Статья "Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики"
статья по физике (7 класс)

Андреева Радмила Андреевна

Развитие смыслового чтения и работа с текстом на уроках физики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_i_rabota_s_tekstom_na_urokah_fiziki.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:


Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях реализации ФГОС.

Принципиально новое явление вводится в педагогическую практику стандартами второго поколения - метапредметные умения учащихся (метапредметные результаты).

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами.

В обеих примерных образовательных программах (и для начальной школы, и для ступени основного образования) выделены планируемые результаты освоения программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

         Такое внимание формированию умений по работе с текстом не случайно. По данным международного исследования PISA (2000,2003,2006,2009г.), где оценивалась грамотность чтения, наши учащиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей.

Для проверки уровня сформированности умений по работе с текстами в рамках диагностики метапредметных умений издательство» Просвещение» предлагает сборник «Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа» (под редакцией Ковалевой Г.С.), где предлагаются стандартизированные работы по оценке уровня сформированности умений при работе с информацией. Аналогичные материалы в скором времени появятся для 5ых и других классов. Эта серия представляет собой стандартизированные тесты, прошедшие все необходимые этапы создания качественных тестовых материалов (апробацию, валидизацию и т.д.)

В Федеральном государственном стандарте общего образования 2ого поколения отмечается: «лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески». Владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности. Это означает, что проблема понимания текста требует для своего решения современных подходов, имеющих непосредственный выход в образовательную практику. Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям.

Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Поэтому обучение школьников приемам понимания текста надо рассматривать как особую психодидактическую задачу.

 Процесс чтения состоит из трех фаз:

1. восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка.

2. извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

3. создание собственного нового смысла, т.е. «присвоение»добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Эта фаза включает в себя:

  -выдвижение гипотез;

  -высказывание предположений;

  -моделирование;

  -обобщение;

  -применение на практике.

В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы.

Для работы с научной, учебной литературой используется особый вид чтения---РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, которое включает в себя три этапа:

1этап. Ориентировочное (ознакомительное) чтение.

Позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа заголовка, отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное.

2этап. Просмотровое(поисковое)чтение.

Включает в себя выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факты.

3этап. Аналитическое(изучающее) чтение.

Предполагает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:

-отбор важных и второстепенных фактов;

-ответы на вопросы и постановку вопросов;

-все виды свертывания информации (аннотации, рефераты, планы, конспекты);

- «присвоение» новых знаний как собственных (статья, доклад, рецензия).

В новых образовательных стандартах прописаны умения выпускника основной школы.

    Выпускник основной школы должен научиться:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст;
  • откликаться на содержание и форму текста;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания.

Для диагностики читательских умений подбираются информационные блоки и задания к ним. Тематика естественнонаучных текстов подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере их познавательных интересов. Отбор контекста предполагает возможность конструирования заданий, ориентированных на реальные жизненные ситуации. Объем текста для работы на уроке не должен превышать 2/3 печатного листа. Учащиеся могут работать с текстом как индивидуально, так и в парах или группах.

 

Приведем примеры текстов и заданий к ним, направленных на формирование умений работы с текстом.

 1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

Задания к ним могут проверять:

*понимание информации, имеющейся в тексте;

*понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

*умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;

*умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

В качестве иллюстрации данной типологии текста можно использовать следующий материал при изучении темы «Плавление вещества» (8класс)

Ледяная магия.
Между внешним давлением и точкой замерзания (плавления) воды наблюдается интересная зависимость. С повышением давления до 2200 атмосфер она падает: с увеличением давления на каждую атмосферу температура плавления понижается на 0,0075°С.  При дальнейшем увеличении давления точка замерзания воды начинает расти: при давлении 3530 атмосфер вода замерзает при 17°С, при 6380 атмосферах — при 0°С, а при 20 670 атмосферах — при 76°С.  В последнем случае будет наблюдаться горячий лёд. При давлении в 1 атмосферу объём воды при замерзании резко возрастает (примерно на 11  %). В замкнутом пространстве такой процесс приводит к возникновению громадного избыточного давления. Вода, замерзая, разрывает горные породы, дробит многотонные глыбы. В 1872 году англичанин Боттомли впервые экспериментально обнаружил явление режеляции льда. Проволоку с подвешенным на ней грузом помещают на кусок льда. Проволока постепенно разрезает лёд, имеющий температуру 0°С, однако после прохождения проволоки разрез затягивается льдом, и в результате кусок льда остаётся целым. Долгое время думали, что лёд под лезвиями коньков тает потому, что испытывает сильное давление, температура плавления льда понижается — и лёд плавится. Однако расчёты показывают, что человек массой 60 килограммов, стоя на коньках, оказывает на лёд давление примерно 15 атмосфер. Это означает, что под коньками температура плавления льда уменьшается только на 0,11 ° С. Такого повышения температуры явно недостаточно для того, чтобы лёд стал плавиться под давлением коньков при катании, например, при -10 °С.

Задания к тексту
1. Как зависит температура плавления льда от внешнего давления?
2. Приведите два примера, которые иллюстрируют возникновение избыточного давления при замерзании воды.
3. Попробуйте объяснить своими словами, что может означать термин «режеляция».
4. При протекании какого процесса может выделяться теплота, которая идёт на плавление льда при катании на коньках?

2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.

Задания могут проверять:

*понимание информации, имеющейся в тексте;

*умение выделить(сформулировать)гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;

*умение сформулировать выводы.

В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему можно использовать следующий материал при изучении темы «Источники тока» (8класс).

       Открытие животного электричества.
Днём рождения науки электробиологии считается 26 сентября 1786 года. В этом году итальянский врач и учёный Луиджи Гальвани начал серию опытов по изучению действия на мышцы лягушки «спокойного» атмосферного электричества. Поняв, что лапка лягушки является в некотором смысле чувствительным электродом, он решил попробовать обнаружить с её помощью атмосферное электричество. Повесив препарат на решётке своего балкона, Гальвани долго ждал результатов, но лапка не сокращалась ни при какой погоде. И вот 26 сентября лапка наконец сократилась. Но это произошло не тогда, когда изменилась погода, а при совершенно других обстоятельствах: лапка лягушки была подвешена к железной решётке балкона на медном крючке и случайно коснулась решётки. Гальвани проверяет: оказывается, всякий раз, как образуется цепь «железо–медь–лапка», тут же происходит сокращение мышц независимо от погоды. Учёный переносит опыты в помещение, использует разные пары металлов и регулярно наблюдает сокращение мышц лапки лягушки. Таким образом, был открыт источник тока, который впоследствии был назван гальваническим элементом. Во времена Гальвани учёные считали, что электричество не может возникать в металлах, они могут играть только роль проводников. Отсюда Гальвани заключает, что источником электричества в этих опытах являются сами ткани лягушки, а металлы только замыкают цепь.

Задания к тексту

  1. Какую гипотезу пытался проверить Луиджи Гальвани, начиная в 1786 году новую серию опытов с лапкой лягушки?
  2. Какой вывод сделал Гальвани на основании своих опытов? В чём состояла ошибочность его вывода?
  3. Из каких основных частей должен состоять гальванический элемент?
  4. Если бы вы проводили опыты, аналогичные опытам Гальвани, то какие бы дополнительные исследования (кроме проверки разных пар металлов) осуществили?

3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики.

Задания могут проверять:

*понимание информации, имеющейся в тексте;

*понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

*умение определять основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства,

*умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

   

  1. Как работает пьезоэлектрическая зажигалка?
    Зажигалки, действие которых основано на явлении пьезоэлектрического эффекта, широко распространены. Пьезоэффект заключается в появлении разности потенциалов между гранями некоторых твёрдых кристаллических тел при их сжатии или растяжении. Количество электричества, возникающего при деформации пьезоэлектрика, пропорционально силе, вызывающей деформацию. Основной частью пьезоэлектрической зажигалки является пьезоэлемент в виде цилиндра из пьезокерамики с металлическими электродами на основаниях. При помощи механического устройства производится кратковременный удар по пьезоэлементу. При деформации пьезоэлемента на двух его сторонах, расположенных перпендикулярно направлению вектора деформирующей силы, появляются разноимённые электрические заряды. Разность потенциалов между этими сторонами может достигать нескольких тысяч вольт. По изолированным проводам разность потенциалов подводится к двум электродам, расположенным в наконечнике зажигалки на расстоянии 3–4 мм друг от друга. Возникающий между электродами искровой разряд поджигает смесь газа и воздуха. Несмотря на очень большие напряжения (~10 киловольт) опыты с пьезозажигалкой совершенно безопасны, так как это напряжение возникает на обкладках конденсатора очень малой электроёмкости. Поэтому при напряжении 10 киловольт даже при коротком замыкании сила тока оказывается ничтожно малой и безопасной для здоровья человека, как при электростатических разрядах при снимании шерстяной или синтетической одежды в сухую погоду.

Задания к тексту

  1. Каким образом возникает разность потенциалов на двух сторонах пьезоэлемента?
  2. Можно ли измерить обычным вольтметром напряжение, генерируемое пьезоэлементом?
  3. Почему напряжение в десятки киловольт от пьезозажигалки не опасно, а напряжение 220 вольт в электрической розетке смертельно опасно?
  4. Какие другие применения пьезоэффекта вам известны?

Вывод.

Анализ результатов ГИА показывает, что выпускники основной школы хорошо читают и умеют вычленять из текста необходимую информацию, что подтверждают высокие результаты выполнения заданий, содержащих прямые вопросы к тексту. Гораздо хуже выполняются задания, в которых требуется извлечь информацию из таблиц, графиков и схем или сопоставить информацию из разных частей текста. К сожалению, не сформированными оказываются умения, связанные с преобразованием и использованием информации из текста, то есть именно те, которые необходимы для успешного продолжения образования.

Приведенные примеры, изложенные подходы к разработке инструментария для диагностики сформированности читательских умений помогут учителям естественнонаучных предметов разобраться в этом важном аспекте преподавания естествознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Презентация "Использование УМК "Физика-7"  авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мнемозина")

Презентация "Использование  УМК "Физика-7"  авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мне...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Когда-то считалось, что учить школьников работать с текстом должны учителя литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художестве...

Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.

В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...

Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...

Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

Формирование чиательской грамотности на уроках физики...