Урок физики в 7 классе "Сил трения, решение задач"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Игнатова Антонина Павловна

Конспект урока физики в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_v_7_klasse.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе «Сила трения»

(УМК «физика» для 7 класса, серии «Сферы»)

Учитель: Игнатова Антонина Павловна

Тема урока: Сила трения, решение задач.

Образовательные ресурсы: компьютер; интерактивная доска; динамометр; деревянный брусок; тележка; набор грузов;

Цели урока:

Образовательные: 

  • Создать условия для закрепления у учащихся навыков решения задач, как расчетных, так и качественных, для закрепления ранее изученного;

Развивающие: 

  • Развивать логическое мышление, инициативу, самостоятельность;
  • Развивать умение анализировать и делать выводы;

Воспитательные: 

  • Воспитывать аккуратность, культуру речи;
  • Формировать опыт общения между учащимися и сотрудничество с учителем в учебном процессе.

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний и умений.

Технологии:

  • Информационно-коммуникативные;
  • Развивающее обучение.

План урока:

  1. Организационный момент. (Учитель объявляет тему урока).  
  2. Фронтальная работа с классом:
  • Устная разминка.
  • Вопросы «Зачем?» и «Почему?»
  • Решение задач, с обсуждением.
  1. Самостоятельная лабораторно-практическая работа.
  2. Рефлексия.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся экспериментально определять зависимость силы трения от силы реакции опоры; применять формулу расчета силы трения, формулу расчета коэффициента трения и силы реакции опоры; давать ответы на качественные вопросы о проявления силы трения в природе, быту и технике.

Получат возможность научиться: проявлять аккуратность при решении задач, проведения эксперимента; доброжелательно обращаться и оказывать помощь одноклассникам.

Личностные УУД: повышают грамотность, получают новые знания по физике, формируют нравственные и эстетические ценности через познание физических явлений.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять степень успешности своей работы; самостоятельно делать выводы.

Познавательные: самостоятельно производить переработку информации; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические рассуждения.

Коммуникативные: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Организационная структура урока

Повторительно-обобщающий этап.

Устная разминка.

  1. Для чего на уроках физкультуры при выполнении некоторых упражнений на снарядах ладони натирают магнезией, а подошвы- канифолью? (Для увеличения силы трения, уменьшения скольжения)
  2. Многие водные животные (морские звезды, губки, голотурии) имеют на теле выступы, шероховатости. Благодаря этому они медленно опускаются в воде, а не тонут быстро под действием силы тяжести. Какое явление способствует этому?  (Сила трения)
  3. О каком явлении идет речь в пословице: «От того телега запела, что дёгтя не ела»?) (О силе трения).
  4. Поверхность зеркала более гладкая, чем лёд. Почему на коньках так легко кататься по льду и совсем невозможно по зеркалу?   (Лёд под давлением лезвий коньков плавится, а вода является смазкой, поэтому коньки легко скользят по льду)  
  5. Скрипичный смычок - деревянная трость. Между головкой и колодкой смычка натягивается волос конского хвоста (натуральный или искусственный). С какой целью волосы скрипичного смычка натирают канифолью? (Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки; натирая канифолью, заполняют пространство между ними, что уменьшает силу трения и благоприятно сказывается на звуке)
  6. Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры перчатками, покрытыми слоем шероховатого материала? (Для увеличения силы трения)

Вопросы «зачем?» и «почему?»

  1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?
  2. Почему шины автомобилей делают с рифленой поверхностью?
  3. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
  4. Почему масло или большой кусок сыра легче резать проволокой а не ножом?
  5. Зачем лыжники наносят на лыжи особую смазку?
  6. Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущим автомобилем?

Решение задач:

  1. Снежинка равномерно движется вниз. Какие силы в этом случае действуют на неё? Изобразите эти силы на рисунке.
  2. Парашютист весом 800 Н равномерно спускается с раскрытым парашютом. Чему равна сила сопротивления воздуха?
  3. Определите коэффициент трения между шкафом массой 120 кг и поверхностью пола. Сила, приложенная к шкафу в горизонтальном направлении, равна 600 Н.
  4. На брусок массой 500 г приложена сила в горизонтальном направлении для его перемещения. Определите силу трения, если коэффициент трения равен 0,4.
  5. Чтобы передвинуть шкаф, надо приложить к нему горизонтальную силу 300 Н. Чему равен коэффициент трения между шкафом и полом, если масса шкафа равна 120 кг?

Лабораторно- практическая работа:

Определение коэффициента трения скольжения между кареткой (бруском) и поверхностью направляющей рейки.

Цель работы:

Определить коэффициент трения скольжения, нагрузив каретку (брусок) двумя грузами и равномерно перемещая её по поверхности направляющей рейки.

Оборудование:

Направляющая рейка, каретка (брусок), два груза, динамометр.

Ход работы:

  1. Запишите численное значение веса каретки (бруска) вместе с двумя грузами (измеряется с помощью динамометра) в единицах измерения СИ
  2. Запишите численное значение силы упругости пружины при равномерном прямолинейном скольжении каретки (бруска) с грузами
  3. Запишите численное значение коэффициента трения скольжения, рассчитав его по формуле.
  4. Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"

Данную разработку  можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...

Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...

Урок физики в 7 классе "Решение задач на расчет сил"

Урок - конференция в 7 классе "Урок одного тела"...

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Решение задач на расчет гидростатического давления"

Методическая разработка урока физики в 7 классе включает разработку урока с использованием интерактивной доски, включает разработку урока в программе Notebook, презентацию....

Урок физики в 7 классе. Решение задач по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" (эстафета олимпийского огня)

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»(эстафета олимпийского огня)Цели урока:- обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» - формирование  представление...

Урок физике в 7 классе "Решение задач на расчёт механической работы и мощности"

На уроке используется сюжет рассказа Р. Погодина «Тишина» Урок проводится в рамках всероссийского проекта «Успешное чтение. Книга на уроке». Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений...

Презентация к уроку физики в 10 классе "Решение задач по теме: Динамика"

Презентация к уроку физики в 10 классе "Решение задач по теме: Динамика"...