Использование таблиц на уроках физики
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9 класс)

Лобова Мария Валентиновна

          Одним из важнейших элементов учебного процесса является обобщение и систематизация знаний, связанных с его повторением. Чтобы повторение учебного материала не сводилось только к его воспроизведению, необходимы приемы обобщения и включения вновь изучаемых фактов в систему знаний по теме, разделу. Переход к новому материалу представляет собой повторение и обобщение фактов из ранее пройденного материала.

           Использование и составление таблиц на уроках физики позволяет учащимся сопоставлять теории, явления, выявлять особенности приборов, проводить сравнения. А таблицы, как условно-графическая наглядность являются одним из важных факторов восприятия и закрепления учебного материала.

         В таблицах может содержаться разнообразный материал: факты, формулы, единицы измерения, графики, рисунки, схемы, иллюстрации. Количество объектов определяется задачами, которые ставит учитель при выполнении данной работы.

        Использование таблиц на уроках позволит лучше структурировать материал, выделять главное, экономить время на проверке усвоенного, упростить работу учащимся по повторения материала.

   В учебниках физики довольно много таблиц, содержащих справочные материалы: таблицы плотностей, удельных величин и т.д. Одна из задач учителя, особенно с переходом на ФГОС - это научить учащегося самому получать необходимую информацию, в том числе и из таблиц, т.е. учить анализировать табличные данные, самому выбирать необходимые значения, понимать закономерности величин.

         Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид представления информации, реализующий зрительную наглядность. В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его[

Педагогическая ценность таблицы возрастает с участием в ее составлении учащихся. Предлагаемая для учащихся форма для заполнения таблицы, т.е. заголовки и разделы ставит задачи, которые учащиеся должны выполнить, поэтому данная форма работы может быть как индивидуальной, причем дифференцированной по уровню сложности, так и парной, и групповой на уроках повторения материала, учащиеся могут работать с таблицами и при выполнении домашнего задания.

          В таблицах может содержаться разнообразный материал: факты, формулы, единицы измерения, графики, рисунки, схемы, иллюстрации. Количество объектов определяется задачами, которые ставит учитель при выполнении данной работы.

          Использование таблиц на уроках позволит лучше структурировать материал, выделять главное, экономить время на проверке усвоенного, упростить работу учащимся по повторения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tablits_na_urokah_fiziki.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование таблиц на уроках физики»

Аннотация:

          Одним из важнейших элементов учебного процесса является обобщение и систематизация знаний, связанных с его повторением. Чтобы повторение учебного материала не сводилось только к его воспроизведению, необходимы приемы обобщения и включения вновь изучаемых фактов в систему знаний по теме, разделу. Переход к новому материалу представляет собой повторение и обобщение фактов из ранее пройденного материала.

           Использование и составление таблиц на уроках физики позволяет учащимся сопоставлять теории, явления, выявлять особенности приборов, проводить сравнения. А таблицы, как условно-графическая наглядность являются одним из важных факторов восприятия и закрепления учебного материала.

         В таблицах может содержаться разнообразный материал: факты, формулы, единицы измерения, графики, рисунки, схемы, иллюстрации. Количество объектов определяется задачами, которые ставит учитель при выполнении данной работы.

        Использование таблиц на уроках позволит лучше структурировать материал, выделять главное, экономить время на проверке усвоенного, упростить работу учащимся по повторения материала.

   В учебниках физики довольно много таблиц, содержащих справочные материалы: таблицы плотностей, удельных величин и т.д. Одна из задач учителя, особенно с переходом на ФГОС - это научить учащегося самому получать необходимую информацию, в том числе и из таблиц, т.е. учить анализировать табличные данные, самому выбирать необходимые значения, понимать закономерности величин.

         Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид представления информации, реализующий зрительную наглядность. В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его[

Педагогическая ценность таблицы возрастает с участием в ее составлении учащихся. Предлагаемая для учащихся форма для заполнения таблицы, т.е. заголовки и разделы ставит задачи, которые учащиеся должны выполнить, поэтому данная форма работы может быть как индивидуальной, причем дифференцированной по уровню сложности, так и парной, и групповой на уроках повторения материала, учащиеся могут работать с таблицами и при выполнении домашнего задания.

          В таблицах может содержаться разнообразный материал: факты, формулы, единицы измерения, графики, рисунки, схемы, иллюстрации. Количество объектов определяется задачами, которые ставит учитель при выполнении данной работы.

          Использование таблиц на уроках позволит лучше структурировать материал, выделять главное, экономить время на проверке усвоенного, упростить работу учащимся по повторения материала.

Таблица физических величин

Таблица 1

Название

Определение

Обозначение

Единицы измерения

Формула

Путь

Время

скорость

Объем

Масса

Плотность

И т.д.

 В 7 классе:

                Таблица 2

п\п

Вопросы

Сравниваемые объекты

Масса

Вес

1

К какого рода величинам относятся?

2

Какова единица измерения величины?

3

Каким прибором измеряется?

4

Изменяется ли величина в различных точках Земли и зависит ли она от высоты?

5

Чему равна величина в состоянии невесомости?

6

Изменяются ли величины на других планетах (например, на Луне)?

Таблица 3.

Силы

Силы

Воздействующее тело

Направление силы

Точка приложения

Графическая модель

Закон для силы

Сила тяжести

вес

Сила упругости

Сила трения

Выталкивающая сила

Таблица 4.

Агрегатные состояния вещества

Твердое

Жидкость

Газ

Расположение частиц (схема)

Сохранение формы

Сохранение объема

Передача давления

Поведение при деформации

Делимость

Таблица 5.                                                                          Инерция

№ п\п

Явление

Как проявляется инерция

Объяснение

1

Насаживание молотка на рукоятку

2

Падает споткнувшийся человек

3

При ударе по железке она входит в рубанок, а при ударе по колодке выходит

4

Пассажиры откланяются в сторону при повороте

 В 8 классе:

Таблица 6.

Виды теплопередачи

Вид теплопередачи

Определение

Пример

Таблица 7.

Количество теплоты

Название процесса

Формула

Характеризующая величина, ее определение

График процесса

Нагревание

Охлаждение

Сгорание топлива

-

 Процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое

Плавление

Кристаллизация

Кипение

Конденсация

Таблица 8.

Работа четырехтактного двигателя

такт

название

Клапаны

Положение поршня

Впускной

выпускной

1 такт        

2 такт

3 такт

4 такт

Таблица9.

Величины электродинамики

Характеристика

Сила тока

Напряжение

Обозначение

Единицы измерения

Формула

Определение

Физический смысл

Прибор

Таблица 10.

Последовательное и параллельное соединение проводников

Характеристика

Последовательное соединение

Параллельное соединение

Схема соединения

Сила тока на участке

Напряжение

Сопротивление

Таблица 11.

Источники света

Признак

Источники

Примеры

По происхождению

естественные

искусственные

По размеру

Точечные

Протяженные

По виду излучения

Тепловые

Люминесцентные

Таблица 12.

Построение изображений в линзе

Расстояние до предмета, а

Схема построения изображения

Расстояние по изображения, b

Характеристика изображения

Увеличение

a< f

a = f

f<="" 2f="" span="" style="box-sizing: border-box; color: inherit; text-decoration: none; margin: 0px; padding: 0px;">

a=2f

a >2f

Таблица 13.

Оптические приборы

Название прибора

Схема построения изображения

Формула увеличения

Описание прибора

Лупа

Микроскоп

Телескоп

Проекционный аппарат

 В 9 классе:

Таблица 14.

Графики движения

Равномерное движение

Равноускоренное движение

формула

график

формула

график

скорость

ускорение

перемещение

координата

Таблица 15.

Движение

Величина

Равноускоренное движение

Свободное падение

Движение тела, брошенного вверх

Скорость. Векторная форма

Проекция вектора скорости

Перемещение

Проекция вектора перемещения

Координата тела

Таблица 16.

Законы Ньютона

Первый закон

Второй закон

Третий закон

Физическая система

Модель

Описываемое явление

Физический смысл закона

Примеры

Границы применимости

Таблица 17.

Структурные элементы теории «Кинематика» и «Динамика»

Система

Кинематика

Динамика

Экспериментальные основы

Объект

Физические величины

Гипотеза

Следствия

Таблица 18.

Сравнение электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электрическое поле

Магнитное поле

Условие возникновения

Как обнаруживается

Графическое изображение

Действие поля

Взаимодействие полей

Таблица 19.

Шкала электромагнитных волн

Волна

Диапазон длин волн

Свойства

Методы регистрации

Источник

История открытия

Применение

Радиоволны

ИК

Видимое излучение

УФ

Рентгеновское

γ-излучение

Таблица 20.

Модели атомов

Модель

Автор

Дата создания

Схема

Принцип

Частички материи

Демокрит

Корпускулярно-кинетическая теория тепла.

М.В. Ломоносов

Модель атома

Томсон

Ядерная модель

Резерфорд

Ранняя планетарная модель

Нагоаки

Планетарная модель

Бор-Резерфорд

Таблица 21.

Виды излучений

Вид излучения

 Обозначение

Заряд

Свойства

Проникающие способности

Альфа-излучение

Бета-излучение

Гамма-излучение

Рентгеновское излучение

Медленные нейтроны

Быстрые нейтроны

Таблица 22.

Экспериментальные методы исследования частиц

Метод исследования

Счетчик Гейгера

Камера Вильсона

Пузырьковая камера

Метод толстослойных эмульсий

Дата изобретения

Изобретатель

Назначение

Принцип действия

Схема или устройство

Применение

Таблица 23.

Влияние γ-излучения

Доза γ-излучения, полученная телом , Гр

Эффект

Последствия

0-0,25

0,25-1

1-3

3-6

6-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 Курс Электронные таблицы на уроках физики 2006

Элективный курс "Электронные таблицы на уроках физики"...

Использование ИКТ на уроках физики

Использование ИКТ в среднем образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Однако в настоящее время эти возможност...

Применение моделирования в электронных таблицах на уроках физики

Данная статья отражает опыт работы при использовании электронных таблиц при анализе результатов лабораторных работ по физике....

таблицы на уроках физики

рассотрены примеры использования табличного подхода...

Использование таблиц на уроках истории

Приемы и методы работы с таблицами на уроках истории....

Использование таблиц на уроках географии

В данном материале я описала, как можно использовать задания, связанные с составлением или заполнением таблиц на уроках географии, также привела примеры для 5, 6 и 8 классов. Это обычная работа для уч...