"Виды электромагнитных излучений". Сценарий урока по физике.
учебно-методический материал по физике

Комарова Наталья Ивановна

Материал содержит технологическую карту, подробный сценарий, приложения и презентацию к уроку по теме "Виды электромагнитных излучений".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОМСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

«Виды электромагнитных излучений»

Сценарий урока физики

Рисунок1

Автор разработки:

Комарова Н.И.

преподаватель физики

ОГБПОУ СПО «ТМТТ»

г. Томск

Томск

2018 г.

Тема программы: Колебания и волны.

Тема урока: Виды электромагнитных излучений.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: с использованием элементов методики открытых задач и технологии критического мышления.

Цель урока, его развивающие и воспитательные задачи:

1. К концу урока обучающиеся будут знать:

Виды электромагнитных излучений, действие электромагнитных излучений на организм человека, взаимодействие электромагнитных излучений с веществом;

К концу урока обучающиеся будут уметь:

  • Характеризовать виды электромагнитных излучений,
  • Использовать теоретические знания в повседневной жизни.

К концу урока обучающиеся будут понимать вклад ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие учения об электромагнитных излучениях.

2. В ходе урока содействовать развитию интереса к физике, логического и технического мышления.

3. В ходе урока способствовать воспитанию навыков самостоятельной работы с текстом, самопрезентации, ответственности, толерантности.

4. В ходе урока формировать общие компетенции обучающихся: социальную, нравственную, коммуникативную.

Методическая цель: использование педагогических приемов, направленных на формирование общих компетенций обучающихся.

Материально - дидактическое оснащение урока:

1. Демонстрации

  1. 1.1. Портрет У. Гершеля
  2. 1.2. Портрет И. Ньютона
  3. 1.3. Портрет В. Рентгена
  4. 1.4. Портрет Г. Герца
  5. 1.5. Портрет И. Гёте
  6. 1.6. Портрет И. Риттера
  7. 1.7. Портрет П. Вилларда
  8. 1.8. Компьютерная презентация

2. Оборудование

2.1.  Компьютер

2.2.  Проектор

2.3.  Экран

3. Приложения

3.1. Задание 1: «Заполните таблицу»

3.2. Задание 2: «Установите соответствие»

3.3. Эталон к заданию 2

3.4. Информационный лист для выполнения задания 3

3.5. Задание 4: «Кроссворд»

3.6. Эталон к заданию 4

3.7. Оценочный лист

3.8. Информационные листы

Технологическая карта

Этапы

занятия

Цель

этапа

Время

Содержание

деятельности

учителя

Содержание

деятельности

обучающихся

Средства

Формы

и

методы

1. Организационный момент

Организовать и настроить об-ся на работу.

1

Проверяет готовность об-ся к уроку.

Настраиваются на урок.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8.

Фронтальная

2. Мотивация к изучению материала

Вызвать интерес обучающихся к изучаемой теме.

3

Демонстрирует видеофрагмент. Мотивирует на изучение темы урока.

Знакомятся с темой урока. Совместно с педагогом ставят цель урока.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8.

Фронтальная

Рассказ педагога

3. Постановка первой задачи

Воспринять проблемную ситуацию.

4

Мотивирует на поиск путей решения проблемы. Представляет информацию необходимую для изучения.

Воспринимают проблемную ситуацию.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8.

Фронтальная

Рассказ педагога

4. Изучение информации

Уметь находить необходимую информацию, планировать свою деятельность, находить способы решения проблемы. Изучить виды ЭМИ.

5

Координирует работу в группах по мере необходимости.

Изучают виды электромагнитных излучений. Заполняют таблицу.

3.1., 3.8.

Самостоятельное изучение информации

5. Презентация ответа

Уметь отстаивать и аргументировать свой вариант решения проблемы.

4

Координирует работу в группе по мере необходимости. Организует и активизирует деятельность об-ся.

Представляют заполненную таблицу.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8., 3.1.

Метаплан

6. Оценка выполнения первого задания

Оценить усвоение  материала об-ся.

1

Оценивает работу об-ся.

Анализируют свою деятельность.

3.7.

Фронтальная

Беседа

7. Постановка второй задачи

Изучить свойства электромагнитных излучений.

2

Представляет информацию необходимую для изучения.

Воспринимают второе задание.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8., 3.2., 3.8.

Фронтальная

8. Изучение информации

Уметь находить необходимую информацию, планировать свою деятельность, находить способы решения проблемы.

5

Координирует работу в группах по мере необходимости.

Изучают свойства электромагнитных излучений. Устанавливают соответствие.

3.2., 3.8.

Индивидуальная

Групповая

9. Презентация и оценка выполнения второго задания

Оценить усвоение  материала об-ся.

5

Оценить усвоение  материала об-ся.

Анализируют свою деятельность.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8.

Групповая

Фронтальная

Самооценка

10. Постановка третьей задачи

Выяснить позитивные и негативные моменты в использовании электромагнитных излучений.

1

Вовлекает об-ся в дискуссию.

Воспринимают третье задание.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8., 3.4.

Рассказ

Фронтальная

11. Изучение информации

Уметь находить необходимую информацию.

2

Координирует работу в группах по мере необходимости.

Исследуют различные точки зрения на использование электромагнитных излучений

3.4.

Групповая

Индивидуальная

12. Обмен мнениями

Выяснить позитивные и негативные моменты в использовании электромагнитных излучений.

5

Координирует работу в группах по мере необходимости.

Высказывают различные точки зрения на использование электромагнитных излучений

3.4.

Групповая

Индивидуальная

13. Закрепление, контроль и оценка изученного материала

Закрепить изученный материал. Проверить уровень усвоения материала. Оценить усвоение  материала об-ся.

3

Организует и активизирует деятельность об-ся.

Решают кроссворд.

3.5., 3.6.

Групповая

Индивидуальная

16. Подведение итогов урока. Оценка деятельности об-ся

Выяснить степень понимания изученного материала.

2

Подводит итоги урока.

Анализируют свою деятельность

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8., 3.7.

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

17. Домашнее задание

Вызвать интерес обучающихся к изучаемой теме

1

Формулирует домашнее задание

Воспринимают информацию о домашнем задании

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8.

Фронтальная

18. Рефлексия

Анализ деятельности на уроке. Выявление степени заинтересованности.

1

Анализирует деятельность на уроке.

Анализируют свою деятельность.

2.1.,  2.2., 2.3., 1.8.

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Преподаватель: Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости (слайд 1). Сегодня 28 ноября, среда, за окном -180 и мы проводим несколько необычный урок. Прежде чем его начать, давайте посмотрим небольшой видеосюжет (слайд 2).

Как вы считаете, чему будет посвящен наш урок?

Обучающиеся: Изучению электромагнитных излучений.

Преподаватель: Действительно, тема урока: «Виды электромагнитных излучений». Запишите, пожалуйста (слайд 3).

Преподаватель: Что вы хотели бы узнать об электромагнитных излучениях?

Обучающиеся: Какие виды электромагнитных излучений существуют? Как они действуют на организм человека? Как взаимодействуют с веществом? Чем отличаются друг от друга?

Преподаватель: У вас будет возможность получить ответы на ваши вопросы. Сегодня на уроке мы познакомимся с видами электромагнитных излучений, выясним, чем отличаются друг от друга, как действуют на организм человека и как взаимодействуют с веществом. Работать вы будете в микрогруппах. При этом вам предстоит выполнить несколько заданий, пользуясь информационными листами. После выполнения каждого задания один представитель микрогруппы выходит к доске и представляет результат работы. Каждый выступающий получает 2 жетона. Один жетон оставляет себе, а второй по своему усмотрению выдает наиболее активному участнику микрогруппы. В конце урока мы подсчитаем набранные жетоны и выставим соответствующие оценки в оценочный лист согласно следующим критериям (слайд 4). При выполнении последующих заданий вам необходимо будет поделиться своими информационными листами с другими микрогруппами. Таким образом, вами будет изучено и переработано большое количество информации. Итак, начнем (слайд 5).

Преподаватель: Природа подарила человечеству чистый, прозрачный воздух, водоемы и целебный естественный электромагнитный фон, излучаемый как космосом, так и растительным миром. Он состоит из очень слабых электромагнитных колебаний, частота которых вызывает гармонизацию всех систем человеческого организма. Этот естественный фон подавляется техногенными электромагнитными излучениями. Человечество все больше освобождается от прямой зависимости от внешней среды и увеличивает свое воздействие на природу. При помощи радиотехнических и радиоэлектронных приборов люди создали невидимую электромагнитную паутину, в которой мы все находимся. Особенно сильно она разрослась в последние годы. Мощные линии электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения, не менее мощные и многочисленные радио - и телепередающие станции, космические ретрансляторы – все они влияют на общую картину воздействия электромагнитных полей. Более 100 миллионов человек в России ежедневно вольно или невольно соприкасаются с источниками электромагнитных полей. Это происходит и дома, и на работе, и на прогулке, и на отдыхе. Каждая хозяйка радуется, если приобретает помощников по хозяйству: холодильник, стиральную машину, электрическую плиту или чайник, утюг. Для многих не является излишеством и миксер, кофеварка, микроволновая печь, компьютер, сотовый телефон. Здорово, что все это у нас есть. Но оборотная сторона медали такова: все названные предметы, включенные в розетки, и сами розетки, и даже стены, пронизанные проводами, распространяют электромагнитные поля. В своем доме каждый человек должен быть уверен, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого нужно знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать.

Постановка задачи №1: Поэтому, вам предстоит выяснить, какие виды электромагнитных излучений существуют, и какими свойствами они обладают. Для этого вам предлагается заполнить таблицу, пользуясь информационными листами. Время выполнения задания ограничено. Ровно через 5 минут по одному представителю от каждой микрогруппы должны будут презентовать заполненную таблицу (слайд 6).

Обучающиеся изучают информационные листы, заполняют таблицы, представляют результаты работы у доски, сверяют с эталоном (слайды 7 – 13).

 Преподаватель: Электромагнитные волны – неизбежные спутники бытового комфорта. Они пронизывают пространство вокруг нас и наши тела. Источники электромагнитного излучения согревают и освещают дома, служат для приготовления пищи, обеспечивают мгновенную связь с любым уголком мира. Влияние электромагнитных волн на организм человека сегодня – предмет жарких споров. Так, например, в Швеции "электромагнитную аллергию" считают заболеванием. Хотя Всемирная Организация Здравоохранения пока классифицирует такую реакцию организма как "возможное заболевание". Среди его симптомов – головная боль, хроническая усталость, расстройства памяти.

 За два десятилетия работы я не встречала случаев электромагнитной аллергии, но фобии, связанные с электромагнитными волнами, в обществе сложились. Есть ли у нас основания для них? И как свести к минимуму вероятный вред от воздействия излучения? Проведем небольшое расследование. Выясним, как  действует электромагнитное излучение?

Постановка задачи №2: Вам необходимо установить соответствие между излучением и его воздействием на организм человека (слайд 14). Для этого вам необходимо цветными карандашами заштриховать ту колонку, которая соответствует определенному излучению.

Время выполнения задания ограничено. Ровно через 5 минут по одному представителю от каждой микрогруппы должны будут презентовать свой ответ.

Обучающиеся выполняют задание, представляют ответ у доски, сравнивают его с эталоном (слайд 15).

 Преподаватель: В нашей стране больше 50 лет ведутся исследования влияния электромагнитных полей на человека и животных. Все неоднозначно. Как именно влияет на нас электромагнитное поле от обычных бытовых приборов и насколько оно вредно для здорового человека – вопрос спорный (слайд 16).

Постановка задачи №3: Предлагаю вам самим принять участие в дискуссии. Каждая микрогруппа получает задание, готовится и через 2 минуты представитель каждой микрогруппы защищает свою точку зрения.

Обучающиеся готовятся, представляют ответ у доски.

Преподаватель: Миллионы людей ежедневно пользуются бытовой техникой, сотовыми телефонами, которые становятся непременными атрибутами современного человека. В настоящее время признано, что электромагнитное поле искусственного происхождения является важным значимым экологическим фактором с высокой биологической активностью. Электромагнитные поля оказывают пагубное влияние на организм человека. Рассмотренная проблема в настоящее время находится в центре внимания научной общественности как у нас в стране, так и за рубежом. Необходимо вести разъяснительную работу по сохранению здоровья человека при влиянии на него электромагнитных полей, разработать меры предосторожности и пропагандировать их.

Постановка задачи №4: Ну, а сейчас для проверки вашего внимания и тренировки памяти вам предстоит выполнить последнее задание – решить кроссворд. Время ограничено – 5 минут (слайд 17).

Обучающиеся решают кроссворд.

Преподаватель: Для проверки правильности решения кроссворда передайте свои листы соседней микрогруппе по часовой стрелке и сверьте ответы с эталоном.

Обучающиеся сверяют ответ с эталоном и отмечают наиболее активных участников жетонами (слайд 18).

Преподаватель: Таким образом, осталось сделать выводы и подвести итоги. Как вы считаете, удалось ли нам выяснить, какие виды электромагнитных излучений существуют? Как они действуют на организм человека? Как взаимодействуют с веществом? Чем отличаются друг от друга? Какая информация для вас была интересной, полезной (слайд 19)? Лидеры групп, посчитайте количество жетонов и поставьте оценки согласно критериям в оценочном листе (слайд 20).  

Главная моя задача на уроке – не только передать вам определенные знания, но и создать условия для развития таких важных качеств как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, необходимых каждому человеку XXI века.

Мне хотелось бы узнать, насколько у меня это получилось. Поэтому я прошу вас оценить нашу общую работу по шкале электромагнитных излучений (слайд 21). Если вы считаете, что урок был слабым и невыразительным, то поставьте метку на уровне низкочастотных излучений – радиоволн. Если вы полагаете, что результаты нашей работы заслуживают среднего балла, поставьте метку на уровне инфракрасного излучения или видимого света. Ну и наивысшей оценке соответствуют самые высокочастотные излучения – рентгеновское и гамма-излучение.

Обучающиеся оценивают работу на уроке.

Преподаватель: Закончить наш урок хочу цитатой  Гераклита Эфесского: «Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» (слайд 22).

Спасибо за работу! До новых встреч (слайд 23)!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! 28.11.2012 г. Среда -28 0 С

Слайд 3

Тема урока: Виды электромагнитных излучений. К концу урока мы будем знать: виды электромагнитных излучений, их действие на организм человека и вещество, применение излучений; уметь: характеризовать виды электромагнитных излучений; использовать: теоретические знания в повседневной жизни.

Слайд 4

Критерии оценки: 1 жетон 2 жетона 3 жетона 3 5 4 Молодец!

Слайд 6

Задание 1 Выяснить, какие виды электромагнитных излучений существуют, и какими свойствами они обладают. Заполнить таблицу, пользуясь информационными листами.

Слайд 7

Виды электромагнитного излучения. Радиоволны.

Слайд 8

Виды электромагнитного излучения. Инфракрасное излучение.

Слайд 9

Виды электромагнитного излучения. Видимый свет.

Слайд 10

Виды электромагнитного излучения. Ультрафиолетовое излучение.

Слайд 11

Виды электромагнитного излучения. Рентгеновское излучение.

Слайд 12

Виды электромагнитного излучения. Гамма – излучение.

Слайд 13

Виды электромагнитного излучения Длина Название излучения Частота 100 км - 1мм Радиоволны 3кГц -3 ТГц 2 мм - 760 нм Инфракрасное излучение 150 ГГц - 400 ТГц 760 - 380 нм Видимое излучение (оптический спектр) 400 - 800 ТГц 380 - 3 нм Ультрафиолетовое излучение 800 ТГц - 100 ПГц 10 нм - 1 пм Рентгеновское излучение 30 ПГц - 300 ЭГц менее 5 пм Гамма -излучение Свыше 30 ЭГц

Слайд 14

Задание 2 Вам необходимо установить соответствие между излучением и его воздействием на организм человека. Карандашом соответствующего цвета заштриховать колонку, которая соответствует виду излучения. Вид излучения Особенности электромагнитного излучения

Слайд 15

Эталон Вид излучения Особенности электромагнитного излучения Радиоволны Инфракрасное излучение Видимый свет Ультрафиолетовое излучение Рентгеновское излучение Гамма-излучение

Слайд 16

Задание 3 Вам предстоит принять участие в дискуссии и защитить свою точку зрения о вреде и пользе электромагнитных излучений.

Слайд 17

Задание 4 Решите кроссворд. 6. 4. 5. 2. 3. 1. 7. По горизонтали: 1. Немецкий поэт и философ, давший объяснение спектру видимого излучения. 2. Английский астроном, открывший инфракрасное излучение. 7. Русский ученый, впервые применил радиоволны для практической радиосвязи. По вертикали: 2. Немецкий учёный-физик подтвердил существование радиоволн. 3. Ученый, в честь которого названо открытое им излучение. 4. Электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом. 5. Английский физик, который объяснил спектр видимого излучения. 6. Раздел физики, изучающий электромагнитные излучения низкой частоты.

Слайд 18

Эталон 6. Э 4. С Л В 5. Н Е 2. Г Е 3. Р Ш Е Л Ь К 1. Г Ё Т Е Е Т Ю Т Р Н Т Р Ц Т 7. П О П О В Г Н Д Е И Н Н А М И К А

Слайд 19

Сегодня на уроке мы узнали виды электромагнитных излучений, их действие на организм человека и вещество, применение излучений; научились характеризовать виды электромагнитных излучений; выяснили где использовать теоретические знания в повседневной жизни.

Слайд 20

Критерии оценки: 1 жетон 2 жетона 3 жетона 3 5 4

Слайд 21

Рефлексия Средняя оценка Низкая оценка Высшая оценка

Слайд 22

«Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» Гераклит Эфесский

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по физике в 8 классе "Влажность воздуха"

Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Значение влажности воздуха. Цели урока: познакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная влажность воздуха, значением влажности воздуха ...

"Виды электромагнитных излучений" физика 11 класс

В материале представлен урок с использованием информационно -коммуникативных технологий.Для организации самостоятельной работы  учащихся с целью повторения материала использовала один из сервисов...

Сценарий урока по физике 7 класс"Сила упругости"

Данный материал включает: Конспект урока+презинтация...

Сценарий урока по физике 7 класс по теме "Сложение сил. Равнодействующая"

Материал содержит файл со сценарием урока, файл с заданиями для групп и презентацию....

«Физические силы и безопасное управление автомобилем». Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту урока, сценарий и презентацию к уроку....

"Реактивное движение". Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту урока, подробный сценарий, презентацию к уроку и видеоматериалы по теме "Реактивное движение"....

Разработка сценария урока по физике 8 класса "Электризация тел".

В результате реализации проекта у учеников появляется возможность самостоятельно находить способы решения поставленной проблемы, реагировать на новые данные (информацию), применять на практике новые з...