Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике
учебно-методический материал (9 класс)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:                                                        УТВЕРЖДАЮ:                                                  

______________________                                              Руководитель организации _____________

(наименование коллегиального                                      ______________________     ФИО органа организации)                                                (подпись)                   «_____»________________ 2015                           «______»__________________2015

                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

__________Решение олимпиадных задач по физике_____

(наименование  программы)

Возраст обучающихся   ___

_14-15 лет__

Количество часов в год ______105________

Педагог, реализующий программу

Петухова Людмила Константиновна

СУРГУТ

2015.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации  _____________________________________

Название программы

Решение олимпиадных задач по физике

Направленность программы

естественно-научное

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Петухова Людмила Константиновна

Год разработки

2012

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Информация о наличии рецензии

Программа приняла участие во Всероссийском (с международным участием) конкурсе «Лучшая методическая разработка». Сертификат № АБ0373

Цель

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения нестандартных физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний

Задачи

Обучающие:

  1. Способствовать развитию интереса к физике, к решению олимпиадных задач.
  2. Развивать творческие способности при решении экспериментальных  задач.
  3. Способствовать формированию представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения олимпиадных задач.

Развивающие:

  1. Вырабатывать  умения и навыки переносить знания  на новые формы учебной работы.
  2. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных олимпиадных задач, связанных с практической деятельностью

Воспитательные:

  1. Воспитывать личность, способную анализировать, самоанализировать и создавать индивидуальную  программу саморазвития.

Ожидаемые результаты освоения программы

В курсе необходимо учащихся научить:

1. Работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, транслировать полученную информацию из одного вида в другой.

2. Использовать физические и математические модели, понимать их роль в физических задачах.

3. Составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач.

4. Находить общее в подходах к решению задач различных видов.

5. Использовать оценочные суждения при решении задач.

6. Использовать задачи для уточнения и углубления своих знаний.

7. Проверять физический смысл решений.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

3ч/105 ч

Возраст обучающихся

14-15 лет

Формы занятий

Групповые, индивидуальные

Методическое обеспечение

Сборник задач, олимпиадные задания прошлых лет

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Для качественного осуществления  работы используется соответствующая материально-техническая база кабинета: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, принтер, документ-камера, веб-камера, компьютер); сеть с выходом в Интернет.

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2015 /2016 учебный год

Данная модифицированная программа учебного курса «Решение олимпиадных задач по физике» разработана на основании программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007».

Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы, служит средством для развития самостоятельности в суждениях.  Необходимо, чтобы обучение решению задач служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул, законов, а было направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учило бы поиску решения задачи, акцентировало бы внимание учащихся на сущности полученного ответа и приёмах его анализа.

Направленность программы – естественно-научное

Вид образовательной деятельности – решение задач

Цель  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения нестандартных физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний

 

Задачи:

Обучающие:

  1. Способствовать развитию интереса к физике, к решению олимпиадных задач.
  2. Развивать творческие способности при решении экспериментальных  задач.
  3. Способствовать формированию представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения олимпиадных задач.

Развивающие:

  1. Вырабатывать  умения и навыки переносить знания  на новые формы учебной работы.
  2. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных олимпиадных задач, связанных с практической деятельностью

Воспитательные:

  1. Воспитывать личность, способную анализировать, самоанализировать и создавать индивидуальную  программу саморазвития.

Актуальность введения  курса «Решение олимпиадных задач по физике» связана с необходимостью научить обучающихся решать олимпиадные задачи, которые требуют от них ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развивать ассоциативное мышление и сообразительность.

Теоретические вопросы курса предусматривают рассмотрение основных физических законов по гидростатике, молекулярной физике, электродинамике и механике, и историю их открытия и использование в науке и технике. Обучающиеся знакомятся с минимальными сведениями о понятии «олимпиадная задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. Кроме теоретических вопросов включены практические  – решение количественных и экспериментальных задач по предложенным разделам физики.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2015/2016 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

14-15 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

Количество часов в неделю

3

Общее количество часов в год

105

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

В курсе необходимо учащихся научить:

1. Работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, транслировать полученную информацию из одного вида в другой.

2. Использовать физические и математические модели, понимать их роль в физических задачах.

3. Составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач.

4. Находить общее в подходах к решению задач различных видов.

5. Использовать оценочные суждения при решении задач.

6. Использовать задачи для уточнения и углубления своих знаний.

7. Проверять физический смысл решений.

Материал для включения в программу курса отбирался по следующим принципам:

- доступность;

- научность;

- методическая и культурная традиции;

- интересность;

- завершенность.

Учащиеся научатся решать задачи повышенного уровня, осознают важность и значимость физической задачи и роль физических законов в развитии техники и науки. Освоят методы и алгоритмы решения олимпиадных задач. Методами оценки результатов изучения курса могут быть: решение экспериментальных задач, выполнение творческих работ, письменной работы, тестирование, проведение внутри школьной олимпиады по физике. Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципах. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, теоретический, исторический, коммуникативный и деятельностный принципы.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

Участие в школьном и муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников, дистанционных олимпиадах.

Содержание программы

1.Физическая задача. Классификация задач  - 2 ч

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

2.Правила и примы решения физических задач - 4  час

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Примеры задач методом графических образов

3.Механика -57 ч

Кинематика материальной точки -15 ч

Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения и решение задач. Графический и координатный способы решения задач. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения.

Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление равноускоренного движения.. Графический и координатный способы решения задач на равноускоренное движение.

Динамика материальной точки – 15 ч

Законы Ньютона. Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.

Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела.

Законы сохранения -10 ч

Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.

Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на использование законов сохранения.

Статика. Гидростатика -12 ч

Условие равновесия тел. Правило моментов. Равновесие тел. Определение положения центра тяжести. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел.

Механические колебания и волны 5 ч

Колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Пружинный и математический маятники. Механические волны. Определение характеристик упругих механических волн

4.Тепловые явления -10 ч

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Решение задач на составление уравнения теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха.

5.Электродинамика -23 ч

Постоянный электрический ток -15 ч

Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений и применение их при решение задач. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Закон Кулона.

Электромагнитное поле – 8 ч

Электрическое и магнитное полей, их характеристики. Электрическая емкость. Энергия электрического и магнитного полей. Явление электромагнитной индукции. Решение задач на описание магнитного поля тока.

6.Световые явления – 7 ч

Законы геометрической оптики. Решение задач на законы отражения и преломления света. Построение изображений, даваемых линзой. Формула тонкой линзы.


Учебно-тематический план

на 2015/2016 учебный год

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1

Физическая задача. Классификация задач

2

2

2

Правила и приемы решения задач

4

4

3

Механика

57

47

3.1

Кинематика материальной точки

15

15

3.2

Динамика материальной точки

15

15

3.3

Законы сохранения в механике

10

10

3.4

Статика. Гидростатика

12

12

3.5

Механические колебания и волны

5

5

4

Тепловые явления

10

10

5

Электродинамика

23

23

5.1

Постоянный электрический ток

15

15

5.2

Электромагнитное поле

8

8

6

Световые явления

7

7

7

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

2

2

ИТОГО ЗА ГОД

105

105

Календарно-тематическое планирование

 (первая группа)

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Физическая задача. Классификация задач. -2 ч

Значение задач. Основные требования к составлению задач.

1

1.09

2

Классификация физических задач. Примеры задач всех видов.

1

4.09

3

Правила и приемы решения задач -4 ч

Приемы и способы решения задач

1

4.09

4

Этапы решения олимпиадной задачи. Оформление решения задач.

1

8.09

5

 Различные приёмы и способы  решения олимпиадных задач:

1

11.09

6

Общие требования при решении физических задач.

1

11.09

7

Механика-40 ч Кинематика материальной точки -15 ч

Перемещение.

1

15.09

8

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

18.09

9

Средняя  скорость

1

18.09

10

11

Относительность механического движения.

1

22.09

25.09

12

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение.

1

25.09

13

Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение.

1

29.09

14

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении.

1

2.10

15

Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении.

1

2.10

16

17

Координатный метод решения задач по механике

2

6.10

9.10

18

19

Графические задачи

2

9.10

13.10

20

21

Графическое решение задач.

2

16.10

16.10

22

Динамика материальной точки – 15 ч

Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

1

20.10

23

Второй и третий законы Ньютона.

1

23.10

24

25

Свободное падение.

2

23.10

27.10

26

Невесомость. Закон всемирного тяготения.

1

30.10

27

28

Движение тела под действием силы тяжести.

2

30.10

3.11

29

30

Движение тел брошенных под углом к горизонту

2

6.11

6.11

31

32

Движение тела под действием силы трения.

2

10.11

13.11

33

Движение тела под действием нескольких сил.

2

13.11

34

Движение по наклонной плоскости

1

17.11

35

36

Движение связанных тел.

2

20.11

20.11

37

Законы сохранения в механике - 10 ч

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

24.11

38

Решение задач на применение закона сохранения импульса

1

27.11

39

Реактивное движение.

1

27.11

40

Работа и мощность.

1

1.12

41

Работа силы тяжести

1

4.12

42

Работа силы упругости

1

4.12

43

Работа силы трения

1

8.12

44

45

Закон сохранения и превращения механической энергии.

2

11.12

11.12

46

Мощность силы. Коэффициент полезного действия.

1

15.12

47

Статика. Гидростатика – 12 ч

Условия равновесия тел. Правило моментов

1

18.12

48

49

Равновесие тел при отсутствии вращения.

2

18.12

22.12

50

Определение положения центра тяжести тела.

1

25.12

51

52

Определение положения  центра тяжести системы тел

2

25.12

12.01

53

Решение задач на закон Паскаля для жидкостей и газов.

1

15.01

54

55

Решение задач на закон Архимеда и условия плавания тел.

2

15.01

19.01

56

57

Задачи на равновесие тел в жидкости или газе

2

22.01

22.01

58

Определение характеристик покоящейся жидкости.

1

26.01

59

60

Механические колебания и волны -5 ч

Определение характеристик механических колебаний.

2

29.01

29.01

61

62

Математический маятник

2

2.02

05.02

63

Определение характеристик упругих механических волн.

1

5.02

64

Тепловые явления

Виды теплопередачи. Количество теплоты.

1

9.02

65

Уравнения теплового баланса

1

12.02

66

Плавление и отвердевание тел.

1

12.02

67

Испарение и конденсация..

1

16.02

68

Относительная влажность воздуха

1

19.02

69

70

Решение задач  на составление уравнения теплового баланса

2

19.02

26.02

71

72

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

2

26.02

1.03

73

Преобразования энергии в тепловых машинах.

1

4.03

74

Электродинамика -23ч 

Постоянный электрический ток-15 ч

Электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление. 

1

4.03

75

76

Соединения проводников.

2

11.03

11.03

77

78

Различные приёмы расчёта сопротивления сложных цепей.

2

15.03

18.03

79

80

Решение задач на законы последовательного и параллельного соединения.

2

18.03

22.03

81

Смешанное соединение

2

25.03

82

83

Решение качественных, занимательных задач, задач с техническим содержанием.

2

25.03

29.03

84

85

Работа и мощность тока.

2

1.04

1.04

86

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

1

5.04

87

88

Правило Кирхгофа

2

8.04

8.04

89

90

Электромагнитное поле -8ч

Характеристики электрического  поля.

2

12.04

15.04

91

Электрическая емкость. Энергия электрического поля конденсатора

1

15.04

92

93

Характеристики магнитного поля.

2

19.04

22.04

94

Энергия магнитного поля катушки с током

1

22.04

95

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока

1

26.04

96

Явление электромагнитной индукции

1

29. 04

97

98

Световые явления- 7 ч

Законы отражения света

2

29.04

3.05

99

100

Законы преломления света

2

6.05

6.05

101

102

Формула тонкой линзы

2

10.05

13.05

103

Построение изображений, даваемых линзой, формула тонкой линзы.

1

13.05

104

105

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (отчет учащихся) – 2 ч

2

17.05

20.05

Календарно-тематическое планирование

 (вторая группа)

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Физическая задача. Классификация задач. -2 ч

Значение задач. Основные требования к составлению задач.

1

2.09

2

Классификация физических задач. Примеры задач всех видов.

1

4.09

3

Правила и приемы решения задач -4 ч

Приемы и способы решения задач

1

4.09

4

Этапы решения олимпиадной задачи. Оформление решения задач.

1

9.09

5

 Различные приёмы и способы  решения олимпиадных задач:

1

11.09

6

Общие требования при решении физических задач.

1

11.09

7

Механика-40 ч Кинематика материальной точки -15 ч

Перемещение.

1

16.09

8

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

18.09

9

Средняя  скорость

1

18.09

10

11

Относительность механического движения.

1

23.09

25.09

12

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение.

1

25.09

13

Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение.

1

30.09

14

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении.

1

2.10

15

Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении.

1

2.10

16

17

Координатный метод решения задач по механике

2

7.10

9.10

18

19

Графические задачи

2

9.10

14.10

20

21

Графическое решение задач.

2

16.10

16.10

22

Динамика материальной точки – 15 ч

Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

1

21.10

23

Второй и третий законы Ньютона.

1

23.10

24

25

Свободное падение.

2

23.10

28.10

26

Невесомость. Закон всемирного тяготения.

1

30.10

27

28

Движение тела под действием силы тяжести.

2

30.10

4.11

29

30

Движение тел брошенных под углом к горизонту

2

6.11

6.11

31

32

Движение тела под действием силы трения.

2

11.11

13.11

33

Движение тела под действием нескольких сил.

2

13.11

34

Движение по наклонной плоскости

1

18.11

35

36

Движение связанных тел.

2

20.11

20.11

37

Законы сохранения в механике - 10 ч

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

25.11

38

Решение задач на применение закона сохранения импульса

1

27.11

39

Реактивное движение.

1

27.11

40

Работа и мощность.

1

2.12

41

Работа силы тяжести

1

4.12

42

Работа силы упругости

1

4.12

43

Работа силы трения

1

9.12

44

45

Закон сохранения и превращения механической энергии.

2

11.12

11.12

46

Мощность силы. Коэффициент полезного действия.

1

16.12

47

Статика. Гидростатика – 12 ч

Условия равновесия тел. Правило моментов

1

18.12

48

49

Равновесие тел при отсутствии вращения.

2

18.12

23.12

50

Определение положения центра тяжести тела.

1

25.12

51

52

Определение положения  центра тяжести системы тел

2

25.12

13.01

53

Решение задач на закон Паскаля для жидкостей и газов.

1

15.01

54

55

Решение задач на закон Архимеда и условия плавания тел.

2

15.01

20.01

56

57

Задачи на равновесие тел в жидкости или газе

2

22.01

22.01

58

Определение характеристик покоящейся жидкости.

1

27.01

59

60

Механические колебания и волны -5 ч

Определение характеристик механических колебаний.

2

29.01

29.01

61

62

Математический маятник

2

3.02

05.02

63

Определение характеристик упругих механических волн.

1

5.02

64

Тепловые явления -10 ч

Виды теплопередачи. Количество теплоты.

1

10.02

65

Уравнения теплового баланса

1

12.02

66

Плавление и отвердевание тел.

1

12.02

67

Испарение и конденсация.

1

17.02

68

Относительная влажность воздуха

1

19.02

69

70

Решение задач  на составление уравнения теплового баланса

2

19.02

24.02

71

72

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

2

26.02

26.02

73

Преобразования энергии в тепловых машинах.

1

2.03

74

Электродинамика -23ч 

Постоянный электрический ток-15 ч

Электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление. 

1

4.03

75

76

Соединения проводников.

2

4.03

9.03

77

78

Различные приёмы расчёта сопротивления сложных цепей.

2

11.03

11.03

79

80

Решение задач на законы последовательного и параллельного соединения.

2

16.03

18.03

81

Смешанное соединение

2

18.03

82

83

Решение качественных, занимательных задач, задач с техническим содержанием.

2

23.03

25.03

84

85

Работа и мощность тока.

2

25.03

30.03

86

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

1

1.04

87

88

Правило Кирхгофа

2

1.04

6.04

89

90

Электромагнитное поле -8ч

Характеристики электрического  поля.

2

8.04

8.04

91

Электрическая емкость. Энергия электрического поля конденсатора

1

13.04

92

93

Характеристики магнитного поля.

2

15.04

15.04

94

Энергия магнитного поля катушки с током

1

20.04

95

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока

1

22.04

96

Явление электромагнитной индукции

1

22.04

97

98

Световые явления- 7 ч

Законы отражения света

2

27.04

29. 04

99

100

Законы преломления света

2

29.04

4.05

101

102

Формула тонкой линзы

2

6.05

6.05

103

Построение изображений, даваемых линзой, формула тонкой линзы.

1

11.05

104

105

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (отчет учащихся) – 2 ч

2

13.05

13.05

Литература

  1. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение, 1987.

  1. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. – М.:Просвещение, 1987.

  1. Вьюн В.А. Югорские олимпиады и турниры по физике. Г.Ханты-Мансийск

  1. Вениг С.Б., Куликов М.Н., Шевцов В.Н. Олимпиадные задачи по физике.-М: Вентана-Граф, 2007

  1. Горяинов В.С.,Карайчев Г.В.,Коваленко М.И. Школьные олимпиады:физика, математика,информатика.8-11 класс.-Ростов н/Д:Феникс, 2007.: РИО ИРО, 2008. – 168 г.

  1. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).

  1. Каменецкий С.Е., В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987.

  1. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А., Решение олимпиадных задач по физике-М: Школа-Пресс,1999.(Библиотека журнала «Физика в школе».Вып.15).

  1. Мясников, С. П., Осанова Т. Н. Пособие по физике. - М.: Высшая школа, 1988.

  1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.

  1. Старцева О.Н., Олимпиада.Физика.9 класс.-Волгоград:Учитель-АСТ, 2005.

  1. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. - М.: Наука, 1989.

Информационно-компьютерная поддержка

  1. http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm
  2. http://www.shkolnymir.info/content/view/295/60/
  3. http://www.fizmatxim.narod.ru/
  4. http://fizportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике" (8-9 класс)

В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Программа "Решение олимпиадных задач по физике" предоставляет максимально широ...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ «РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»

Мотивацией программы «Решение олимпиадных задач по физике» является стратегия обучения одаренных детей. Содержание занятий ориентировано на развитие у школьников интереса к физике, на организацию само...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Решение расчетных задач по химии"

Программа предназначена для учащихся 9 классов, изучающих систематический курс неорганической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах неорганических веществ (не для детей ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Общая и специальная олимпиадная физическая подготовка»

Дополнительная образовательная программа «Общая и специальная олимпиадная физическая подготовка» предназначена для проведения и подготовки занятий по «Специальной и общей физической ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа" практикум решения олимпиадных задач" 10класс

Рабочая программа курса «Решение олимпиадных задач»  предназначена для учащихся, занимавшихся в 10 классе физико-математического профиля. В программу включены вопросы, позволяющие зал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Юный физик»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаЕстественно-научной направленности«Юный физик»...