Урок на тему "Плотность вещества" Физика. 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)
Открытый урок.Тема: Плотность вещества. Физика. 7 класс.
Тип урока: изучение нового материала, носит исследовательский характер.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод.
Формы работы: фронтальный эксперимент, групповая , индивидуальная, работа в парах.
Педагогические технологии: системно-деятельный подход, ИКТ, проблемное обучение.
Необходимое оборудование: весы, пластилин, цилиндры из алюминия и стали, опорный конспект, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_7_klass.docx | 74.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Плотность вещества. Физика. 7 класс
Цели урока: сформировать понятие плотности вещества
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с физической величиной плотность вещества;
развивающие: формировать умения определять массу тела теоретически и экспериментально; выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, самостоятельно получать знания, развитие критического мышления,
воспитательные: развивать умения взаимодействовать, высказывать свою точку зрения, продолжить формирование научного мировоззрения,
способствовать развитию внимания, наблюдательности; формированию устойчивого познавательного интереса к изучению физики.
Метапредметные:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Систематизировать и обобщать различные виды информации..
- Развивать умение высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других
- Способствовать умению применять полученные знания в конкретной обстановке.
Тип урока: изучение нового материала, носит исследовательский характер.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод.
Формы работы: фронтальный эксперимент, групповая , индивидуальная, работа в парах.
Педагогические технологии: системно-деятельный подход, ИКТ, проблемное обучение.
Необходимое оборудование: весы, пластилин, цилиндры из алюминия и стали, опорный конспект, презентация.
План урока:
| Название этапа | Форма работы | Время |
1 | Организационный этап. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | 1 |
2 | Актуализация знаний учащихся. | Экспериментальное задание. Придерживаясь правила взвешивания, соблюдая технику безопасности, измеряют массу данного тела. Исследование зависимости массы тела от объема и от вещества, из которого изготовлено тело. | 5 |
3 | Мотивация и постановка цели урока. | Создание проблемной ситуации. | 3 |
4 | Изучение нового материала | Организация самостоятельного «открытия» знаний по плану изучения физической величины: 1.Определение физической величины 2.Обозначение 3.Формула 4.Единицы измерения физической величины 5.Способы измерения 6.Практическое значение или применение Установить, что: плотность различных веществ различна; плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна; плотность зависит от молекул, от расстояния между молекулами. | 20 |
5 | Закрепление новых знаний и умений. | Решение качественных задач и экспресс- диагностика | 6 |
6 | Рефлексия. | Открытость учащегося в осмыслении своих действий и самооценки. | 3 |
7 | Формулировка домашнего задания. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 2 |
Ход урока
- 1.Организационный этап
- Здравствуйте ребята! Поприветствовали друг друга, дайте пять партнеру по плечу, улыбнитесь. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: «Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то новое.» Готовы? Приступим к работе. Чтобы узнать что-то новое надо вспомнить изученное. СЛАЙД 1
2. Актуализация знаний учащихся
- Что мы знаем о массе тела?(- величина, которая является мерой инертности, m- масса, кг в СИ, весы)
Задание №1 (на каждый стол - разная работа) Работают парами. СЛАЙД 2
Экспериментальное задание. Придерживаясь правила взвешивания, соблюдая технику безопасности, измеряют массу данного тела. (3мин)
Оборудование для групп: весы 8 шт, гири;
1 стол -два деревянных цилиндра – разного объема;
2 стол -деревянный и алюминиевый бруски –одинаково объема;
3 стол – гвоздь и скомканная газета;
4 стол – масло подсолнечное и вода -одинаковой массы.
1. Определите массы двух деревянных цилиндров разного объема.
2. Определите массы деревянного и алюминиевого брусков одинакового объема
3. Определите массы двух тел из разных веществ (гвоздь и бумага) разных объемов.
4. Определение массы двух разных жидкостей (подсолнечное масло и вода)
- Вывод: m1 = ……г m2
По истечению времени – работа в группах, сравнивают полученные результаты.
- Сравниваем массы, объемы, вещество
- Вывод на Бланке №1.
- Представление вывода одним участником группы. Результаты вывешиваются на доске.
Бланк №1:
Название тела (вещество) | Объём | Масса (г) | вывод | |
1 дер. цил. 2 дер. цил. | V1 < V2 | m1 < m2 | из двух тел одного вещества масса больше у того у кого больше объем | |
1 дер. брусок 2 алюм. брусок | V1 = V2 | m1 < m2 | из двух тел разного вещества одинаково объема, массы разные | |
1 пластилин (гвозди) 2 пенопласт (бумага) | V1 < V2 | m1 = m2 | тела одинаковой массы изготовленные из разных веществ имеют разный объем | |
1 масло 2 вода | V1 > V2 | m1 = m2 | жидкости одинаковой массы имеют разный объем | |
|
|
|
|
|
ПОЧЕМУ?
По результатам наблюдений эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы:
Вывод: массы тел зависят от объема и от вещества из которого изготовлено тело. СЛАЙД 3
3.Мотивация и постановка цели урока.
Какими способами можно определить массу тела? (ответы: взвешиванием, сравнивая массы и скорости взаимодействующих тел).
Есть ещё способы? СЛАЙД 4
Предлагается задача (проблемная ситуация): Определить массу кирпича, лежащего на демонстрационном столе, с помощью линейки? (Учащиеся предлагают различные варианты, но правильный ответ дать затрудняются..
Каждый думает. 10 сек.. Обсудите с партнером по плечу. Начинает тот у кого пуговиц больше. По истечению времени. Кто нашёл решение? Нет! Вот в конце урока мы вернемся к этой задаче. СЛАЙД 5
Мы сделали вывод: массы тел зависят от объема и от вещества из которого изготовлено тело. Есть характеристика, которая одинакова у тел из одного и того же вещества, — плотность вещества.
Плотность вещества- это тема нашего урока. Запишем число, тему в тетрадях.
Цели урока (ставят уч-ся) по памятке. План изучения физической величины. СЛАЙД 7,8
7.Определение физической величины
8.Обозначение
9.Формула
10.Единицы измерения физической величины
11.Способы измерения
12.Практическое значение или применение
4. Изучение нового материала СЛАЙД 6
СЛАЙД 9,10,11,12 Все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности. Очевидно, что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом веществе. Молекулы ТВ. Тела плотнее, чем молекулы газов. Плотность показывает, чему равна масса вещества взятого в объеме 1 м3 или 1см3
Работа с учебником 2 минуты. Запись в тетради. (1-4 пункты). Спросить у одного участника каждого стола (группы). СЛАЙД 13,14,15
1.Плотность вещества равна отношению массы тела к его объему.
На доске и в тетрадях делаются записи:
1) плотность =масса/ объем
2)Если ρ — плотность вещества; т — масса тела; V — объем тела,
4)Вводится единица измерения плотности в системе СИ, устанавливается связь между единицами плотности. Единица плотности в системе СИ
Сравнение плотности различных веществ (работа с таблицей) стр.63. Таблица 3,4,5 СЛАЙД 16
Формулирует задание: Работая в группах, пользуясь инструкцией №2 выполните задание. Через 2 минуты представить свой ответ СЛАЙД 17,18,19
Задание2
Учащиеся, работая в группах, выполняют практическую работу по инструкции № 2:
Инструкция2:
пользуясь таб. 3,4,5 в учебнике стр. 63 выполните задания:
1. Найдите в таблице плотности льда, воды, водяного пара. Почему плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна? Стол 1,2
2. Найдите в таблице плотности льда, воды, водяного пара. Изучив рисунок. Сформулируйте вывод: От чего зависит плотность вещества? Стол 3,4
Участники №4 формулируют выводы о проделанной работе, размещают на доске. СЛАЙД 20,21,22
ВЫВОДЫ: Плотность различных веществ различна
Плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна
Плотность зависит от молекул, от расстояния между молекулами.
5.Способы измерения
6.Практическое значение или применение СЛАЙД 23,24,25 Сообщение уч-ся:
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит.
Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы .
5. Закрепление новых знаний и умений. СЛАЙД 26
Выполняют тестовую работу. Взаимопроверка. Оценивание. СЛАЙД 27
Возвращаемся к проблеме СЛАЙД 28,29, поставленной в начале изучения материала: как же определить массу кирпича с помощью линейки? Что для этого необходимо знать? Что нужно измерить? На доске и в тетрадях записывается формула и правило: масса тела равна произведению плотности вещества на объем тела.
Да. Мы можем определить плотность вещества для тела правильной формы. Измерим линейкой длину, ширину и высоту тела. Перемножим их, определим объем. Посмотрим плотность в таблице и по формуле, определим массу
К доске вызывается ученик для решения этой задачи.
6. Рефлексия. СЛАЙД 30
-Что вы знали?
- Что узнали?
- Какие трудности? Что было непонятно?
7. Формулировка домашнего задания.
Домашнее задание: § 22, ДОМ эксперимент. Определить массу воздуха в комнате.
Спасибо всем за урок. Молодцы! СЛАЙД 31
Опыт: Коктейль « О- Плотность!» СЛАЙД 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс
Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.Формы работы обучающихся : фронтальн...
Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс
Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.Формы работы обучающихся : фронтальн...
конспект урока на тему "Плотность" 7 класс
Урок по теме "Плотность", разработан для 7 класса. Данный урок разработан соглассно новым ФГОС....
Разработка сценария урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе
Методическая разработка урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе....
Конспект урока по теме "Плотность" для 7 класса
Конспект урока по теме "Плотность" для 7 класса...
Технологическая карта урока по теме:"Плотность вещества" 7 класс
Класс:7Тема: Плотность веществаЧисло часов:1 ч.УМК: Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская. Физика. 7 кл.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать представление об одной из характеристик...
Разработка урока по теме "Плотность вещества", 7 класс
Урок по формированию понятия плотности с использованием алгоритма изучения физической величины представлен технологической картой,презентацией и самостоятельными работами по актуализации знаний и закр...