Повторительно-систематизирующий урок-соревнование по теме «Удивительное электричество»
план-конспект урока по физике (10 класс)

Толкова Светлана Валерьевна

Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-систематизирующий урок-соревнование

по теме «Удивительное электричество»

Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор.

Развивающие задачи: развить и закрепить навыки решения расчетных и качественных задач, развить устную речь учащихся, учить применять знания в новой ситуации; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Задача учителя на уроке: создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; повышения их интереса к предмету.

Эпиграф:

Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси
(персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)


ХОД УРОКА: 

Организационный момент (до начала урока):

  1. выбор жюри.
  2. деление учащихся класса на 3 команды, выбор названия команды, капитана.


Вступительное слово учителя: 

Сегодня вспомним все о токах —
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Омы,
Решим, расскажем, разберем,
Мы с пользой время проведем!
И победителей найдем!

  1-й конкурс «Разминка»:

Команды должны ответить на предложенные им вопросы:

Вопросы задания для 1-й команды:

  1. Что такое электрический ток?
  2. Количественная характеристика  тока - ….
  3. Единица измерения силы тока.
  4. Прибор для измерения силы тока
  5. Вещество, не проводящее электрический ток .
  6. Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель  

ОТВЕТЫ:

  1. Упорядоченное движение заряженных частиц
  2. Сила тока
  3. Ампер.
  4. Амперметр
  5. Диэлектрик.
  6. Якоби.

Вопросы задания для 2-й команды: 

  1. Чертеж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь  
  2. Вещества, проводимость которых занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками .
  3.  Разность потенциалов по-другому называют ………………
  4. Единица напряжения
  5. Прибор для измерения напряжения .
  6. Русский ученый, является одним из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока, профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета, академик.                                                                                                                                                     

ОТВЕТЫ:

  1. Схема.
  2. Полупроводники.
  3. Напряжение.
  4. Вольт
  5. Вольтметр
  6. Ленц, Эмилий Христианович

Вопросы задания для 3-й команды: 

  1. Вещество, проводящее электрический ток
  2. Основной электрической характеристикой проводника является……………..
  3. Единица сопротивления проводника-…
  4. Прибор для измерения сопротивления
  5. От чего зависит сопротивление
  6. Один из основоположников учения об электричестве. Он открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте и расположил их в ряд по величине возникающей между ними разности потенциалов, создав первый в мире химический источник тока  .

ОТВЕТЫ:

  1. Проводник
  2. Сопротивление
  3. Ом
  4. Омметр
  5. От материала проводника и его геометрических размеров
  6. Алессандро Вольта

  2-й конкурс «Знатоки физики»:

-  А теперь вспомним основные расчетные формулы нашей темы.

1.Что такое сила тока

2. Закон Ома для участка цепи

3. Закон Ома для полной цепи

4. ЭДС

5.От  каких парамеров  зависит сопротивление (формула)

6. Как определяется напряжение

7.Как вычислить работу тока

8. Мощность тока

9. Законы последовательного соединения  проводников

10. Законы параллельного соединения проводников

  3-й конкурс «Конкурс капитанов»: 

- Приглашаются капитаны команд, которым надо решить расчетные задачи.

Задача № 1. 1 июля 1892 г в Киеве стал курсировать трамвай по линии Подол-Крещатик. Его двигатель был рассчитан на силу тока 20 А при напряжении 500 В. Какой мощности был двигатель?  Какую работу он  выполнял за 1 час? (Ответ: 10 000 В = 10 кВт, 36 МДж).

Задача № 2. Определите ЭДС источника электрического тока с внутренним сопротивлением r=0,25 Ом, если при замыкании его железным проводником в цепи возникает ток силой I=0,5 А. Длина проводника равна l=5м, площадь его поперечного сечения S=0,2мм2. Удельное сопротивление железа 0,12 Ом*мм2/м.(1,625В)

Задача №3. В лампе накаливания при постоянном напряжении 12 В протекает 600 Кл электричества. Сколько при этом израсходуется энергии? Сколько воды можно нагреть от 20 до 100 градусов Цельсия таким количеством тепла? (7200 Дж)

  4-й конкурс «Кто быстрее»: 

- Приглашаются по одному участнику от команды, которым вручаются задания. Они выполняют задания на листах бумаги

для 1-го этапа

Команда в это время  решает  задачи на расчет цепей  на листках

для 2-го этапа (первая половина)

для 2-го этапа (вторая половина)

    5-й конкурс Викторина «Электрический ток и безопасность человека»:

Вопросы викторины предлагаются командам на выбор.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

  1. В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?

ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.

  1. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?

ОТВЕТ: Поражение током с тяжелым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В.

  1. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

  1. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?

ОТВЕТ: Стеклянный баллон электрической лампочки, покрытый слоем влаги, проводит электрический ток, который при определенных условиях может вызвать поражение человека.

  1. Отчего зависит биологическое действие тока и какой величины ток может вызвать смертельный исход?

ОТВЕТ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен.

  1. 3ачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

ОТВЕТ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.

  6-й конкурс «Реши задачу»:

Напряжение на клеммах источника тока 6В. R1 =2 Oм, R2=6 Oм, R3=3 Oм, R4=1,5 Oм. Найти силу тока в неразветвленной цепи и в каждом участке, напряжение на каждом резисторе. Что произойдет с общим сопротивлением и общей силой тока, если R1 отключить?

  7-й конкурс «Люди науки»:

В конкурсе, который сейчас будет проводиться, участвуют одновременно все команды.

Вопросы:

  1. О нем великий Максвелл сказал: «Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Андре-Мари Ампер)
  2. Он открыл один из важнейших количественных законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. (Георг Ом).
  3. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль.)
  4. Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.)
  5.  Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.)
  6. Русский изобретатель. Он изобрел электрическую лампочку накаливания. Несколько таких лампочек привез в Америку один русский офицер. Их получил американский изобретатель Эдисон. В конце 1879 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы этого ученого. (Александр Николаевич Лодыгин)

Дополнительный конкурс

Дополнительное задание : Определить сопротивление  участка АК:

http://festival.1september.ru/articles/524699/f_clip_image002.jpg

Учитель: ну, вот и наступило время подведения итогов нашего урока–соревнования. Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной программный материал по теме «Электричество», применили свои знания в новых ситуациях. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Учитель просит заполнить анкету по итогам урока (см. приложение)

 Д/з : №1. Гальванический элемент с ЭДС E = 5,0 В и внутренним сопротивлением r = 0,2 Ом замкнут на проводник сопротивлением R = 40,0 Ом. Чему равно напряжение U на этом проводнике?

№2. Определите КПД источника электрической энергии с ЭДС  Е=1,45В  и внутренним сопротивлением r=0,4 Ом при силе тока I=2А.

                                                 

Итоги урока

Ф.И.____________________________________________________Класс_______

Команда_________________________________________________

1. Довольны  ли Вы   своей работой на уроке___________

2. Какую оценку за урок Вы бы себе поставили_________

3. Кто по Вашему мнению лучше всего работал в Вашей команде_____________________

4. Какие вопросы по теме остались после урока_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Эта анкета проводится во время 1-ого урока физики перед входной работой

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Нравится ли вам физика? ___________________
  2. Если да, то почему? (Если нет, то почему?):
  1. интересно или нет;
  2. много опытов или мало;
  3. трудно или легко.
  4. Другое____________________________________________________                  
  1. Помогает ли Вам физика в жизни? В чем?________________________________________
  2. Почему я затрудняюсь в решении задач по физике? :

А. Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях.                                                                                                          

В. Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл дописываемых в ней процессов и явлений.                                                        

С. Не знаю, какие закономерности, формулы необходимо использовать при решении задач.                                                                                                      

D.Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи.

 E.Затрудняюсь делать проверку единиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-соревнование по алгебре. Тема:"Линейная функция"

На данном уроке в увлекательной форме обобщается и систематизируется материал по теме "Линейная функция". Проведение нестандартных уроков активизирует познавательную мотивацию учащихся, повышает интер...

Урок по теме "Удивительное электричество"

Урок проводится в 8-ых классах с целью высветить красоту темы, раскрыть значимость электричества для человека , приоткрыть учащимся окно в истории открытий в науке об  электричестве. Урок изучени...

Урок-соревнование. КВН по теме: Растениеводство

Презентация урок-соревнование.КВН по теме: Растениеводство...

Обобщающий урок - соревнование "Электричество - это чудо!"

Данный урок поможет учащимся закрепить навыки решения задач по  теме "Электрические явления"....

Урок-соревнование. Английский язык. Тема “Food.” 6 класс.

Цели: Образовательные: формирование лексических умений и навыков в устной речи; формирование грамматических навыков (употребление местоимений much и many в речи); отработка произносительных навыков. Р...

Урок-соревнование при обобщении темы «Электрические явления»

Этот урок - соревнование предназначен для повторение темы "Постоянный электрический ток" в 8 классе....