Технологическая карта урока Закон сохранения механической энергии
методическая разработка по физике (10 класс)

Технологическая карта урока по теме " Закон сохранения механической энергии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_sohraneniya_energii_v_mehanike.docx19.03 КБ
Office presentation icon zakon_sohraneniya_energii_10.ppt495.5 КБ

Предварительный просмотр:

Закон сохранения энергии в механике.

10 класс

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Задачи: ввести закон сохранения энергии системы материальных точек для случая действия консервативных си; формировать умение применять закон сохранения и превращения энергии при решении задач.    

Планируемые результаты

Предметные: формировать учебные действия– умение применять знания, полученные ранее, для изучения нового, умение понимать и формулировать  закон сохранения энергии, понятия энергии, работы, консервативных сил ; записать формулы  работы силы , потенциальной и кинетической энергии, импульса тела,  определить  единицы измерения работы, энергии, силы  ; применять при  решении задач, в измененной ситуации.

Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Готовятся к уроку. Настраиваются на учебную деятельность

Формировать навыки самоорганизации

II.Проверка домашнего задания

Физический диктант. Запишите формулу для нахождения:

1.Импульса тела.

2. Импульса силы.

3.Закон сохранения импульса.

4. Механической работы.

5.Мощности.

6. Кинетической энергии.

7.Потенциальной энергии.

8.Работы силы тяжести.

9. Работы силы тяжести.

10Работы силы упругости.

Проверяют задание у соседа по парте. Оценивают работу одноклассников.

Уметь оценивать достижения других людей

III. Изучение нового материала.

Опыт с падающим мячом. Рассмотрим движение мячика с точки зрения превращения механической энергии. Вопросы  для учеников

1. За счёт действия какой силы происходит движение мячика вниз?

2. Чему равна работа силы тяжести? Можно это выразить математически?

3.Что можно сказать о скорости мячика при мере приближения к полу?

4. Значит ли это, что с другой стороны работа силы тяжести равна изменению кинетической энергии тела? Если да, то выразите это математически?

5. Насколько убывает потенциальная энергия и насколько увеличивается кинетическая?

6. Преобразуйте, полученное выражение так, чтобы в левой части выражения стали потенциальная и кинетическая энергии на начало движения, а в правой на момент удара о землю.

Мы получили очень важное математическое соотношение, которое носит название математическая запись закона сохранения энергии. Движение мячика могло бы продолжаться сколь угодно долго, если бы не было потерь энергии на сопротивление, т.е. если бы тела взаимодействовали бы только друг с другом и не взаимодействовали бы только силами тяготения или упругости. В данном случае речь идёт о замкнутой системе тел.

Если ввести, что Ek +Ep - есть полная механическая энергия, то закон сохранения полной механической энергия можно записать в виде: E= Ek +Ep  = const- математическая запись закона сохранения полной механической энергии.

Формулировка закона:

Полная механическая энергия замкнутой, или изолированной, системы при всех изменениях в системе сохраняется.

Ответы учащихся.

1. За счёт действия силы тяжести.

2. Работа силы тяжести равна убыли потенциальной энергии. A=-(Ep2- Ep1)

3.Скорость мячика возрастает

4.Да. . A=Eк2- Eк1

5.Можно предположить, что одинаково, учитывая, что работу одной и той же силы мы выразили в одном случае через убыль потенциальной энергии, а другом через увеличение кинетической.

Следовательно(Ep2- Ep1) =Eк2- Eк1

6.Ek1 +Ep1= Ek2 +Ep2

Записывают в тетрадь.

IV.Закрепление.

Решение задач

  1. Тело падает с высоты 20 м. Определите его скорость при ударе о землю.
  2. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 30 м/с. На какую высоту оно поднимется?
  3. Камень брошен вертикально вверх. Определите начальную скорость, если на высоте  15 м его скорость  в 2 раза меньше начальной.
  4. В игрушечном пистолете пулька массой 1г прижимается к лёгкой лёгкой пружине жёсткостью 1кН/м, так что пружина сжимается на 2см. При нажатии на курок пружина разжимается, толкая пульку. Определите скорость пульки, вылетающей при выстреле из такого пистолета.  

Решают задачи.

1.20м/с

2.45м.

3.20м/с.

4.20м/с.

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений  

Развивать умения самостоятельно принимать решения.

Подведение итогов. Рефлексия.

Организация подведения итогов урока обучающимися.Побуждение учащихся к размышлению над вопросами.

Что нового узнал на уроке?

Чему я научился на уроке?

Мне было сложно понять

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности

Домашнее задание.

§46,47. Задачи №3.4 на стр154. ЕГЭ стр148

Записывают домашнее задание.

Формировать навыки самоорганизации


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...

Закон сохранения механической энергии

Презентация разработана к уроку  "Закон сохранения механической энергии " в 10 классе....

Открытый урок по физике в 9 классе по теме "Закон сохранения механической энергии"

конспект урока по физике "По следам научных знаний , в глубину и звестных тайн.." цели урока: раскрыть в ходе урока смысл закона созхранения энергии, границы его применимости.... Перед учащимися стави...

Закон сохранения механической энергии

Тема: Закон сохранения механической энергии.Задачи урока:Образовательная: Знать понятие о взаимопревращениях кинетической и потенциальной энергиях (закон сохранения энергии).Развивающая: формирование ...

Закон сохранения механической энергии

План-конспект и бланк самостоятельной работы к уроку...

"Закон сохранения механической энергии"

Интегрированный урок физика-информатика...

Урок по теме "Вывод закона сохранения механической энергии для замкнутых и незамкнутых систем", 9 класс

Методическая разработка урока по теме "Механическая работа и мощность"  - урока "открытия" новых знаний. Цель урока - раскрытие учащимися смысла закона сохранения энергии, пол...