Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»
проект по физике

Хаблитдинов Фанис Валерьевич

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый материал должен иметь дело с конкретными и практическими проблемами. Это подразумевает, что ситуации-кейсы должны содержать конкретную эмпирическую информацию.

Специфические особенности метода исследования следующие:

-  центральный пункт – проблема, а не предмет;

-  кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;

-  учащиеся обязаны активно участвовать в процессе обучения, а не только быть пассивными слушателями;

-  возможно не одно решение проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar_doklad1.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  КЕЙС-технологий как средство повышения мотивации учащихся к обучению в  процессе урочной и внеурочной деятельности в условиях  перехода на ФГОС ООО»

Такая есть профессия – учитель.
По-моему, её важнее нет.
Преподаватель, мастер, просветитель,
Хранитель знаний, детских душ творитель,
Учитель держит на себе весь свет.
Панчишкина Оля

До сих пор в общеобразовательной школе в условиях классно-урочной системы приоритет остаётся за объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами, т.к. они коррелируют со структурой обучения на уроке, которая включает в себя следующие этапы: введение нового материала (учителем), его закрепление (под руководством учителя), воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных исполнителей.

Задача эффективного решения проблемы личностно-ориентированного обучения требует смещения приоритета на самостоятельные виды деятельности, самостоятельную активность учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации.

Актуальноть и практическая значимость:

В настоящее время классно-урочная система занятий как единственная форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения, к которым относятся, например, работа в малых группах и работа над проектами. Требуются более гибкие формы организации учебных занятий. Переход на инновационный путь развития страны, обеспечение высокого уровня подготовки школьников, создание достойных условий учителям для работы и комфортных условий для обучающихся, эффективное внедрение нововведений в школьное образование - эти и другие темы были отмечены президентом РФ В.В.Путиным на заседании Госсовета 25 декабря 2015 г.

В нашем муниципальном районе с 2012 года принята целевая программа на 2012-2017 годы «Одаренные дети» .

   В 2015 году создана инновационная лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса», руководителем которой является заведующий кафедрой   теории и практики управления образованием,  доктор педагогических  наук, профессор Гуров Валерий Николаевич

В районе работает 2 экспериментальные площадки:

1. На базе МОБУ СОШ д.Байназарово с 4-мя филиалами по проблеме «Развитие одаренности обучающихся в условиях интеграции общего и  дополнительного образования» - научный руководитель старший методист Центра развития одаренности ИсангуловаРамиляГималетдиновна

2. На базе МОБУ СОШ с.Старосубхангулово с 8-мю филиалами по проблеме «Формирование социально-профессиональных компетенций педагогов по развитию одаренности учащихся» - научный руководитель Фахретдинова Флорида Рашитовна

 3. Каждый год проходит Форум одаренных детей, куда приглашаются талантливые, одаренные дети всего района, конкурс «Лучший ученик года», автором и руководителем которой является заведующий РМК Гумерова Роза Шарифовна.

Кейсовый метод обучения – один из путей развития творческого мышления учащихся в процессе обучения физики.

2.1. Понятие кейсового метода обучения.

В мировой практике под понятием кейс подразумевают описание, а также решение конкретной, проблемной ситуации.

Основная идея кейса – продемонстрировать учащимся широкий спектр выходов из проблемных ситуаций, похожих друг на друга.

В целом кейсовый метод позволяет решать следующие задачи:

- научиться принимать верные решения в условиях неопределённости;

- разрабатывать алгоритм принятия решений;

-применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

- учитывать другие мнения при принятии окончательного решения.

Ситуационное обучение относится к активным методам обучения, подобно деловым играм, тренингу, дистанционному образованию. Кейс – один из таких инструментов.

Основная, таким образом, цель написания кейса и групповой работы учащихся с ним является не столько поиск конкретного решения, сколько процесс выявления учащимися оптимального варианта решения проблемной ситуации, помогающий приобрести определённые навыки и умения выхода из неё, развития творческого мышления у учащихся.

1. Кейс Электризация.

2.Кейс по теме  «Атмосферное давление. Опыт Торичелли.» 7 класс.

3.Кейс «ИЗЛУЧЕНИЕ» 8 класс.

4. Кейс по теме «Магнитное поле Земли» 11 класс.

5. Кейс по теме «Строение атома» 11 класс.

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый материал должен иметь дело с конкретными и практическими проблемами. Это подразумевает, что ситуации-кейсы должны содержать конкретную эмпирическую информацию.

Специфические особенности метода исследования следующие:

-        центральный пункт – проблема, а не предмет;

-        кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;

-        учащиеся обязаны активно участвовать в процессе обучения, а не только быть пассивными слушателями;

-        возможно не одно решение проблемы.

Эти характеристики предполагают специальные требования к учителю. Некоторым учителям может не понравиться тот факт, что имеется больше чем одно возможное решение кейса. Учитель по этому положению большую часть времени действует как консультант группы учащихся, а не как учитель в традиционном понимании.

Объёмы ситуаций – кейсов различны. Абсолютно естественно, что различным группам учащихся требуются различные типы ситуаций. Для учащихся – новичков рекомендуют небольшие по содержанию кейсы, чтобы сделать процесс обучения более лёгким. Для более подготовленных учащихся можно использовать более объемные и сложные ситуации.

В условиях современной парадигмы образования  кейсовый метод, на наш взгляд, может выступать одной из стратегий личностно-ориентированного обучения.

Заключение.
Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать кейсовый метод так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением кейс-технологий требует долгой, тщательной подготовки.

Я считаю,кейсовый метод – это уже недалёкое будущее системы образования. Кейсовый метод  имеет много положительных характеристик: в процессе познавательной, творческой  деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.
  Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Кейсовый   метод активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, эти методики весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов проблемного метода на уроках физики как средство повышения качества обучения

Политические, социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой существенные перемены и в системе образования, ориентированного на вхожден...

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...

«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»

Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...

«Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний».

laquo;Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний».           Переход на обучение по Федеральным государственны...

Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения мотивации

Что дает высокая мотивация учения ребенку:· Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;· Повышение собственной значимости;· Признание учителей и сверстни...