Урок-соревнование "Электромагнитные явления"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Казакова Светлана Владимировна

Урок повторения и обобщения материала 8-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-sorevnovanie._elektromagnitnye_yavleniya.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Электромагнитные явления

Повторительный  обобщающий урок-соревнование.

8-9 классы

«Счастливая случайность выпадает

Лишь на долю подготовленных умов».

                                                      Луи Пастер

Цель урока: обобщить и повторить материал по теме, научить применять знания в новой ситуации, формировать навыки коллективной работы, воспитывать сознательную дисциплину.

Ход урока

С давних-давних пор людьми двигала великая сила-любознательность. И не обладай они ею, многое из того, что окружает нас, создано не было бы. Сегодня мы будем говорить о науке, о людях науки. Постараемся увидеть необычное в обычном.

Представление членов жюри. Разбиение учащихся класса на пять команд. Знакомство команд с системой выставления баллов (пятибалльная шкала отметок; учитываются полнота ответов, активность всех членов команды, соблюдение дисциплины).

1. Разминка.

? В одном из стихотворений А. Мицкевича есть строки:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей.

Человека пронизывают мириады магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магниту и относимся к нему снисходительно, как к устаревшему атрибуту школьных уроков физики, порой даже не подозревая, сколько магнитов вокруг нас.

Подсчитайте магниты, окружающие нас в жизни (пишут на листе).

Пока жюри подводит итоги, учитель рассказывает:

Магнитов десятки: в электробритве, динамике, магнитофоне, наконец, я сама тоже магнит. Биотоки, бегущие во мне, рожают вокруг причудливый пульсирующий узор магнитных полей. Земля, на которой мы живём, - гигантский голубой магнит. Солнце - жёлтый плазменный шар - ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности, едва различимые радиотелескопами, - непостижимые по размерам магниты…

 Показываю портрет А.Ампера.

? Кто изображён на портрете? Расскажите об опытах, проведённых этим учёным.  

Показываю портрет М.Фарадея.

? Кто изображён на портрете? Расскажите об опытах, проведённых этим учёным.

? Какими полюсами магнита образован магнитный спектр? 

 2. Конкурс капитанов.

На столе лежат пять карточек. С обратной стороны на них написаны задания с выбором ответов. Капитаны поочерёдно берут карточки, зачитывают вслух вопрос и отвечают. За правильный ответ -5 баллов, при обращении за помощью к команде-3 балла.

? Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них образуется…

1. Электрическое поле.

2. Магнитное поле.

3. Электрическое и магнитное поля.

? Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?

1. Беспорядочно.

2. По прямым линиям вдоль проводника.

3. По замкнутым кривым, охватывающим проводник.

? Какие металлы сильно притягиваются магнитом?

1. Чугун.

2. Никель.

3. Кобальт.

4. Сталь

? Когда электрические заряды движутся, то вокруг них существует (ют) …

1. 1. Электрическое поле.

2. Магнитное поле.

3. Электрическое и магнитное поля.

? При изменении силы тока в катушке изменяется ли магнитное поле?

1. Магнитное поле не изменяется.

2. При увеличении силы тока  действие магнитное поля усиливается.

3. . При увеличении силы тока  действие магнитное поля ослабевает.

3. Конкурс команд.

? Кроссворд «Догадайтесь».

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 1.Учёный, впервые обнаруживший взаимодействие электрического тока и магнитной стрелки. 2. Место магнита, где наблюдаются наиболее сильные магнитные действия. 3. Устройство, название которого в переводе с французского означает «перепряжка». 4.Изобретатель первого в мире телеграфного аппарата, печатающего буквы.5 и 6. Приборы, совместное использование которыми позволяет передавать звук на далёкие расстояния. 7. Изобретатель азбуки из точек и тире. 8. Учёный, объяснивший намагниченность железа электрическим током. 9. Прибор, основной частью которого является магнитная стрелка. 10. Русский учёный, который изобрёл  первый электрический телеграф с магнитными стрелками. 11. Одна из основных частей приборов 5 и 6.   12. Приёмник тока, превращающий электрическую энергию в механическую.

                                                                                           13. Вещество, из которого делают постоянные магниты.    

? Отгадайте слово по буквам, каждую из которых надо определить, решив задачи-рисунки. 


1. Мысленно поставьте стрелку по направлению тока на участке проводника HM. Стрелка покажет, какую букву выбрать. 2. Каков номер в алфавите второй буквы слова, покажет после включения тока северный конец магнитной стрелки.3. Номер в алфавите следующей буквы слова определите так: поставьте знак направления тока в кружке, изображающем  сечение проводника, и из двух подсчётов, приведённых тут же ниже, выберите тот, который содержит этот знак. 4. Мысленно поставьте стрелку, указывающую направление магнитных линий внутри катушки с током. 5. Нужная буква стоит у северного конца магнитной стрелки. 6. Выберите букву, которая стоит у положительного полюса источника тока.

? Из букв слова «электромагнетизм» составьте как можно больше слов, имеющих физический смысл.

? Шуточная загадка « Как прочитать?»

      =       :                                          

По портретам учёных почитайте, что здесь написано. В этой загадке есть неточность. Назовите её.

? Прочитайте слова английского физика, которыми он определил поставленную перед собой задачу. Назовите этого учёного, а также год, когда эта задача им была решена, явление, которое им было открыто.

 

4. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Явления природы.Физические и химические явления.

Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления"  поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...

загадки природных явлений-космические явления

материал предназначен для уроков астрономии и географии, к5ак дополнительный материал....

Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления»

Название разработки. Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления» Цель использования разработки: осуществить итоговую проверку усвоения материала ...

Презентация интересные природные явления на Земле "Оптические явления"

В презентации собрана информация о интересных оптических явлениях, о их происхождении. Можно использовать на уроках физики и на внеурочных мероприятиях....

Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»

Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...

Презентация " Явления" к уроку химии в 8 классе по теме"Физические и химические явления".

Данная презентация позволяет  сформировать представление о химической реакции, о химических явлениях и физических явлениях, выяснить их отличительные особенности. Обучающиеся знакомятся с признак...