Разработка урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Любчикова Любовь Николаевна

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления  на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Применены технологии проблемного обучения. Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx62.31 КБ
Файл prilozhenie_1.docx11.18 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.54 КБ
Файл prilozhenie_3.docx10.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ

ОУ: Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская СОШ №2.

Учитель: Любчикова Любовь Николаевна, учитель физики.

Предмет: физика

Класс: 7

УМК: А.В. Перышкин Физика 8 класс. М.: Дрофа, 2013.

Тема урока: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: Формирование понятия электризация, развитие навыков наблюдения и постановки эксперимента, показать значение явления электризация в жизни человека, природе, технике и быту.

Задачи урока:

  • продолжить формирование представлений о электрических явлениях, о электрических  зарядах, о взаимодействии заряженных тел, научить применять физические  знания на практике;
  • развивать навыки анализа информации, умение делать выводы при проведении наблюдений и экспериментов, представлять  информацию в словесной,  символической форме;
  • способствовать развитию интереса  к физике, повышать уровень мотивации, воспитывать культуру общения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: Компьютер, подключенный к сети Интернет, ЖК-телевизор; ЦОР.  Интерактивное задание, Мультимедиа Урок 11. электроскоп. проводники и диэлектрики. делимость электрического заряда. электрон. электризация тел. электрический заряд - Физика - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru), дидактический материал , презентация,  карточки рефлексии.

Физическое оборудование для проведения экспериментов: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк.

   для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги.

Методы обучения: проблемное  изложение,   частично поисковый (эвристический), наблюдение.

Основные понятия: электризация, заряженные тела, взаимодействие заряженных тел, электрический заряд, одноименные и разноименные заряды.

Межпредметные связи: экология, основы безопасности   жизнедеятельности, биология

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

 •        формирование умений управлять своей учебной деятельностью,

•        формирование интереса к физике при анализе физических явлений,

•        формирование мотивации постановки познавательных задач, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления,

•        формирование   толерантного отношения к одноклассникам.

  • Овладение навыком  нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Развитие умения организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • Формирование навыков:

- определять и формулировать цель экспериментальной   деятельности на уроке,

- планировать этапы экспериментальной работы,

- выдвигать гипотезу

- анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника ,

-давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.        

 •        формирование представлений о электризации,

•        организация усвоения основных понятий по данной теме,

•овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты,

•приобретение опыта простых экспериментальных исследований

 

Деятельность учителя /  

Ход урока

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

 

Регулятивная

 1 этап Организационно-мотивационный (2мин.)

1.Приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада   видеть вас сегодня на уроке. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. -Присаживайтесь.  Давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.  

2.Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

Ребята, мне приходят на электронную почту письма с просьбой ответить на них.

1)Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему?

2) А, я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?

3)Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?

4)А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было  причиной этого взрыва?

 Явление, с которым мы познакомимся, играет очень большую роль в жизни человека, природе, в быту. С этим явлением мы с вами встречаемся   каждый день, не задумываясь об этом. А называется это явление красивым словом «Электризация».

Взаимное приветствие, настраиваются на работу.

Слушают и отвечают на вопросы.

Записывают тему и дату урока.

Самостоятельно предлагают   разные способы поиска ответа.

Эмоциональный  настрой    на урок. Настраиваются на работу на уроке.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Развивают умение слушать и слышать собеседника.

Настраиваются  на  организацию своей деятельности.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Приобретают умение организовывать свою деятельность, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

2 –й этап. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока. Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.

-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?

-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?

  Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Посмотрим видеоУрок 11. электроскоп. проводники и диэлектрики. делимость электрического заряда. электрон. электризация тел. электрический заряд - Физика - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске)

  Внимательно слушают учителя, просматривают видеоматериал.

  Проявляют  активность  для решения познавательных задач;

  адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Используют  установленные правила    при беседе с учителем.        

3-й этап   Постановка учебной задачи (2 мин.)

Выдвигается учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается гипотеза.

Учитель:  Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?

- Изучить явление электризации тел.

 

Предлагает учащимся высказать предположение о способах изучения темы урока и  попытаться составить план изучения темы ««Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

- На доске дан план урока, но пункты плана перепутаны. Выберите порядок работы на уроке.

План.

1. Оценка работы.

2.  Электризация тел при соприкосновении (работа с текстом).

3.Решение тестовых заданий.

4. Опыты.

Высказывают предположения:  

 - Изучить явление электризации тел.

Задают вопросы учителю.

Выдвигают предположения по плану урока.  Выбирают порядок работы на уроке. Составляют план.

  Составляют план

1. Электризация тел при соприкосновении (работа с текстом).

2.  Опыты.

3.  Решение тестовых заданий.

4. Оценка работы.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.   Планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учатся выражать свои мысли, строить высказывания

.

 

Ставят  учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  определяют   последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.  

4-й этап Изучение нового материала (18 мин.)

1.Учитель начинает беседу с проблемного вопроса по теме урока.

 Задает учащимся наводящие вопросы:

-Когда вы пользуете расческой, происходит прикосновение волосков после удаления расчески?

-Кто снимал синтетическое футболку  через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?

3.Организует беседу,

которая дает представление о электризации тел.

4.Подводит  итог беседы, создает готовность к предстоящей деятельности.

5. Работа по пунктам плана изучения новой темы.

  -  Работаем   по учебнику стр. 75-77 ответьте на вопросы карточки  (Приложение 1) на первый вопрос ответ записать в тетрадь.  

-Для выяснения определения и свойств электризации проведём  экспериментальную работу в парах :

1)  Вначале проводим фронтальный опыт, используя [полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки]. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают

Подводим итоги опытов:

-В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения)

Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)

2) Задает учащимся наводящие вопросы:

 -Какая  из полосок получила заряд? (обе)

-Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)

Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

-Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)

-Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)

И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов

Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком - «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790)

Проделанные нами опыты что показывают?  (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

  Наблюдают и объясняют явление электризации.  

Фиксируют в тетради определения, выводы.

Причина электризации, взаимодействие заряженных тел .

Работают  с материалом учебника, выделяют существенную информацию.

 Отвечают на вопросы учителя, дополняют и уточняют ответы одноклассников.

.

        

Обучающиеся учитывают мнения других, осуществляют  взаимопомощь

  Слушают  учителя в соответствие с целевой установкой, планируют  свои действия.  

Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы.

5 –й этап Первичное закрепление материала (4 мин.)

Интерактивное задание

 « Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»  (работа в парах, переход по ссылке:      

https://forms.gle/VR4UcH6rij8ow2UM6 

Выполняют тестовые задания и оценивают правильность своих ответов на экране.

Совместное выполнение заданий.  Учатся воспринимать на слух ответы одноклассников.

Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют и исправляют.

6- й этап Физкультминутка ( 1 мин)

Физкультминутка «Одноименные и разноименные заряды».

         Ученики встают в пары. Учитель произвольно раздает карточки «+» и «- ». (Приложение 3) Ученикам предлагается играть роль зарядов. По команде учителя ученики должны показать взаимодействие зарядов.

        

Играют роль зарядов, применяя полученные на уроке знания.

 Осуществляют совместную деятельность в коллективе.

Планируют и корректируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей.

7-й этап Применение знаний  (7 мин.)

  Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы которые прозвучали в начале урока.

-почему синтетическая шуба быстро загрязняется?

-почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?

-что происходит с бумагой в печатных машинах?

-почему произошел взрыв? Задания учащимся: Сделать выводы о  роли электризации ( Приложение 2)

 Отвечают на вопросы, Анализируют, используя  приобретённые знания, и делают выводы о  роли электризации.  

  Организуют    учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,  проявляют  активность во взаимодействии для решения познавательных задач,

 адекватно оценивают  собственное поведение и поведение окружающих.

Проведение наблюдения   электризации   с использованием  знаний приобретенных на уроке, жизненного опыта.  Выбирают  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

8-й этап Информация о домашнем задании (2 мин.)

 Дает комментарий к домашнему заданию.        

Для всех: § 25,

 Для желающих: рисунок  

 « Электризация вокруг нас».

Индивидуально:  приготовить сообщение  на тему «Электризация трением на производстве и в быту», «Способы борьбы с накоплением электрических зарядов».

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Учатся слушать и вступать в диалог.

Планируют свои  действия в соответствии со своими интересами и способностями.

9-й этап Рефлексия  деятельности (4 мин.)

Организует рефлексию (по вопросам     Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Достигли ли цели урока?) и самооценку учебной деятельности учащихся;

- отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке;

- просит учащихся с помощью смайликов оценить настроение после урокаC:\Users\Надежда\Desktop\img10.jpg

   

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Рефлексия своих действий:

способность к самооценке и  оценки  на основе критерия успешности учебной деятельности.

Самостоятельно анализируют   достижение цели на основе  выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Вопросы:

  1. Что значит, когда говорят тело наэлектризовано?
  2. Когда происходит электризация тел?
  3. Как взаимодействуют между собой заряженные тела?
  4. Какие два вида зарядов вы знаете?



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.

Вопросы:

  1. Почему синтетическая шуба быстро загрязняется?
  2. Почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?
  3. Что происходит с бумагой в печатных машинах?
  4. Почему произошел взрыв?



Предварительный просмотр:

Приложение 3

+

_

+

_

+

_

+

_

+

_

+

_

+

_

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...

Тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".

Данный материал включает тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".  2 варианта...

Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Тип урока – урок усвоения новых знаний.   Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование  для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги...

Урок "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел" 8 класс физика

Цели урока:·         Познакомить с  первоначальными  представлениями  об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел,  с...

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....

Презентация на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Презентация к уроку изучения новых знаний и первичного закрепления на тему " Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов." Наглядная иллюстрация пер...

Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...