Методическая разработка урока по теме "Расчет давления на дно и стенки сосуда".
методическая разработка по физике (7 класс)

Методическая разработка урока по теме "Расчет давления на дно и стенки сосуда" для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_po_teme.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Расчет давления на дно стенки сосуда»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления в жидкости от высоты столба жидкости и её плотности, а также деятельность по первичному закреплению полученных знаний, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Задачи урока:

образовательные:

  1. ученики знают, что давление жидкости зависит от её плотности и высоты столба жидкости;
  2. умеют объяснять причины изменения давления с высотой;
  3. применяют изученную формулу p=ρgh к решению качественных задач;

развивающие:

  1. анализируют проводимые эксперименты и делают выводы по ним;
  2. оценивают ответы других учеников, дополняют и исправляют ошибки.

воспитательные:

  1. проявляют интерес к учебному занятию и предмету в целом;
  2. проявляют потребность к самопознанию.

Оборудование урока:

Демонстрационное оборудование:

  1. сосуд с отверстиями на разной высоте;
  2. поддон для воды;
  3. стакан с водой;
  4. стакан с маслом;
  5. линейка

Технические средства обучения:

  1. компьютер;
  2. подготовленная презентация по теме урока;
  3. карточки с вопросами по эстафете
  4. карточки с изображением окна.

Демонстрации на уроке:

  1. напор жидкости на разных уровнях;
  2. зависимость давления жидкости от плотности жидкости.

Ход урока

I. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель раздает карточки для проведения эстафеты. У задает вопросы учащимся, помогая им составить план работы на уроке. Примерные ответы учащихся указаны в скобках.

Тема нашего сегодняшнего урока «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» (слайд 1)

Что означает глагол «рассчитать»? (Вычислить, определить)

Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления? (Формулу)

Какими способами можно получить формулу? (С помощью эксперимента и вывести теоретически)

Что мы должны узнать на уроке? (Получить формулу для вычисления давления в жидкости на дно и стенки сосуда.) (слайд 2)

Какой вы составите план для изучения данной темы? (1. От каких величин будет зависеть давление в жидкости; 2. Записать формулу для расчета давления в жидкости; 3. Научиться применять полученную формулу для решения задач) (слайд 3)

II. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учащиеся наблюдают за экспериментом, анализируют, делают выводы. Предполагаемые ответы учащихся указаны в скобках.

Определим экспериментально, от каких величин будет зависеть давление в жидкости на дно и стенки сосуда.

На столе стоит пластоеовая бутылка, в которой на разных уровнях расположены отверстия. Эти отверстия закрыты спичками. Что будет если пробки убрать? (Вода выльется)

Из какого отверстия вода будет выливаться быстрее? (Делают предположения)

Давайте пронаблюдаем данный эксперимент

Почему скорость вытекания разная? (Отверстия в колбе расположены на разных уровнях)

Связана ли скорость вытекания воды с давлением жидкости на стенки сосуда? (Да, связана)

Связана ли высота столба жидкости с давлением жидкости? Если да, то каким образом? (Да, связана. С глубиной давление увеличивается.)

Какой вывод вы запишите по результатам эксперимента? (Давление в жидкости зависит от высоты ее столба) (слайд 4)

От чего еще будет зависеть давление в жидкости?

В два сосуда налиты до одинаковой высоты разные жидкости: вода и масло. Отверстия расположены на одинаковых уровнях.  Заметьте, одинаковыми ли будут давления в воде и масле? (Нет, не одинаковые)

От какой еще величины будет зависеть давление в жидкости? (От плотности жидкости)

Запишите вывод в тетрадь. (Давление в жидкости зависит от плотности жидкости)(слайд 5)

От чего не зависит давления в жидкости?

В два сосуда налиты до одинаковой высоты одинаковые жидкости с отверстиями на одинаковой высоте, но с разными площадями основания.

Просмотр видиоролика.

Выводы из наблюдения за экспериментом и просмотра видеоролика говорит о том,что давление не зависит от площади основания сосуда и от формы сосуда. (Записать в тетрадь)

Наши наблюдения подтверждаются теоретически. В результате теоретического вывода формулы получаем: p=ρgh (слайд 6)

Вывод формулы вы рассмотрите самостоятельно дома, опираясь на материал параграфа учебника.

Давление в жидкости называется гидростатическим. (определение выписать из учебника)

III. Закрепление изученного материала.

Условия задания высвечиваются на экране. Каждый отвечает на вопросы в свои тетради. Затем тетрадями обменялись.

Решение обсуждается со всеми вместе. Оценили работу своего соседа.


IV. Информирование о домашнем задании.

. Домашнее задание состоит из нескольких этапов: прочитать параграф, ответить на вопросы теста, выполнить упражнение и дополнительное экспериментальное задание на дополнительную оценку.

Домашнее задание

1. Прочитать §38, ответить на вопросы.

2. Упражнение 15(1).

3. Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.

Давление внутри жидкости…

А.

  1. на разных уровнях жидкости…
  2. на одном и том же уровне жидкости во всех точках…

Б.

  1. одинаково.
  2. неодинаково.

В. Представим себе, что в цилиндрическом сосуде имеется вода. Мысленно разделим ее на тонкие горизонтальные слои. Давление жидкости…

  1. во всех точках самого верхнего слоя…
  2. во всех точках самого нижнего слоя…

Г.

  1. одинаково и …
  2. неодинаково и …

Д. 

  1. наименьшее.
  2. наибольшее.

4. Имеются стакан воды и линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20 г соли.

V. Подведение итогов урока

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  • О чем вы узнали сегодня на уроке?
  • Что научились делать?
  • Как вы себя чувствовали на уроке?
  • Какие есть вопросы по теме урока?

Заканчивая наш урок, выполним еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением времен года. Представьте, что ваше настроение – это сезон года. Изобразите на карточках ваше настроение и оцените свою работу на уроке, а также поставте отметку за тест на зимний период времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Давление на дно и стенки сосуда"

Урок -спартакиада  в 7 классе на тему "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"...

Конспект урока "Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда"

Конспект урока по теме: "Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда" (7 класс)...

Методическая разработка урока по физике "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс

В данной разработке представлен сценарий урока по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" для 7 класса....

Урок 35/5. «Давление в жидкости (газе). Расчет давления на дно и стенки сосуда».

Технологическая карта и презентация  урока в 7 классе 35/5. «Давление в жидкости (газе). Расчет давления на дно и стенки сосуда»....