка проблемы Домовладелец, проживающий по ул. Быкова 25, решил сделать прямоугольную пристройку к дому. Для этого он выбрал лечинкайский розовый туф. Размеры пристройки: ширина 5.5 метров, длина 4 метра, а высота 3,2 метра, толщина стены 200 мм. Сколько грузовиков с туфом ему заказать на заводе, если грузоподъемность машины ГАЗ-3307 2,5тонны. Параметры кирпича туфа 200х400х200.(мм). Плотность туфа р=900 кг/м 3 . Нужно учесть, что на оконные проемы уйдет 8 м 2 . Сколько нужно заплатить за туф, если цена одного кирпича туфа 6,5р. Все вычисления проводим в системе СИ.

Слайд 26

Кирпич туфа

Слайд 29

Предложите свой проект решения задачи

Слайд 30

Вид стены сверху v=a*b*c

Слайд 31

Площадь стен: S =S 1 +S 2 +S 3 или S=(a 1 +a 2 +a 3 )b

Слайд 32

Площадь стен без проемов : S- S пр

Слайд 33

Предложенные решения А) Определить общую массу постройки (массу всех кирпичей) Б) Найди объем постройки В )Найти площадь каждой стены и сложить. Или найти площадь всей постройки с внешней стороны мысленно выставив стены в одну линию. Г) Вычесть площадь оконных проемов. Д) Рассчитать какое количество машин с туфом нужно заказать. Е) Записать дано и перевести единицы в систему СИ. Ё) Вычислить объем кирпича туфа. Найти количество закупаемых кирпичей. Ж) Стоимость=цена *количество кирпичей

Слайд 34

Записать правильную последовательность алгоритма решения задачи Е) Записать дано и перевести единицы в систему СИ. В) Найти площадь каждой стены и сложить. Или найти площадь всей постройки с внешней стороны мысленно выставив стены в одну линию. Г) Вычесть площадь оконных проемов. Б) ) Найди объем постройки (объем всех кирпичей) А) Определить общую массу постройки (массу всех кирпичей) Д) Рассчитать какое количество машин с туфом нужно заказать. Ё) Вычислить объем кирпича туфа. Найти количество закупаемых кирпичей. Ж) ) Стоимость=цена *количество кирпичей

Слайд 35

Расчетные формулы S=(a 1 +a 2 +a 3 )*b или S= s 1 +s 2 +s 3 = a 1* b+a 2* b+a 3* b V=(S-S пр ) с – объем всех стен m= pV =p(S-S пр ) с –масса всех стен (кирпичей туфа) N м =m /грузоподъемность - количество заказанных машин N к = V/V к количество кирпичей Сумма за покупку=цена кирпича *количество кирпичей

Слайд 36

Вариант предложенный детьми Найти площадь одной стороны туфа Найти площадь всей стены, затем вычесть площадь проемов Найти количество кирпичей разделив общую площадь на площадь стороны туфа Количество туфа умножить на цену и узнать сумму покупки Найти объем одного туфа Объем туфа умножить на плотность и узнать массу одного туфа Умножить массу одного туфа на количество всех кирпичей это =общей массе всех кирпичей Массу всех кирпичей разделить на грузоподъемность это= количеству заказанных машин.

Слайд 37

Проект решения задачи предложенный учениками. S кт =0,2*0,4=0,08 м 2 - площадь стороны кирпича туфа S=S 1 +S 2 +S 3 S-S пр - общая площадь стен N=S/S кт -количество кирпичей, стоимость =N* цену V кт =0,4*0,2*0,2=0,016 м 2 объем одного кирпича туфа, m кт =p*V –его масса m общ =N*m к . т общая масса всех кирпичей N машин =m общ / грузоподъемность - количество заказанных машин

Слайд 38

Рефлексия

Слайд 39

Раздаточный материал Дано Место для уравнения. СИ a 1 = a 3 =4м а 2 =5,5м b =3,2м с=200мм V кирпича = abc =200 x 400 x 200(в мм) грузоподъем =2.5тонны/ маш р=1400кг/м 3 -плотность туфа 6.5 р-1 кирпич туфа N грузовиков ? Стоимость туфа-? = м = кг СИ a 1 = a 3 =4м а 2 =5,5м b =3,2м с=200мм V кирпича = abc =200 x 400 x 200(в мм) грузоподъем =2.5тонны/ маш р=1400кг/м 3 -плотность туфа 6.5 р-1 кирпич туфа N грузовиков ? Стоимость туфа-? = м = кг N грузовиков ? Стоимость туфа-? Длина а 1 =4 метра S 1 высота b=3,2метра длина а 2 =5,5 метра S 2 высота b=3,2метра Длина а 3 =4метра S 3 высота b=3,2метра s пр =8м 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе Тема Деление дробей. Решение задач на нахождения числа по заданному значению его дроби.

Урок математики в 6 классе Тема    Деление дробей. Решение задач  на нахождения числа по заданному             знач...

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Движение. Решение задач».

Материал относится к преподаванию математики. Урок по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л.С. по теме "Движение".  Тип урока:совершенствования умений и навыков. Форма урока: групповая с...

Урок-презентация "Кондесатор.Электроемкость" физика 9 класс

Урок изучения нового материала. Содержит тест для проверки домашнего задания, рассмотрены: способы зарядки кондесатора,способы соединения конденсаторов,  энергия электрического поля внутри конден...

Урок-презентация по алгебре в 8 классе. Тема: «Решение квадратных уравнений в практикоориентированных задачах».

Данная презентация помогает обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Решение квадратных уравнений в практикоориентированных задачах»;Помогает приобрести учащимся навык решения уравнений ...

Разработка урока по физике 8 класс. Тема "Напряжение. Единицы измерения напряжения" с использованием ИД Smart Board

В материале представлена разработка урока по физике для 8 класса. Тема "Напряжение. Единицы измерения напряжения". Конспект составлен с учетом УУД и в соответствии с ФГОС ООО. Урок проводился с и...

Тема: «Циклические алгоритмы. Решение задач с использованием оператора FOR»

Цели и задачи урокаОбразовательные:·         Закрепить знания учащихся по составлению алгоритмов с циклами и написанию программ с оператором FOR;·...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....