Занятие по внеурочной деятельности по физике для 7 класса "Волшебные опыты- давление в жидкостях и газах"
методическая разработка по физике (7 класс)

Куулар Снежана Спартаковна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Чадана

Занятие по внеурочной деятельности

по физике в 7 классе по теме

«Волшебные опыты – давление в жидкостях и газах».

Разработала: учитель физики и информатики

высшей квалификационной категории

Куулар Снежана Спартаковна.

Тема: «Волшебные опыты» - давление в жидкостях и газах.

Цель: создать условия для формирования представлений о давлении в жидкостях и газах, установить  от чего зависит это давление, формирования знаний об окружающем мире, формирования представлений о физических явлениях.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

- определение понятия давление,

- различие между давлением твердых тел и давлением жидкостей и газов,

- зависимость давления жидкостей от других физических величин,

- формулу зависимости давления от высоты уровня жидкости.

Уметь:

- находить новые примеры использования знаний о давлении жидкостей и газов,

- решать задачи на определение давления жидкости.

- выполнять простейшие опыты, используя свойства жидкости и воздуха.

Метапредметные   результаты:

  • регулятивные результаты: уметь формулировать цель занятия и удерживать её до конца занятия; работать четко по инструкции учителя; уметь выдвигать гипотезы и формулировать выводы,   устанавливать причинно – следственные связи  по результатам  наблюдений эксперимента. Раскрыть прикладное значение понятия давления жидкостей и газов; определять степень успешности своей работы;
  • познавательные: знать понятия давление жидкости, воздуха; делать выводы, анализировать;
  • коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, адекватно ситуации использовать речевые средства.

Личностные: Формирование познавательных интересов и способностей учащихся, воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью, проявлять интерес к изучению физических явлений окружающего мира, понимать значимость приобретенных знаний и умений.

Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийное приложение к уроку,  ЭОР «Конструктор уроков».

Демонстрационное оборудование: 

пластиковый сосуд, дно которого затянуто резиновой пленкой; пластиковый сосуд, в котором на боковой поверхности на разных высотах сделаны три небольших отверстия;

 широкий сосуд с водой;  яйцо, сваренное вкрутую, бутылка, глубокая тарелка, окрашенная вода, свеча, спички, монета, банка, консервная банка с молоком, консервный нож.

Ход занятия

I. Организационный момент

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником.

- Почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов? - спросил юноша учителя.

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

- Твои знания - это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов – ответил учитель.

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Сегодня нам предстоит открывать новые знания, выдвигать предположения, гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы. Попробуем сегодня на нашем занятии увеличить круг новых знаний.

II. Актуализация знаний

- Скажите, что надо делать, чтобы открыть новые знания?

Мы с вами знаем, чтобы открыть новые знания, необходимо сделать шаг к повторению. Именно этот шаг является ключом к новому.

- Из чего состоят вещества? (молекул)

- Какие три агрегатных состояний вещества вы знаете?  (твердые, жидкие, газообразные)

- Как расположены молекулы в твердых телах, жидкостях и газах? (в твердых телах – упорядоченно, в жидкостях - в газах – расстояние между молекулами намного превышает размеров самих молекул)

- Что представляет собой атмосфера Земли? (газовая оболочка, окружающая Землю, называется атмосферой - от греческих слов "атмос"- пар и "сфера" – шар)

- Какое значение имеет атмосфера в жизни человека и животных? (Воздухом мы дышим. Если бы у Земли не было атмосферы, Земля стала бы безжизненной планетой. Атмосфера защищает Землю от солнечного жара и не стынет от космического холода. Атмосфера защищает нас от космических лучей, они бы уничтожили бы все живое. Атмосфера следит за климатом на планете.)

Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнуты. Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам в последствии. (Эти слова принадлежат французскому астроному Камиллу Фламмариону).

- Как вы думаете, что ученику необходимо для успешного открытия новых знаний? (Составить план открытия новых знаний).

- Зачем ученику нужно составлять план 

  1. Чтобы продумать свои действия
  2. Чтобы понять, как достичь своей цели
  3. Чтобы четко выполнять все задания учителя

- Именно план поможет открыть новые знания и успешно преодолеть затруднение.

План: 

  1. Ставлю цель
  2. Выбираю методы исследования
  3. Составляю последовательность действий
  4. Получаю результат

-Когда можно сказать, что ученик достиг своей цели? 

  1. Когда составлен план действий
  2. Когда работа в классе была дружной
  3. Когда результат совпадает с поставленной целью

- Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группе

1. Слушай, что говорят другие.

2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3. Говори спокойно ясно, только по делу.

4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Учитель:

- Сейчас я покажу вам несколько интересных волшебных фокусов.

Перед показом опытов проговаривается инструктаж по технике безопасности.

- яйцо в бутылке

- Как достать монету из воды, не замочив пальцы?

Класс разбивается на 3 группы. Дети проводят опыт и обдумывают, как объяснить его с точки зрения физических законов. Учащиеся высказывают свои соображения перед классом (демонстрируя при этом еще раз опыт). Учитель при необходимости оказывает помощь.

Опыт № 1. Яйцо в бутылке

Оборудование 

  1. Сваренное вкрутую очищенное яйцо
  2. Стеклянная бутылка с широким горлышком (из-под сока)
  3. Электрочайник с горячей водой

Действие детей

Дети наливают горячую воду в стеклянную бутылку. Делают несколько круговых движений с бутылкой, чтобы равномерно нагрелись стенки бутылки. Один из ребят ставит яйцо острым концом на горлышко бутылки.

Наблюдение

Дети наблюдают, как яйцо сквозь горлышко вжимается в бутылку. (Теперь внешний воздух давит сильнее и вжимает яйцо внутрь бутылки!)

Вывод: После охлаждения бутылки внешний воздух давит значительно сильнее, чем воздух внутри бутылки. Так что яйцо вдавливается внутрь бутылки.

Опыт № 2. Как достать монету из воды, не замочив пальцы?

Оборудование 

1. Глубокая тарелка,

2. Окрашенная вода 

3. Свеча, спички 

4. Монета

5. Банка для опыта

Действия детей

Один из детей наливает немного окрашенной воды в глубокую тарелку или блюдце и кладет монеты на внешний край тарелки так, чтобы она оказалась в воде. Кто-то из детей зажигает стоящую в воде свечу и опрокидывает над горящей свечой банку. При этом монета должна остаться вне банки.

Наблюдение

Дети наблюдают, как свеча через короткое время гаснет, а вода поднимается в банку. Тем самым монета оказывается “на суше”. Теперь дети могут достать монеты из воды, не замочив пальцы.

Вывод: При нагревании воздух в стакане расширяется и частично выходит из стакана. Когда только свечи погасли, воздух остывает и давление становится меньше атмосферного. Под действием внешнего атмосферного давления вода поднялась в стакан.

Вывод: при горении свечи состав воздуха в банке меняется, выгорает кислород. Воздух в банке давит теперь с меньшей силой, чем раньше. А внешний воздух давит с прежней силой. Поэтому он вжимает воду в банку, так что тарелка становится сухой.

Опыт № 3.  Эксперимент с банкой молока

Оборудование 

1. Консервная банка с молоком

2. Консервный нож

Наблюдение

- Как налить молоко из банки в кофе?

  1. У тебя есть консервная банка с молоком и консервный нож.
  2. Что случится, если ты проделаешь ножом одно отверстие в крышке банки и захочешь вылить молоко в кофейную чашку?

3. Что ты должен сделать, чтобы молоко могло вылиться из банки в чашку?

Обсуждение

Только после того, как в банке проделано второе отверстие, внешний воздух может проникнуть в банку и выдавить молоко.

Ш.Изучение новых понятий.

Отгадайте ребусы на доске.

  1. Давление
  2. Жидкости
  3. Газ

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель: Совершенно верно. Сегодня на уроке мы с вами изучим тему «Давление жидкостей и газов».

Цели урока: узнать существует ли давление  внутри  жидкостей и газов? От чего оно зависит? Есть ли отличие давления жидкостей и газов от твердых тел?

Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами будем работать в группах.

Работа в группах.  Делают выводы из проделанных опытов, записывают в тетради

Задание 1 группе: существует ли давление внутри жидкости? Налейте в сосуд  воду. Почему пленка прогнулась?

Опускайте бутылку в сосуд с водой.

Следите за поведением резиновой пленки.

Когда пленка выпрямилась?

Сделайте вывод: существует ли давление внутри жидкости, одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне сверху вниз и снизу вверх? Запишите его.

Задание 2 группе: Налейте в одну бутылку воду, а в другую – масло подсолнечное, в равном количестве.

Одинаково ли прогибаются пленки?

Сделайте вывод: почему прогибаются пленки; зависит ли давление жидкости от её плотности?

Вылейте воду и масло в стаканы.

Плотность чистой воды  – 1000 кг/м3. Подсолнечного масла – 930 кг/м3.

Задание 3 группе: Существует ли давление на боковую стенку сосуда и одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Заполните бутылку водой.

Одновременно откройте отверстия.

Проследите за тем, как вытекает вода из отверстий.

Сделайте вывод: существует ли давление на боковую стенку, одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Объяснение: в самом нижнем отверстии отклонение большее чем в среднем, а в среднем меньше чем в первом. Это означает что с глубиной давление возрастает.

Выводы.

1. Давление жидкости на дно сосуда обусловлено ее весом. Чем больше вес жидкости, тем большее давление она оказывает на дно сосуда.
   
2. Чем больше плотность жидкости, тем больше её давление.

3. С глубиной давление увеличивается. Давление жидкости зависит от высоты уровня жидкости.

Физминутка    [www.VDyoutube.com]-Танец-игра с ускорением для детей -Мы пойдём налево- - Dance for kids. Наше всё!.mp4

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

Решают задачи.

 Первый уровень (на оценку 3):

  1. Высота воды в стакане 10 см. Какое давление производит на дно стакана вода?
  2. На какой глубине давление воды в море равно 824кПа?

Второй уровень ( на оценку 4):

  1. Давление столба жидкости высотой 12см равно 852Па. Определите плотность жидкости.

Третий уровень (на оценку 5):

  1. Рассчитайте, удастся ли принять душ на втором этаже, если насос подает давление 70кПа. Лейка душа установлена на высоте 2м от пола, высота первого этажа 3м.
  2. Дачник выкопал колодец глубиной 20м. В магазине он купил насос, который развивает давление 300кПа. Сможет ли дачник накачать воды из колодца?

V. Контроль усвоения и  закрепление материала

Фронтальный опрос:

1.        Как передается давление в жидкостях и газах? Кто сформулировал впервые этот закон?

2.        От чего зависит давление  жидкостей и газов?

3.        По какой формуле можно рассчитать давление в жидкости?

4.        От каких величин зависит давление в  газах?

        Выводы:

1.        Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается во все стороны без изменений.

2.        Давление жидкости на дно сосуда обусловлено ее весом. Чем больше вес жидкости, тем большее давление она оказывает на дно сосуда.

     2. Чем больше плотность жидкости, тем больше её давление.

3. С глубиной давление увеличивается. Давление жидкости зависит от высоты уровня жидкости.

4.Давление газов зависит от числа молекул, температуры и объема.

Тестовое индивидуальное задание с взаимопроверкой (Приложение 1).

 VI. Домашнее задание. Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

 Подготовить доклад по одной теме на выбор:

«Гидравлический пресс», «Гидравлические тормоза»,«Артериальное давление человека»,«Образование драгоценных камней»,«Применение синтетического алмаза». 

VII. Подведение итогов. Рефлексия

Сегодня мы с вами открыли новые тайны окружающего нас мира. Наш круг знаний немного расширился. Успешно преодолели затруднение. Мы узнали, что существует давление в жидкости и в газах и экспериментально доказали влияние его на окружающий нас мир.

- Кто из вас сможет повторить опыт  дома?

- Кому понравилось занятие?

Если урок Вам понравился и вы поняли тему урока, прикрепите на доске солнышко;

Если у Вас остались еще вопросы по этой теме, то прикрепляем облако.

Спасибо за урок. Молодцы! Приложение Рефлекция

Литература

1. . Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Л.А.Горев. М.: “Просвещение”, 1985.

2. Занимательная физика. Я.И. Перельман. М.: “Наука”, 1991.

3. Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред. Н.В. Алексеева. М.: “Учпедгиз”, 1960.

Приложение 1

Тест по физике.  Давление жидкостей и газов. 7 класс

ФИО ученика_____________________________________________

    За каждый правильный ответ ставьте 1 балл.

  1. Какая сила создаёт давление внутри жидкости и газа?
  1. Сила трения
  2. Сила взаимодействия между молекулами
  3. Сила упругости
  4. Сила тяжести
  1. Нижние отверстия стеклянных трубок, наполненных водой так, как показано на рисунке, затянуты тонкой резиновой плёнкой. Какая из плёнок должна прогнуться меньше всего?
  1. №1
  2. №2
  3. №3

  1. В каком из сосудов давление жидкости на уровне А наименьшее? (Поверхности жидкостей расположены на одном уровне.)
  1. №1
  2. №2
  3. №3
  4. №4

  1. В два сосуда, показанные на рисунке, налили по 1 л воды. В каком из них резиновое дно прогнётся больше?
  1. №1
  2. №2
  3. Прогиб будет одинаков

  1. От каких величин зависит давление в жидкости?
  1. Силы трения жидкости о стенки сосу да
  2. Объёма жидкости
  3. Плотности жидкости
  4. Глубины, на которой измеряется давление

  1. В сосуд с тремя отверстиями, затянутыми резиновыми пленками (№1, №2, №3), налито масло. На какую из плёнок оно производит наибольшее давление? На какие плёнки масло производит равные давления?
  1. №3; №1 и №2
  2. №3; равных давлений не производит
  3. №1; №2 и №3
  4. №2; №1 и №2

  1.  В каких точках, обозначенных на рисунке, давления жидкости в сосуде будут равными?
  1. А и С
  2. В и D
  3. С и D
  4. Во всех точках давления будут разными

8. Давление газа зависит от:

  1. объема сосуда
  2. температуры газа
  3. числа молекул
  4. формы сосуда, в котором находится газ

9. При уменьшении объема сосуда, в котором находится газ, давление:

  1. зависит от химического состава газа
  2. не изменяется
  3. увеличивается
  4. уменьшается

10. При уменьшении температуры газа скорость движения молекул

  1. увеличивается
  2. зависит от химического состава газа
  3. не изменяется
  4. уменьшается

Критерии оценивания теста:

 

5-6 балла – оценка «3»

7-8 баллов- оценка «4»

9- 10 баллов  – оценка «5»



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО  ФИЗИКЕ.

Учитель: Куулар Снежана Спартаковна, учитель физики и информатики МБОУ СОШ №1 г.Чадана

Тема учебного занятия, класс

Волшебные опыты - давление жидкостей и газов. 7 класс

Форма учебного занятия

Урок усвоения новых знаний

Цели занятия

личностные

метапредметные

предметные

Формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.

Воспитывать уважение  к интеллектуальному труду и к физической науке, как элементу человеческой культуры.

Формирование навыков учебной работы,  умения выдвигать гипотезы и формулировать выводы,   устанавливать причинно – следственные связи  по результатам  наблюдений эксперимента. Раскрыть прикладное значение понятия давления жидкостей и газов.

Понимание и способность объяснять такие физические явления, как  давление. Установить  от чего зависит давление в жидкости и газе.

Задачи занятия

личностные

метапредметные

предметные

Знакомство с методом научного познания.

Формирование у учащихся умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации.

Способствовать усвоению учащимися понятия давление жидкостей и газов.

Научить видеть применимость закона Паскаля для достижения технических целей.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук.

Развитие умения выявлять причинно-следственные связи, формирование умений анализировать и объяснять факты увиденные на уроке  и фиксировать подобные им факты в   повседневной жизни; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.

Знать:

- определение понятия давление,

- различие между давлением твердых тел и давлением жидкостей и газов,

- зависимость давления жидкостей от других физических величин,

- формулу зависимости давления от высоты уровня жидкости.

Уметь:

- находить новые примеры использования знаний о давлении жидкостей и газов,

- решать задачи на определение давления жидкости.

Основные понятия

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля.

Организация пространства

Формы работы              

Ресурсы

Коллективная, индивидуальная, групповая, парная

Компьютер, проектор, мультимедийное приложение к уроку,  ЭОР «Конструктор уроков».

Демонстрационное оборудование: 

  • пластиковый сосуд, дно которого затянуто резиновой пленкой;
  • пластиковый сосуд, в котором на боковой поверхности на разных высотах сделаны три небольших отверстия;
  •  широкий сосуд с водой;

Этапы урока

Деятельность учителя / Используемые технологии

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1-й этап Организационно-мотивационный. (1 мин)

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы в классе и рабочего настроения у учащихся.

Приветствие, мобилизация внимания детей. Проверка учащихся по списку, готовность их к уроку (учебник, рабочая тетрадь, принадлежности).

Начинается урок,

рада видеть вновь я вас.

Постарайтесь все понять,

учитесь тайны открывать,

чтоб за работу получать

только лишь отметку «ПЯТЬ!»

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Психологический настрой на урок.

Умение строить речевое высказывание.

Умение передавать информацию интонацией.

Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

2-й этап  Актуализация знаний (5 мин) 

Цель: Подготовка мышления учащихся, повторение и закрепление знаний.

Давайте вспомним:

 Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Из чего состоят вещества? (молекул)
  2. Какие три агрегатных состояний вещества вы знаете?  (твердые, жидкие, газообразные)
  3. Как расположены молекулы в твердых телах, жидкостях и газах? (в твердых телах – упорядоченно, в жидкостях - в газах – расстояние между молекулами намного превышает размеров самих молекул)

Проверяет и корректирует работы учащихся.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Работа с карточками:

Свойства твердых тел, жидкостей и газов:

  • твердые тела сохраняют объём и  форму,
  • жидкости сохраняют объём, но не сохраняют форму,
  • газы не сохраняют объем и форму

Структурируют знания по объяснению физических явлений, процессов .

Поиск и выделение информации.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Анализ, классификация, синтез.

Формулирование собственного мнения.

умение использовать речь для регулирования своего действия

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

3-й этап Изучение новых понятий (20 мин)

Цель: Формирование научных представлений учащихся о природе возникновения давления в жидкости и газе.

Задание: Отгадайте ребусы на доске.

  1. Давление
  2. Жидкости
  3. Газ

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель: Совершенно верно. Сегодня на уроке мы с вами изучим тему «Давление жидкостей и газов».

Цели урока: узнать существует ли давление  внутри  жидкостей и газов? От чего оно зависит? Есть ли отличие давления жидкостей и газов от твердых тел?

Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами будем работать в группах.

Объяснение:

Пленка прогнулась в силу своего веса, следовательно, этот опыт подтверждает существование давления внутри жидкости. Пленка перестает прогибаться. Почему? Потому что сила упругости резиновой пленки уравновешивается силой тяжести, действующей на воду. Если мы увеличим столб жидкости то, что произойдет? Чем выше столб жидкости, тем больше прогибается пленка.

Объяснение: Все мы знаем что на все тела действует сила тяжести, и на жидкости в том числе. Вот у меня на руке стакан с водой, и если разбить его на слои, то можно сказать что каждый слой своим весом создает давление на другие слои, т.е.  внизу давление больше чем сверху.

Опустим сосуд с резиновым дном, в которую налита вода в другой более широкий сосуд с водой. Что мы видим?

Объяснение: пленка постепенно начинает выпрямляться, полное выпрямление происходит тогда, когда уровни воды совпадают. Вопрос: почему пленка выпрямилась? это означает, что с глубиной давление возрастает.

Задание каждой группе на опережение:

Вывести формулу зависимости давления жидкости на дно сосуда от высоты уровня жидкости.

Давление производимые газами ничем не отличаются от давления жидкостей.

       Давление газов не отличаются от давления жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но надо помнить, что плотность газов намного меньше плотности жидкостей, поэтому весовое давление газов во многом случае не учитывают.       Демонстрация зависимости давление газов  от числа молекул, температуры и объема. 

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме нашего урока «Давление жидкостей и газов».

Выполняют задание.

Работа в группах.  Делают выводы из проделанных опытов, записывают в тетради

Задание 1 группе: существует ли давление внутри жидкости? Налейте в сосуд  воду. Почему пленка прогнулась?

Опускайте бутылку в сосуд с водой.

Следите за поведением резиновой пленки.

Когда пленка выпрямилась?

Сделайте вывод: существует ли давление внутри жидкости, одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне сверху вниз и снизу вверх? Запишите его.

Задание 2 группе: Налейте в одну бутылку воду, а в другую – масло подсолнечное, в равном количестве.

Одинаково ли прогибаются пленки?

Сделайте вывод: почему прогибаются пленки; зависит ли давление жидкости от её плотности?

Вылейте воду и масло в стаканы.

Плотность чистой воды  – 1000 кг/м3. Подсолнечного масла – 930 кг/м3.

Задание 3 группе: Существует ли давление на боковую стенку сосуда и одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Заполните бутылку водой.

Одновременно откройте отверстия.

Проследите за тем, как вытекает вода из отверстий.

Сделайте вывод: существует ли давление на боковую стенку, одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Объяснение: в самом нижнем отверстии отклонение большее чем в среднем, а в среднем меньше чем в первом. Это означает что с глубиной давление возрастает.

Выводы.

1. Давление жидкости на дно сосуда обусловлено ее весом. Чем больше вес жидкости, тем большее давление она оказывает на дно сосуда.
   
2. Чем больше плотность жидкости, тем больше её давление.

3. С глубиной давление увеличивается. Давление жидкости зависит от высоты уровня жидкости.

1. Умение самостоятельно формулировать проблему. 2. Создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.

3. умение самостоятельной работы; Формирование исследовательских действий.

Установление причинно-следственных связей.

Доказательство.

высказывание собственных мыслей.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Формулирование собственного мнения и позиции.3. Владение диалоговой формой речи.  

1. Умение поставить учебную цель, задачу, на основе того что уже известно. 2. Умение планировать последовательность своих действий для достижения результата. 3. Умение прогнозировать результат своих действий.

Физкультминутка. Цель: снятие усталости и напряжения (1мин)

4-й этап Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин)

Цель: Научить видеть физический смысл закона Паскаля в явлениях окружающего мира

Раздает карточки с задачами.

Решают задачи.

  1. Высота воды в стакане 10 см. Какое давление производит на дно стакана вода?
  2. На какой глубине давление воды в море равно 824кПа?
  3. Давление столба жидкости высотой 12см равно 852Па. Определите плотность жидкости.
  4. Рассчитайте, удастся ли принять душ на втором этаже, если насос подает давление 70кПа. Лейка душа установлена на высоте 2м от пола, высота первого этажа 3м.
  5. Дачник выкопал колодец глубиной 20м. В магазине он купил насос, который развивает давление 300кПа. Сможет ли дачник накачать воды из колодца?

Использование знаково-символических средств, моделей и схем для решения задач

Поиск разнообразных способов решения задач.

Установление причинно-следственных связей.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации,формулирование собственного мнения, позиции.

Анализируют  свою работу.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил, энергии, к волевому усилию.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой, планировать свои действия, корректировать свои действия, Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний учащихся.

5-й этап Контроль усвоения и  закрепление материала (3 мин)

Цель: Проверка уровня первичного усвоения материала

Фронтальный опрос:

  1. Как передается давление в жидкостях и газах? Кто сформулировал впервые этот закон?
  2. От чего зависит давление  жидкостей и газов?
  3. По какой формуле можно рассчитать давление в жидкости?
  4. От каких величин зависит давление в  газах?

Выводы:

  1. Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается во все стороны без изменений.
  2. Давление жидкости на дно сосуда обусловлено ее весом. Чем больше вес жидкости, тем большее давление она оказывает на дно сосуда.
       
    2. Чем больше плотность жидкости, тем больше её давление.

3. С глубиной давление увеличивается. Давление жидкости зависит от высоты уровня жидкости.

4.Давление газов зависит от числа молекул, температуры и объема.

Структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив.

6-й этап Домашнее задание (1 мин)

Цель: Инструктирование учащихся по выполнению домашней работы.

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

1.  Подготовить доклад по темам на выбор:

«Гидравлический пресс»,

«Гидравлические тормоза»,

«Артериальное давление человека»,

«Образование драгоценных камней»,

«Применение синтетического алмаза».  

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Воспитание самодисциплины.

Регуляция учебной деятельности.

7-й этап Рефлексия (2 мин)

Цель: Развитие у учащихся умения  адекватно оценивать свою работу на уроке.

Выставление оценок учащимся.

Подвести итогзанятия о достижении поставленной цели.

Определяют  уровень достижения цели занятия

Закрепляют на доске фигурки

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение делать выводы.

Уметь формулировать собственное мнение.

Осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка



Предварительный просмотр:

Тест по физике.  Давление жидкостей и газов. 7 класс

ФИО ученика_____________________________________________

    За каждый правильный ответ ставьте 1 балл.

  1. Какая сила создаёт давление внутри жидкости и газа?
  1. Сила трения
  2. Сила взаимодействия между молекулами
  3. Сила упругости
  4. Сила тяжести
  1. Нижние отверстия стеклянных трубок, наполненных водой так, как показано на рисунке, затянуты тонкой резиновой плёнкой. Какая из плёнок должна прогнуться меньше всего?
  1. №1
  2. №2
  3. №3

  1. В каком из сосудов давление жидкости на уровне А наименьшее? (Поверхности жидкостей расположены на одном уровне.)
  1. №1
  2. №2
  3. №3
  4. №4

  1. В два сосуда, показанные на рисунке, налили по 1 л воды. В каком из них резиновое дно прогнётся больше?
  1. №1
  2. №2
  3. Прогиб будет одинаков

  1. От каких величин зависит давление в жидкости?
  1. Силы трения жидкости о стенки сосу да
  2. Объёма жидкости
  3. Плотности жидкости
  4. Глубины, на которой измеряется давление

  1. В сосуд с тремя отверстиями, затянутыми резиновыми пленками (№1, №2, №3), налито масло. На какую из плёнок оно производит наибольшее давление? На какие плёнки масло производит равные давления?
  1. №3; №1 и №2
  2. №3; равных давлений не производит
  3. №1; №2 и №3
  4. №2; №1 и №2

  1.  В каких точках, обозначенных на рисунке, давления жидкости в сосуде будут равными?
  1. А и С
  2. В и D
  3. С и D
  4. Во всех точках давления будут разными

8. Давление газа зависит от:

  1. объема сосуда
  2. температуры газа
  3. числа молекул
  4. формы сосуда, в котором находится газ

9. При уменьшении объема сосуда, в котором находится газ, давление:

  1. зависит от химического состава газа
  2. не изменяется
  3. увеличивается
  4. уменьшается

10. При уменьшении температуры газа скорость движения молекул

  1. увеличивается
  2. зависит от химического состава газа
  3. не изменяется
  4. уменьшается

Критерии оценивания теста:

 

5-6 балла – оценка «3»

7-8 баллов- оценка «4»

9- 10 баллов  – оценка «5»

Ответы на тест по физике Давление в жидкости и газе

1-4

2-1

3-3

4-2

5-3,4

6-2

7-3

8-1,2,3

9-3

10-4



Предварительный просмотр:

 

C:\Users\МБОУСОШ №4 №7\Desktop\Free-illustration-rain-cloud-weather-graphics-image-on-clipart.pngC:\Users\МБОУСОШ №4 №7\Desktop\Free-illustration-rain-cloud-weather-graphics-image-on-clipart.pngC:\Users\МБОУСОШ №4 №7\Desktop\Free-illustration-rain-cloud-weather-graphics-image-on-clipart.png

C:\Users\МБОУСОШ №4 №7\Desktop\sun-pic-clipartsco-782228.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...

Урок Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок в 7 классе, на котором необходимо сформировать понятия давление жидкости на дно и стенки сосуда, раскрыть причину возникновения этого давления; рассмотреть зависимость давления жидкости от в...

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». На уроке используются технология коммуникативного и интерактивного обучения. Есть темати...

Занятие на внеурочной деятельности по физике в 6 классе

Развитие познавательного интереса по физике, проводится на занятии внеурочной деятельности для 6 класса...

ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА

ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. РАСЧЕТ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА...