Рабочая программа по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю
рабочая программа по физике (10 класс)

Рабочая программа  по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике для 10 класса

основной общеобразовательной школы

(универсальный профиль).

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897);
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" от 31.12.2015 N 1577;
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных   к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования»  №253 от 31.03.2014г.;
  5. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных   к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253» , от 20.06.2017г. №581;
  6. Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области  на 2020-2021 учебный год»;
  7. Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» №24/4.11-485 от 08.08.2014г.;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г.;
  9. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г. Белая Калитва, Ростовской области;
  10. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №4;
  11. Учебный план МБОУ СОШ №4 на 2020-2021 учебный год.

УМК

Обучение ведется по учебникам; Физика 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, авторы Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Москва, «Просвещение». 2017 г.

  1. Сборник задач « Физика 10-11», автор А.П. Рымкевич, Москва, «Дрофа», 2017
  2. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. / Под ред. Парфентьевой Н. А.

Физика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Москва, «Просвещение» , 2020.

  1.  Общая характеристика предмета.

Школьный курс физики является системообразующим для естественно-научных предметов, поскольку   физические законы являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим по- лучать объективные знания об окружающем мире. Освоение учащимися методов научного познания является основопо- лагающим компонентом процессов формирования их научного мировоззрения, развития познавательных способностей, становления школьников субъектами учебной деятельности.

Цели изучения физики в средней школе следующие:

  • формирование системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
  • формирование умения исследовать и анализировать раз- нообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов  с геофизическими явлениями;
  • овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и за- конов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  • овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
  • формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

В соответствии с целями обучения физике учащихся сред- ней школы и сформулированными выше принципами, поло- женными в основу курса физики, он имеет следующее содер- жание и структуру.

В 10 классе изучаются следующие разделы: механика, молекулярная физика и термодинамика, электростатика, постоянный электрический ток. Курс физики в 10 классе начинается с введения «Зарождение и развитие научного взгляда на мир», описывающего методологию физики как исследовательской науки, отражающую процессуальный компонент (механизм) как становления, формирования, раз- вития физических знаний, так и достижения современных образовательных результатов при обучении школьников физике (личностных, предметных и метапредметных).

В программу курса физики 11 класса включено изучение разделов «Электродинамика» (кроме тем «Электростатика» и «Постоянный электрический ток»), «Колебания и волны», «Оптика» и «Квантовая физика», «Строение Вселенной».

Программа курса предусматривает выполнение обязательного лабораторного практикума, выполняющего функцию источника получения новых знаний учащимися. При выполнении лабораторных работ школьники обучаются планированию и организации эксперимента, систематизации и методам обработки результатов измерений, сравнению результатов измерений, полученных при одинаковых и различных условиях эксперимента, и др. При подготовке к выполнению лабораторных работ учащиеся самостоятельно изучают различные вопросы, связанные как с проведением физического  эксперимента, так  и  с  его содержанием.

  1. Место учебного предмета в учебном плане.

Поурочное планирование по физике для среднего общего образования составляется из расчета 5 учебных часов в неделю (345  учебных часов за два года обучения) для изучения физики учащимися на углубленном уровне. На выполнение лабораторного практикума отводится около 20% учебного времени. Профильный курс физики является углубленным содержательным продолжением курса физики для основной школы.

  1. Содержание рабочей  программы

  ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ (2 ч)

Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?

МЕХАНИКА (66 ч)

Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение.  Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности. Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.  Место человека во

Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.

Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Условия равновесия твёрдых тел.

Демонстрация

Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.

Лабораторные работы

  1. Измерение движения тела по окружности.
  2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

Демонстрации

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Лабораторные работы

  1. Определение жёсткости пружины.
  2. Определение коэффициента трения скольжения.

Демонстрации

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторная работа

  1. Изучение закона сохранения механической энергии.

Лабораторная работа

  1. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (43 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.

Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение.

Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изопроцессы.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объёмные модели строения кристаллов.

Лабораторные работы

7. Экспериментальная проверка закона Гей- Люссака.

Демонстрации

Модели тепловых двигателей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометр

Электродинамика (45 часов)

ЭЛЕКТРОСТАТИКА (21 ч)

Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля. Электроёмкость. Конденсаторы.

Энергия электрического поля.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора

Законы постоянного тока (13 ч.)

Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока. Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения. Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.

Демонстрации

Источники тока, различные действия тока

Последовательное и параллельное соединение проводников

Измерение силы тока и напряжения

Лабораторные работы

8.Последовательное и параллельное соединение проводников

9.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника

Электрический ток в различных средах (11 ч.)

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках, жидкостях и газах. Демонстрации

Проводимость газов

Электролиз

Лабораторный практикум(5 часов)

Повторение (9 часов)..

Итого: 170 часов.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема раздела

Примерное

количество часов

1

Физика и научный метод познания (2 ч)

2

2

Механика (66ч)

66

3

Молекулярная физика и термодинамика (43ч)

43

4

Электродинамика (45 часов)

45

5

Повторение (9 часов).

9

6

Лабораторный практикум

5

Всего за год:

170

Контрольные работы

(промежуточная аттестация)

№п/п

Тема

1

Диагностическая контрольная работа

2

Контрольная работа по теме

«Кинематика»

3

Контрольная работа по теме «Силы в механике»

4

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

5

Контрольная работа по теме «Основы МКТ, идеальный газ».

6

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики».

7

Контрольная работа по теме «Электрическое поле»

8

Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока».

9

Лабораторные работы

№п/п

Тема

1

Лабораторная работа «Изучение движения тел по окружности под действием сил упругости и тяжести»

2

Лабораторная работа «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

3

Лабораторная работа

«Измерение жѐсткости пружины.»

4

Лабораторная работа Определение коэффициента трения скольжения.

5

Лабораторная работа

Изучение закона сохранения механической энергии

6

Лабораторная работа

Изучение равновесия тела под действием нескольких сил

7

Лабораторная работа «Экспериментальная проверка закона Гей- Люссака.»

8

Лабораторная работа «Электрическая цепь.

Последовательное и параллельное соединения проводников»

9

Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

10

  1. Требования к уровню подготовки

ФГОС основного и среднего общего образования провозглашают в качестве целевых ориентиров общего образования достижение совокупности личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

  1. Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
  • положительное отношение к российской физической науке;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:

  • использование  умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);
  • применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии — в межпредметном и  метапредметном контекстах;
  • умение  генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности);умение определять цели, задачи деятельности, находить
  • и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;
  • использование различных источников для получения физической информации;
  • умение выстраивать эффективную коммуникацию.

Предметными результатами обучения физике в средней школе на профильном уровне являются умения:

  • давать определения изученных понятий;
  • объяснять основные положения изученных теорий;
  • описывать и интерпретировать демонстрационные и са- мостоятельно проведенные эксперименты, используя естест- венный (родной) и символьный языки физики;
  • самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабора- торным оборудованием;
  • исследовать физические объекты, явления, процессы;
  • самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и процессы, выбирая основания классификации;
  • обобщать знания и делать обоснованные выводы;
  • структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);
  • критически оценивать физическую информацию, по- лученную из различных источников, оценивать ее достверность;
  • объяснять принципы действия машин, приборов и тех- нических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, владеть способами обес- печения безопасности при их использовании, оказания пер- вой помощи при травмах, связанных с лабораторным обору- дованием и бытовыми техническими устройствами;
  • самостоятельно конструировать новое для себя физиче- ское знание, опираясь на методологию физики как исследо- вательской науки и используя различные информационные источники;
  • применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;
  • анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием тех- ники.

Личностные образовательные результаты (достижения) учащихся являются системообразующим фактором при формировании предметных и метапредметных результатов и оп- ределяют линию развития субъектной позиции школьника в учении (активность, самостоятельность и ответственность).

Достижение учащимися современных образовательных результатов посредством включения их в процедуры пони- мания, проектирования, коммуникации и рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности, приводит к изменению позиции школьника в системе учения.

                      Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.

Обучающиеся должны знать и уметь:

 Механика

Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы. Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.

Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

Молекулярная физика. Тепловые явления

 Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.

 Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Кдайперона, I и II закон термодинамики.

Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.

Электродинамика

 Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.

 Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.

 Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, собирать электрические цепи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по физике федерального базис...

Рабочая программа по физике 11 кл (2 часа в неделю - базовый курс)

Рабочая программа по физике 11 кл содержит календарно-тематическое планирование уроков физики (2 часа в неделю), требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю...

Рабочая программа по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю...