"Некоторые варианты групповой работы на уроках физики в основной школе. Из опыта педагогической деятельности"
статья по физике (7, 8, 9 класс)

Зюзенкова Марина Владимировна

В статье приводятся примеры организации работы в парах и группах на уроках физики в основной школе.

В книге Анатолия Гина, разработчика и популяризатора ТРИЗ, «Приемы педагогической техники» подробно рассматриваются различные приемы групповой работы.

Автор статьи не ставил цель написать подробные сценарии уроков. Он делится разработанными им конкретными дидактическими материалами  к нескольким  урокам, на которых можно организовать  групповые формы работы. Их можно использовать полностью или частично и  редактировать под конкретные условия.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название статьи «Примеры организации работы в группах на уроках физики в основной школе».

Задачи, виды, принципы, плюсы и минусы групповой работы я излагать не буду. Они общеизвестны и информация о них общедоступна. При желании эту информацию можно найти самостоятельно. Остановлюсь на одном источнике.

В книге Анатолия Гина, разработчика и популяризатора ТРИЗ, «Приемы педагогической техники» подробно рассматриваются различные приемы групповой работы.

Я не ставила себе цель написать подробные сценарии уроков. Хочу поделиться с вами разработанными мной   конкретными дидактическими материалами  к нескольким  урокам, на которых можно организовать  групповые формы работы. Их можно использовать полностью или частично и  редактировать под конкретные условия.

Анатолий Гин выделяет три схемы организации работы в группах.

Схема 1. Все группы получают одинаковые задания.

По такой схеме получаются уроки изучения нового понятия или явления через эксперимент.

  • Наблюдение и съемка видео закипание воды  в прозрачном чайнике.
  • Распределение по группам. Ответ на вопросы что видел, что слышал на разных этапах.
  • Выступающие представители от групп дополняют друг друга.
  •  Заполнение соответствующих столбцов.
  • Попытка объяснить увиденное и услышанное самими.
  •  При затруднении  - обращение к тексту учебника.
  •  Заполнение  таблицы.
  • Формулировка определения кипения.
  • Сравнение с определением в учебнике.
  • Домой можно дать задание найти общее и различное в кипении и испарении по предложенному плану.

Схема 2. Группы получают разные задания.

У меня по такой схеме  получились  уроки проверки знаний. Фактически это та же работа по вариантам, но несмотря на то, что производится контроль знаний, выполняется не индивидуально, а в парах или тройках. Группы малые, работают в ней все. Снимается напряжение у слабых и неуверенных в себе учеников, они теперь не получат двойку, работают с помощником. Более  сильные берут на себя роль лидера и наставника,  сами лучше усваивают тему. Так идет подготовка к работе в более крупных группах. Предлагаю задание по графикам в теме «Тепловые явления» 8 класс: само задание, бланк для заполнения и заполненный для проверки.

Схема 3. Все группы получают разные задания, но работают на общий результат.

По такой схеме проходят уроки получения новых теоретических знаний, уроки повторения и обобщения и уроки подготовки к контрольной работе.

Условия плавания тел. (Получение новых теоретических знаний)

Каждая группа поучает свое задание, выполняет его, четко следуя инструкции. Здесь очень важно точно и по возможности  коротко сформулировать задание. После выполнения в тетради представитель выступает перед всем классом. В итоге заполняется таблица. Пользуясь таким приемом, можно проводить подобные уроки тогда, когда  нужно легко и быстро вывести сразу несколько формул (вывод второго закона Ньютона в импульсной форме и закона сохранения импульса,  закономерностей соединения пружин и конденсаторов,  различные формы записи выражений для энергий). Если формул две – то можно дать одинаковое задание трем группам из шести, если заданий три – то двум группам из шести попадутся одинаковые задания. В 7 классах мало кто сразу самостоятельно выполняет инструкцию. Нужна помощь учителя. Или можно поступить вообще иначе.

Можно вместо работы в группах вызывать сразу несколько (от 4 до 8) учеников к доске. Они все выполняют одно и то же задание по инструкции под руководством учителя. Расставить лучше вперемежку сильных и слабых.

За урок у доски побывает практически весь класс, и групповое занятие станет индивидуальным.

Закономерности соединения проводников. (Получение новых теоретических знаний)

  • Закономерности для тока и напряжения уже записаны на предыдущих уроках.
  • Каждая группа выполняет свое задание, после выполнения  представитель выступает у доски.
  • Остальные записывают в тетрадь процесс выведения формулы, а в итоговую таблицу результат и словесную формулировку. Для ускорения записи можно дать текст с пропусками.

Вывод формулы пути по графику модуля скорости  υ(t) равноускоренного движения. (Получение новых теоретических знаний)

Материал составлен по учебнику Л.Э. Генденштейна.  Если в школе другой УМК: либо распечатать страницы из данного учебника, либо сделать листок с выведенными формулами, по которому представители групп перед выступлением могут проверить, правильную ли формулу они получили.

Обобщение по теме «Движение и взаимодействие тел».

  • Задания составлены с избытком.
  • Их можно сокращать и заменять в зависимости от класса.
  • Каждой группе выдается свой листок для заполнения и лист с заданием всех групп.
  • Каждому выдается  итоговая таблица; заполняется по мере  выступления представителей групп.
  • Окончательное заполнение таблицы каждым можно дать в качестве домашнего задания.

Трудность вызывает составление кластера. Нужна помощь учителя  практически в каждой группе. Зато ученики предлагают очень интересные примеры проявлений и применений сил.

Заметим, что эти уроки обобщения можно поменять местами в 7 и 9 классах и легко варьировать задания в зависимости от уровня класса.

Уроки обобщения знаний о простых механизмах. Каждой группе предлагается заполнить информацию по одному из простых механизмов, можно для ускорения и упрощения  выполнения задания раздать распечатанные домашние задачи на КПД, решенные на прошлых уроках.

Обобщение знаний о физических явлениях каждой группе выдается листок с планом обобщения информации по одной из изученных групп явлений, в котором даются номера страниц для повторения темы.

Подготовка к контрольной работе

  • Такие уроки быстро готовятся, если в дидактическом пособии не меньше четырех вариантов контрольной работы. Очень важно для быстроты распечатки, чтобы в пособии условия одного варианта помещались на одном листке. Привожу примеры таких пособий.
  • Тогда один разбирается в классе на уроке при работе в группах.
  • Второй дается в качестве домашнего задания для подготовки к контрольной.
  • Третий вариант решается на контрольной.
  • Четвертый дается в качестве домашней работы после контрольной.
  • Если вариантов шесть, то можно выкладывать решенную демоверсию перед контрольной работой.

При регулярном применении такой организации уроков ученики перед уроком сами разбиваются на группы, выбирая уровень сложности задачи, и эффективно работают весь урок. Учителю же остается только консультировать в затруднительных ситуациях.

Итог

В своей статье я затронула лишь малую часть возможностей организации работы в группах. Но, думаю, что представленный дидактический материал облегчит и ускорит вам, уважаемые коллеги, подготовку к урокам такого типа. Очень хочется узнать ваше мнение и от вас почерпнуть интересные идеи для проведения уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

Теория и практика групповой работы на уроках физики

Материал был разработан мной для молодых преподавателей....

Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу м...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...

Групповая работа на уроках физики

Групповые технологии удовлетворяют естественную потребность человека в общении с другими людьми. Во время работы в группах обучающиеся обмениваются информацией, взаимно оценивают знания, сопоставляют ...