Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)
материал по физике (8 класс)

Герасимова Светлана Ивановна

Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sigma_vedi_2.docx49.73 КБ

Предварительный просмотр:

Физика — это и есть природа. А природа многолика и интересна. В природе все взаимосвязано, а жизнь с мыслью — неотделимы.

Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)

Участники: ведущий, две команды с капитанами, учитель физики, Козьма Прутков, Шерлок Холмс, Николай Коперник, Исаак Ньютон ,Архимед, Альберт Эйнштейн.

Ведущий. Сегодня у нас игра-конкурс под названием: «Сигма + Веди = ?».

Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. В 7 классе вы начали изучать физику. Интересно, что же это за наука, интересна и полезна ли она?

  1. Сегодня мы постараемся приоткрыть завесу для получения ответов на многие вопросы. Наша встреча пройдет в форме викторины. И в конце игры мы выявим победителя .Для этого нужно выбрать жюри. Счетная комиссия — из троих учащихся старших классов или преподавателей.

Играющим знатокам естественных наук сегодня предстоит встретиться с великими учеными и просто знаменитыми людьми, которые оставили свой жизненный след в науке, мы их хорошо знаем, их труды помним.

Наши гости предложат обеим командам занимательные вопросы. Мы же должны показать им свою эрудицию.

Первый вопрос к вам мой. Сегодняшняя игра называется «Сигма +Веди = ?».

Вам предстоит расшифровать название нашей игры. Ответ вы мне дадите в конце игры.

А сейчас вашему вниманию первый наш гость Козьма Прутков.

1турнир Козьма Прутков. Ребята, ведь я придуман братьями Жемчужниковыми, а мои любимые жанры — сатира, пародия, афоризмы.

Но по этому поводу у меня есть афоризм: «Болтун подобен маятнику: того и другого надо останавливать». Но сегодня я приглашен не для болтовни. Я принес 7 вещей, вот они: компас, замок, микроскоп, ножницы, ртутный термометр, шариковая ручка, телефонный аппарат. Обратите внимание, 7 предметов.

Вопрос к вам,дорогие знатоки.

Из этих предметов составьте «лестницу технической эволюции», то есть разместите в хронологическом порядке эти вещи по векам их изобретения.

(Команде выдаются листы с датами, дается время 1 мин).

(Ответ в таблице.)

Век

Предмет

IV в. до н.э.

замок

I в. до н.э.

ножницы

XII век

компас

XVII век

микроскоп

XVIII век

ртутный термометр

XIX век

телефон

XX век

шариковая ручка

(Ответы записываются в таблицах командами, вывешиваются на стенде, и результат конкурса оценивается Козьмой Прутковым.)

Ведущий. Следующий наш гость, - нами любимый сыщик

Шерлок Холмс. Ребята, вы, наверное, помните, что моя истинная профессия не сыщик, а химик, а мое хобби — скрипка.

Итак, обратимся в прошлое. Представьте себе начало нашей эры. К этому времени древним было известно семь чистых металлов. Назовите их.

Ведущий. Итак, семь металлов, известных к началу эры!

(Командам дается 1 мин).

(Медь, золото, серебро, свинец, олово, железо, ртуть.) ^  Шерлок Холмс. Но это еще не все.

Мне интересно услышать, какой из этих металлов называли даром небес. (Железо, железные метеориты.)

Хорошо ребята, ну а какой из этих металлов самый древний?

(Медь.)

Ведущий. А теперь у нас в гостях глубоко уважаемый и всем хорошо известный польский ученый, астроном Николай Коперник.

Николай Коперник. Обо мне студенты поют: «Коперник целый век трудился, чтоб доказать Земли вращенье...». Хорошо. Семь металлов названы. Семерка, как известно магическое число. Древние часто стремились прийти в своих подсчетах к числу «7».

Так вот они насчитали и семь планет. Назовите их.

(Члены команд на планшетах записывают планеты и вывешивают на стенд).

(Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.)

Николай Коперник. Итак, известны 7 чистых металлов и 7 планет. Осталось соединить эти семерки, как это сделали средневековые алхимики. У них каждому металлу соответствовала своя планета. Надеюсь, знатоки смогут вычислить этот код.

Ведущий. Таким образом, как я понял, надо образовать семь пар: металл - планета. Хотя Солнце и Луна планетами не являются.

(Командам дается 2 мин, раздаются шифровальные планеты, которые они затем крепят на доску.)

(Солнце — золото; Луна — серебро; Венера — медь; Марс — железо; Сатурн — свинец; Юпитер — олово; Меркурий — ртуть.)

Ведущий. У нас сегодня в гостях всеми признанный и глубоко уважаемый Исаак Ньютон. Вы все хорошо знаете его законы динамики.

Исаак Ньютон. Мой закон инерции - важный закон природы, и тем не менее «я не знаю, чем я кажусь миру; мне самому кажется, что я был только мальчиком, играющим на берегу моря и развлекающимся тем, что время от времени находил более гладкие камеи и более красивую раковину, чем обыкновенно, в то время как великий океан истины лежал передо мной совершенно неразгаданным».

Ребята, помните мое открытие в волновой оптике? Как оно называется? (Дисперсия.)

Хорошо. Вот посмотрите, все ли правильно на этом рисунке с точки зрения физики?

Прекрасно! Вы нашли ошибку. Полученный спектр состоит из 7 цветов. Перечислите их в нужной последовательности. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Ведущий. Я смотрю у нас сегодня в ходу число «семь». Числу «семь» нет краше, быть победе нашей уважаемые ученые мужи.

Учитель физики. Нет-нет! Еще не все! Мы должны показать ученым мужам наши истинные знания физики!

В фантастическом романе «Колыбель для кошки» Курта Воннегута есть одна мысль, которая мне очень нравится: «Если ученый не может объяснить семилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан».

Ведущий. Все понятно. Любой знаток должен уметь объяснить семилетнему мальчику суть основных физических законов, не так ли?

Учитель физики. Верно! Перед вами, знатоки, семь основных законов физики. Вы должны выпавший вам закон суметь доступно, в любой форме объяснить: стихом, пантомимой, сказкой, сценкой и т.д., то есть афоризмом Козьмы Пруткова: «Пояснительные выражения объясняют темные мысли».

А теперь слово Вам-  древнегреческий ученый Архимед.

  1. Вы,  конечно, знаете закон, названный моим именем, и историю, связанную с его открытием. С тех пор много воды утекло, далеко шагнул человек. Он научился запускать искусственные спутники Земли, а действует ли там архимедова сила?

Я немного сожалею, что не явился А Эйнштейн, приглашенный мною (стук в дверь)

А Эйнштейн,  Как это не пришел? Я не опоздал. Я как раз вовремя. Ведь время тоже относительно. Не так ли ,ребята? Вы считаете число 7 магическим?

У меня к вам вопрос, Ребята. Есть семь стихий природы. Назовите их(огонь ,вода ,воздух, земля ,жизнь ,любовь ,разум).

 Ну и последний мой вопрос. Семь чудес света. Это все самое прекрасное, что создано людьми.

(египетские пирамиды,висячие сады Семирамиды ,Храм  Артемиды  Эфесской  , мавзолей в Галикорнасе,Статуя Зевса Статуя бога Гелиоса, Фаросский маяк

Презентация «7 чудес света»

Турнир 2 «Загадки.»

  1. Кто, не учившись на всех языках, разговаривает?
  2. Днем стекло разбито, за ночь вставлено.
  3. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
  4. Сперва блеск, а потом треск, за треском плеск.
  5. Чего в избе не видно.
  6. Привела я солнце за своё оконце, к потолку подвесила, стало в доме весело.
  7. На дворе горой, а в избе водой.
  8. В круглом домике, в окошке, ходят сестры по дорожке. Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.
  9. То справа, то слева, то за спиной идёт рядом со мной.

Ответы: эхо, лёд, запах, молния, гром, дождь, воздух, лампочка, снег, часы, тень.  

Турнир 3 «Житейские тесты по физике»

(Тесты предварительно ксерокопируются и выдаются каждому учащемуся.)

1.        Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Алеша
смазал петли маслом, и скрип прекратился. Какое явление
он использовал?

  1. Смачивание поверхностей тел.
  2. Уменьшение трения вследствие смазки.
  3. Поглощение скрипа смазкой. (В)

2.        Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона из-под
духов. Алеша подержал горлышко в горячей воде и вынул
пробку. Какое явление помогло Алеше?

  1. Тепловое расширение: при нагревании тела расширяются.
  2. Диффузия: при нагревании ее скорость возрастает.

C)        Отталкивание молекул: при нагревании молекулы вещества
отталкиваются друг от друга.сильнее.

(А)

3.        На экскурсии Алеше преградил путь арык. Алеша разбежал-
ся и легко перемахнул через арык. Какое явление использо-
вал Алеша?

A)        Уменьшение трения между подошвами ног и землей.

  1. Уменьшение силы тяжести, действующей на человека при разбеге.
  2. Явление инерции, которое сохраняет скорость, приобретенную при разгоне во время прыжка.

(С)

4.        Алешина бабушка разбила медицинский термометр. Алеша
сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату.
Почему он это сделал?

A)        На капельках ртути можно поскользнуться и упасть.

B)        Чтобы капельки ртути не попали на одежду и не испорти-
ли ее.

C)        Потому что ртуть легко испаряется и ее пары ядовиты.
(С)

5.        Алеша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжелой, и
ручки ее больно врезались в ладонь. Тогда Алеша подложил
под ручки сложенный лист бумаги и нести покупки сразу
стало удобнее. Как это явление объяснить?

A)        Бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони болеть не будут.

  1. Подложив бумагу, он уменьшил трение между ладонью и ручками.
  2. Алеша уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения.

(Q

(Листы с ответами передаются счетной комиссии и из игры выбывают проигравшие).

Турнир «Экология»

Назовите экологически чистые виды водного транспорта. (Парусное судно. Гребная лодка. Плот.)

                  Турнир «Задача домашней кухни»

Перед вами сосиска, ее отварили, и вот результат. При варке она треснула вдоль, а не поперек. Почему? (Сечение (площадь сечения) сосиски вдоль 5, больше, чем поперек Sr А сила давления будет равна: F— Р ■ S. Так как St > S2, то и F\> Fr Сила давления воды на продольное сечение F] больше, чем на поперечное F2 сечение, поэтому сосиска треснет вдоль, а не поперек.)

(Счетная комиссия выделяет двоих учащихся, самых сильнейших, и им предстоит последний турнир.)

Турнир 4 «Раскручивание логической цепочки»

(Ученики выполняют по очереди действия в соответствии с определенным правилам: всякое последующее действие исходит из предыдущего.)

Исходное слово: Торричелли.

  • Итальянский физик и математик.
  • Жил в XVII веке.
  • Учился в Риме.
  • Открыл атмосферное давление.
  • Изобрел ртутный барометр.
  • Ртутный барометр представляет собой стеклянную трубку, наполненную ртутью и перевернутую в чашечку с ртутью.
  • В верхней части трубки безвоздушное пространство, называемое «торричеллиевой пустотой».
  • При изменении атмосферного давления столбик ртути то опускается, то поднимается.

—        Ртутный барометр — прибор для измерения атмосферного

давления.

  • Атмосферное давление измеряется в мм рт. ст.
  • А еще атмосферное давление измеряется в паскалях.
  • Атмосферное давление на разных высотах будет разным.
  • Нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт. ст.
  • Чем выше от уровня моря, тем атмосферное давление меньше, и т.д.

Турнир 5 « Физическое лото»

Раздаются каждой команде по 1 карточке и вопросы(6 картинок и 6 вопросов)

1 команда.

1) Чем  отличаются  друг  от  друга  движение  самолёта  и  автомобиля?

2) Как  устроен гидравлический  пресс?

3) Опишите  явление  смачивания.

4) Формула  силы  …?

5) Как измеряется  прибор  для  измерения  давления  газа?

6) Почему  у  машин   с  большой  грузоподъёмностью  широкие  шины.

  1.  команда.

1) В  чём  причина  трения  и  как  её  уменьшить?

2) Назовите  эти  сосуды.

3) Зачем  нужны  протекторы  на  шинах?

4) Почему  взлетают  воздушные шары?

5) Прибор  для  измерения  атмосферного  давления.

6) Учёный,  измерявший  атмосферное  давление.

Турнир «Кот в мешке»

№1

На первый взгляд,

Тут все не в норме,

Но нам известно всем давно,

Что независимо от формы,

Давленье жидкости на дно.

Зависит от чего оно,

Давленье жидкости на дно ?

№2

А вчера пошел в поход

Семиклассников народ.

Поднимаемся мы в гору,

 Стало трудно нам дышать,

А какие есть приборы,

 Чтоб давленье измерять?

№3

Вот сосиска перед вами,

Подумайте минутку сами.

Её опустишь в кипяток,

Она не треснет поперёк,

Почему же так случилось,

Трещина продольной стала?

№4

Однажды видный физик тех времен

Сидел в саду, смотрел  и думал он.

Случилось яблоку упавшему прервать

Глубокие Ньютона размышленья.

И создал он закон, ты должен знать.

О чем же говорит его ученье?

№5

В шарах и зондах,-знаешь наперёд,

Применяют гелий, водород,

Но если в шаре воздух подогреть,

Шарик может вмиг взлететь.

Ты ответь мне ,почему

Вверх так хочется ему?

№6

Ну-с, так  едет наш Иван,

За кольцом-за океан.

Горбунок летит ,как ветер.

И почин на первый вечер

Сколько  ж верст он отмахал,

Раз нигде не отдыхал?

№7

Это  чудное  явленье

Называется  кипеньем

Когда  мы  воду  нагреваем

То  пузырёчки  получаем.

Но  почему  когда  они  растут,

То  быстро- быстро  вверх  плывут.  

№8

Если  взять  два  разных  тела,

В  жидкость  опустить  одно,

Видно, что  одно  всплывает,

А  другое–вмиг ко  дну.

Жидкость  та ж, сомненья  нет,

Ну  и  в  чём  же  тут  секрет?

№9

Посмотреть  на  этот  опыт,

Все  бегут, как  на  пожар:

Не  качай -лежит  пластинка

Откачаешь  воздух-шар.

Вспомни опыт  и  скажи,

В  чем  причина? Расскажи.

№10

Тебе  по  болоту  ходить довелось?

Легко  тебе  было? Вот  то-то!

А  почему ж огромный  лось

Так  просто  бежит  по  болоту?

№11

Судно  в  море на  воде.

Вдруг  волны  стали  бушевать  везде

Затонул  корабль  в  море

Ценный  груз - большое  горе

Давайте  вместе  всё  решать

Как  его  со  дна    поднять.

№12

«Природа  пустоты  боится»,-

Великий  Аристотель  так  сказал.

Но  кто  решился  в  этом  усомниться

И  пустоту  на  опыте  создал,

А  так  же  всем  на  удивленье

Измерял  атмосферное  давленье?

№13

Коли  ощущаем  мы  движенье,-

Это  механическое  явленье,

Будь  то  точка,  паровоз.

Или  сани  без  колес,

Но  скажи,  какая  сила

Их  в  конце остановила?

№14

Мы  в  самолёт  посадку  завершили,

Устали, отдохнуть  решили.

Но,  стюардесса  очень  мило

Перед  отлётом  попросила,

Из  ручки  вынуть все  чернила.

За  чем  ей  это  надо  было?

Учитель показывает опыты:

  1. Магдебургские полушария
  2. Кипение
  3. Сообщающиеся сосуды
  4. Стакан с водой
  5.  Пять капель
  6. Фонтан
  7. Давление на разных глубинах(аквариум)

Турнир 6 «Почемучки»

Вопросы

1. Массы кирпича и куска железа одинаковы. Какое тело легче удержать в воде ( кирпич ,т к объем кирпича больше, следовательно выталкивающая сила больше)

2. Прибор для измерения давления большего и меньшего атмосферного ( манометр)

3. Прибор для измерения плотности жидкости ( ареометр)

4. Красная линия на борту судна ( ватерлиния)

5. Для чего у рюкзака делают широкие лямки( для уменьшения давления рюкзака на плечи)

6 Почему после дождя асфальтовая и грунтовая дороги делаются скользкими(вода на дороге действует как смазка, следовательно уменьшается трение между дорогой и колесами)

7. Моллюск всегда покоящийся относительно своего дома (улитка)

8. Итальянский ученый открывший закон инерции (Галилей)

9 куда наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он трогается с места ( назад, по закону инерции)

10. Почему на верхних этажах зданий напор воды в кранах меньше, чем на нижних( давление с высотой уменьшатся, каждые 12м уменьшается на 1 мм.рт.столба)

11. Алюминиевый и железный цилиндры имеют одинаковую массу и диаметр. Какой из них имеет большую высоту(алюминиевый, плотность меньше)

12. Глубина на которую погружается судно ( осадка)

13. При выходе из воды животные ( например собаки) встряхивают ся, чтобы сбросить с себя влагу. На каком физическом явлении основано это действие ( инерции)

14. у самолётов, летающих на больших высотах, у космических кораблей двери и иллюминаторы не пропускают воздух, они герметичны. Для чего при таких полетах нужна герметичность . ( С высотой атмосферное давление уменьшается

15. Какие два насоса постоянно работают в нашем теле( сердце перекачивает кровь, а легкие подают воздух)

16. Сколько горошин может войти в стакан объемом 0,2 л? (Ни одной, горох не ходит)


«Найди  ошибку».

1.Машинист  поезда резко  нажал  на  тормоз,  и  поезд  сразу встал  как  вкопанный.

2.Теплохд  проплывал  мимо меня, и  я  любовался  красиво переливающейся под  прозрачной  водой красной  линей, тянувшейся  по  всему  борту  теплохода.

3.Свет,  рождающийся  в  недрах   Луны, манил  и  зазывал туда,  откуда  он  появился.

4.Тонкий  писк  комара,  издаваемый  его  тонюсенькими  голосовыми  связками,  мешал  мне  заснуть.

 Ответы:

1.Поезд  движется  по  инерции,  поэтому  сразу остановиться  не  может.

2.Ватер-линия  не  может  быть  под  водой, она  показывает  допустимую  осадку   судна.

3.Свет  луны  не  рождается  в  её  недрах,  так как Луна светит  отражённым  светом.

4. Писк  комара  создаётся  колебанием  его  крыльев, а  не его голосовыми  связками.

Турнир 7 «задачка»

1Команда

На рояль он не похожий,

 но педаль имеет тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Покатается он лихо.

У него мотора нет,

Его зовут …

Задача «Мальчик на велосипеде, двигаясь прямолинейно, проехал 100,3м, затем сделал поворот, описав четверть окружности радиусом 10м. Определите весь путь»

2Команда

Он гудит, скажу я, важно,

По воде плывет отважно

 И красив, скажу я вам

Коль бежит он по волнам

Не сбавляя быстрый ход

Что такое…?

Задача «Какова скорость течения в Иртыше на участке, где скорость парохода по течению равна 24км/ч, а против течения 14 км/ч ?

Подсчет результатов

Сигма(греч)-сумма

Веди(слав)-знать

Сигма+ Веди=Сумма знаний

Учитесь ,дерзайте ,творите ,думайте ,фантазируйте!