РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по физике (8 класс)

Шувалова Ирина Ивановна

Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысле, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_8_klass_fizika_vokrug_nas.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Авдеева Е.В.

Протокол № ___ от

«____»____________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Хохольская СОШ ……….

___________Родивилова Т.Ю.

«____»____________2018 г

.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Хохольская СОШ ……….

___________Строева О.Н.

Приказ № ___ от

 «____»____________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА  ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ 8 КЛАССОВ

«Физика вокруг нас»

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

                      Разработала:

учитель физики Шувалова Ирина Ивановна

высшая квалификационная категория

С. Хохол

2018г

Пояснительная записка

    Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысле, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.

Планируемые результаты освоения  учебного курса.

Личностные:

• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

• овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объекта, овладеть универсальными учебными действиями  на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;

• формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

• формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития  других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрений как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

• формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;

• приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;

• понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;

• осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

• овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

• развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

• формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

Содержание тем учебного курса

Тепловые явления (5ч)

        Тепловое равновесие. Температура.   Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.  

Изменение агрегатных состояний вещества (4ч)

       Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования.  Аморфные тела.  Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи.  Измерение физических величин: температуры, влажности воздуха.

Электрические  явления (5 ч)

       Электризация тел. Два вида зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения заряда. Электрическое сопротивление.  Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электрического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от  напряжения на участке цепи. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.

Электромагнитные явления (1ч)

Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на  проводник с током, теплового действия тока.     

Световые явления (3ч)

            Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление. Закон отражения. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.  Проведение простых опытов и экспериментальных исследований. Объяснение принципа действия очков.

Календарно-тематическое планирование 8 А

п/п

Наименование разделов, темы

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тепловые явления.

5

1

Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика…

1

07.09.18

2

Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

14.09.18

3

Решение задач по теме: «Тепловые явления».

1

21.09.18

4

Решение качественных задач: «Тепловые явления».

1

28.09.18

5

Использование энергии Солнца на Земле. Проект

1

05.10.18

Изменение агрегатных состояний вещества

4

6

Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование».

1

12.10.18

7

Решение расчетных задач.

1

19.10.18

8

Аморфные тела с использованием ИКТ.

1

26.10.18

9

Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.

1

09.11.18

Электрические явления.

5

10

 Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей».

1

16.11.18

11

Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления.

1

23.11.18

12

Решение качественных задач: «Электрические явления».

1

30.11.18

13

История развития электрического освещения. Проект.

1

07.12.18

14

Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии».

1

14.12.18

Электромагнитные явления.

1

15

Занимательные опыты с постоянными магнитами.

1

21.12.18

Световые явления.

3

16

Получение тени и полутени.

1

28.12.18

17

Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ

1

18

Подведение итогов. « Что? Где? Когда?»

1

Календарно-тематическое планирование 8 Б

п/п

Наименование разделов, темы

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тепловые явления.

5

1

Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика…

1

06.09.18

2

Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

13.09.18

3

Решение задач по теме: «Тепловые явления».

1

20.09.18

4

Решение качественных задач: «Тепловые явления».

1

27.09.18

5

Использование энергии Солнца на Земле. Проект

1

04.10.18

Изменение агрегатных состояний вещества

4

6

Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование».

1

11.10.18

7

Решение расчетных задач.

1

18.10.18

8

Аморфные тела с использованием ИКТ.

1

25.10.18

9

Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.

1

08.11.18

Электрические явления.

5

10

 Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей».

1

15.11.18

11

Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления.

1

22.11.18

12

Решение качественных задач: «Электрические явления».

1

29.11.18

13

История развития электрического освещения. Проект.

1

06.12.18

14

Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии».

1

13.12.18

Электромагнитные явления.

1

15

Занимательные опыты с постоянными магнитами.

1

20.12.18

Световые явления.

3

16

Получение тени и полутени.

1

27.12.18

17

Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ

1

18

Подведение итогов. « Что? Где? Когда?»

1

Календарно-тематическое планирование 8 В

п/п

Наименование разделов, темы

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тепловые явления.

5

1

Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика…

1

10.01.19

2

Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

17.01.19

3

Решение задач по теме: «Тепловые явления».

1

24.01.19

4

Решение качественных задач: «Тепловые явления».

1

31.01.19

5

Использование энергии Солнца на Земле. Проект

1

07.02.19

Изменение агрегатных состояний вещества

4

6

Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование».

1

14.02.19

7

Решение расчетных задач.

1

21.02.19

8

Аморфные тела с использованием ИКТ.

1

28.02.19

9

Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.

1

07.03.19

Электрические явления.

5

10

 Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей».

1

14.03.19

11

Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления.

1

21.03.19

12

Решение качественных задач: «Электрические явления».

1

04.04.19

13

История развития электрического освещения. Проект.

1

11.04.19

14

Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии».

1

18.04.19

Электромагнитные явления.

1

15

Занимательные опыты с постоянными магнитами.

1

25.04.19

Световые явления.

3

16

Получение тени и полутени.

1

16.05.19

17

Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ

1

23.05.19

18

Подведение итогов. « Что? Где? Когда?»

1

30.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 10 класса физико-химического профиля

Планирование составлено на основе _«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 классы.» Составитель Т. А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение», ...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)

Пояснительная запискаРабочая программа курса  «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля

Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)

Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку,  содержание, структу...

Рабочие программы по литературе 6,7 классы (автор Г.С. Меркин), 2018-2019 учебный год.

Рабочие программы  по литературе для 6, 7 классов, определяют распределение учебных часов по разделам курса, конкретизируют содержание  тем....

Рабочая программа Педагога – психолога МАОУ «СОШ №43 г. Улан-Удэ» на 2018 - 2019 учебный год

1) Формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, администрации школы, родителей);2)  Осуществление психолого-педагогического сопровожден...