Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по физике» 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)

Пешков Евгений Олегович

Программа элективного курса  «Решение задач повышенной сложности по физике»  составлена на основе Примерной программы среднего общего образования. 10-11 классы. Профильный уровень.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса по физике и  определяет набор задач по разделам, выполняемых учащимися.
      Отбор материал, выходящий за пределы обязательных требований к уровню подготовки выпускников средней школы, осуществлялся на основе нескольких критериев. Во-первых, отбирался материал, способствующий более глубокому пониманию основных законов физики, формированию более полной физической картины мира. Во- вторых, расширялся круг примеров применения изучаемых законов в современной практической жизни. В-третьих, некоторые темы были введены для сближения уровня подготовки российских школьников по физике с уровнем подготовки выпускников западноевропейской и американской средней школы. В качестве ориентиров при таком отборе использовались программа школ Международного бакалавриата и программа Международной физической олимпиады.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_fizike_10.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол  №  11  

«30»   мая   2018

«СОГЛАСОВАНО»

 на заседании ПС

протокол № 11

«30» мая   2018

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе № 258

«05» июня   2018

Рабочая программа элективного курса

«Решение задач повышенной сложности по физике»

10 класс

Учитель: Пешков Евгений Олегович

Количество часов в неделю – 1, всего 35

Калининград

2018

Пояснительная записка

      Программа элективного курса  «Решение задач повышенной сложности по физике»  составлена на основе Примерной программы среднего общего образования. 10-11 классы. Профильный уровень.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса по физике и  определяет набор задач по разделам, выполняемых учащимися.
      Отбор материал, выходящий за пределы обязательных требований к уровню подготовки выпускников средней школы, осуществлялся на основе нескольких критериев. Во-первых, отбирался материал, способствующий более глубокому пониманию основных законов физики, формированию более полной физической картины мира. Во- вторых, расширялся круг примеров применения изучаемых законов в современной практической жизни. В-третьих, некоторые темы были введены для сближения уровня подготовки российских школьников по физике с уровнем подготовки выпускников западноевропейской и американской средней школы. В качестве ориентиров при таком отборе использовались программа школ Международного бакалавриата и программа Международной физической олимпиады.
      Физика как наука о наиболее общих законах природы и как учебный предмет для изучения в школе должна вносить существенный вклад в формирование системы научных знаний об окружающем мире, раскрывать роль науки в экономическом и культурном развитии общества. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
            Программа элективного курса ориентирована на изучение элементов основных физических теорий: механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, квантовой физики.
      
Освоение  программы направлено на достижение следующих целей:

      • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, принципа работы технических устройств, для решения физических задач, для самостоятельного приобретения новой информации физического содержания и оценки ее достоверности;

      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ;
      • 
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, уважения к творцам науки и техники; приобретение опыта обоснования высказываемой позиции, морально-этической оценки результатов использования научных достижений;
      • 
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
      Программа направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для реализации программы являются:
      
Познавательная деятельность:

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

 • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки этих гипотез.

     Информационно-коммуникативная деятельность:

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач

различных источников информации.

     Рефлексивная деятельность

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  («Вестник образования №4 2010 г.);
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Учебно – методический комплекс для учащихся:

  1. Л.А. Кирик, Ю.И. Дик. Физика – 10. Сборник заданий и самостоятельных работ.  М. Илекса, 2010 г.

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса физики в 10 классе

Раздел

Количество часов

1.1.Кинематика материальной точки.

4 часа

1.2 Динамика материальной точки.

1.4 Законы сохранения.

5 часов

1.5.1 Механические колебания

1.5 Механические волны.

5 часов

3.1 Основы молекулярно-кинетической теории.

2.2 Термодинамика.

5 часов

3.1 Электростатика.

5 часов

3.2 Постоянный электрический ток.

5 часов

3.3 Магнитное поле.

5 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч.)

Инструктаж по ТБ. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.
Знакомство с учебником физики и его разделами. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Кинематика материальной точки (4 часа)

Методика решения задач динамики. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: РПД, РУД, СП, движение тела, брошенного под углом к горизонту, движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Динамика материальной точки. Законы сохранения (5 часов).

Методика решения задач на законы сохранения. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: вес тела при движении по вертикали, движение тела по наклонной плоскости, движение тела по горизонтальной поверхности, по окружности, превращения механической энергии, закон сохранения импульса и энергии при упругих и неупругих столкновениях. Комбинированные задачи.

Механические колебания Механические волны (5 часов)

Методика решения задач на распространение волновых процессов в упругих средах движение. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение характеристик колебания, волны, анализ уравнения бегущей волны.

Основы молекулярно-кинетической теории (3 часа)

Методика решения задач на количественное и качественное описание идеального газа. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение количественных характеристик идеального газа: температуры, давления, энергии, скорости молекул.

Методика решения задач на количественное и качественное описание идеального газа с использованием макропараметров.

Термодинамика (2 часа).

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение количественных характеристик идеального газа: температуры, давления, объема, внутренней энергии, количества теплоты, работы газа.

Электростатика (5 часа).

Методика решения задач на количественное и качественное описание электростатического поля. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение величины Кулоновской силы, напряженности электростатического поля, потенциала, работы электрического поля, принцип суперпозиции электрических полей.

 Постоянный электрический ток (5 часов).

Методика решения задач на количественное и качественное описание постоянного электрического тока. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: задачи на закон Ома, Джоуля - Ленца. Кирхгофа. Различные типы соединения проводников.

Магнитное поле (5 часов).

Методика решения задач на количественное и качественное описание магнитного поля. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: качественные задачи на правило буравчика, правило левой руки, количественные задачи на вычисление силы Ампера, силы Лоренца, энергии магнитного поля тока, принцип суперпозиции полей.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Контроль знаний осуществляется на каждом занятии при решении задач. По окончании курса – зачетная контрольная работа.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения элективного курса должен

знать/понимать:

·         смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, атом,

·         смысл физических величин: перемещение,скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля,

·         смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции,

        вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

·         применять полученные знания для решения физических задач;

·         определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

·         измерять скорость,ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока,

-     представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

·         приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

·       

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

– анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

КЭС

Содержание учебного материала
 

Эксперимент:
Д – демонстрационный
Л. – лабораторный

ОБОРУДОВАНИЕ

Требования к базовому уровню подготовки (знать/понимать/уметь)

КТП

1.

Введение. Инструктаж по ТБ.

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.
Знакомство с учебником физики и его разделами. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Д.(интерактивные модели) взаимодействие токов, волновые процессы, идеальный газ, движение заряженных частиц в магнитном поле.

ПК Программа «Открытая физика»

Знать и неукоснительно выполнять правила техники безопасности в кабинете физики.
Знать основные разделы физики, изучаемые в 10 классе.

2.3, 3.1

2-5

1.1.Кинематика материальной точки.

Методика решения задач динамики. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: РПД, РУД, СП, движение тела, брошенного под углом к горизонту, движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Разноуровневые задания по теме «Кинематика материальной точки»

ПК [1],

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач. 1,2.1- 2.4, 2.6

6-10

1.2 Динамика материальной точки.

1.4 Законы сохранения.

Методика решения задач на законы сохранения. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: вес тела при движении по вертикали, движение тела по наклонной плоскости, движение тела по горизонтальной поверхности, по окружности, превращения механической энергии, закон сохранения импульса и энергии при упругих и неупругих столкновениях. Комбинированные задачи.

Разноуровневые задания по теме «Законы сохранения» (ЕГЭ)

ПК [1]

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач. 1,2.1- 2.4, 2.6

11-15

1.5.1 Механические колебания

1.5 Механические волны.

Методика решения задач на распространение волновых процессов в упругих средах движение. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение характеристик колебания,  волны, анализ уравнения бегущей волны.

Разноуровневые задания по теме «Механические волны» (ЕГЭ)

ПК [1]

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач. 1,2.1- 2.4, 2.6

16-20

3.1 Основы молекулярно-кинетической теории.

2.2 Термодинамика.

Методика решения задач на количественное и качественное описание идеального газа. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение количественных характеристик идеального газа: температуры, давления, энергии, скорости  молекул.

Методика решения задач на количественное и качественное описание идеального газа с использованием макропараметров. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение количественных характеристик идеального газа: температуры, давления, объема, внутренней энергии, количества теплоты, работы газа.

Разноуровневые задания по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» (ЕГЭ)

ПК [1]

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач. 1,2.1- 2.4, 2.6

21-25

3.1 Электростатика.

Методика решения задач на количественное и качественное описание электростатического поля. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: нахождение величины Кулоновской силы, напряженности электростатического поля, потенциала, работы электрического поля, принцип суперпозиции электрических полей.

Разноуровневые задания по теме «Основы термодинамики» (ЕГЭ)

ПК [1]

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач. 1,2.1- 2.4, 2.6

26-30

3.2 Постоянный электрический ток.

Методика решения задач на количественное и качественное описание постоянного электрического тока. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: задачи на закон Ома, Джоуля - Ленца. Кирхгофа. Различные типы соединения проводников.

Разноуровневые задания по теме «Электростатика» (ЕГЭ)

ПК [1]

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач. 1,2.1- 2.4, 2.6

31-35

3.3

Магнитное

поле.

Методика решения задач на количественное и качественное описание магнитного поля. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: качественные задачи на правило буравчика, правило левой руки, количественные задачи на вычисление силы Ампера, силы Лоренца, энергии магнитного поля тока, принцип суперпозиции полей.

Разноуровневые задания по теме

«Постоянный электрический ток» (ЕГЭ)

ПК [1]

Уметь применять полученные знания и умения при  решении задач. 1,2.1- 2.4, 2.6

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования. 10-11 классы. Профильный уровень. Авторы программы: В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин. (Программы  общеобразовательных учреждений. Физика. 10 - 11кл. (базовый и профильный уровень) Составители: И.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В.Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. Физика 10-11 класс). М. Просвещение, 2007.
  2. Л.А. Кирик, Ю.И. Дик. Физика – 10. Сборник заданий и самостоятельных работ.  М. Илекса, 2010 г.
  3. Л.Э. Гендельштейн, Ю.И. Дик, Л. А. Кирик, Г.Н. Сиротенко «Интерактивное приложение к учебно-методическому комплексу.
  4.  С. М. Козел, В.А. Орлов, А.Ф. Кавтрев, К.Н. Гомулина «Полный интерактивный курс физики для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов» в 2-х частях - М. Физикон, 2005.
  5. Электронные уроки и тесты. Земля и ее место во Вселенной. – Москва, ЗАО Просвещение – Медиа. 2005.

Список сборников задач, соответствующих программе классов с углубленным изучением физики

      1. Баканина Л. П. Сборник задач по физике: 10—11 кл. с углубл. изуч. физики / Л. П. Баканина, В. Е. Белонучкин, С. М. Козел; под ред. С. М. Козела. — М.: Просвещение, 2001.
      2. Кабардин О. Ф. Физика. Задачник: 9—11 кл. / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. — М.: Дрофа, 2003.
      3. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002.
      4. Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002.

Список пособий для подготовки к Единому государственному экзамену

1. Кабардин О. Ф. Физика: тесты для школьников и поступающих в вузы / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, С. И. Кабардина. — М.: Мир и образование, 2002.
      2. Кабардин О. Ф. Физика: руководство для подготовки к экзаменам / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, С. И. Кабардина. — М.: Астрель, 2004.
      3. Кабардин О. Ф. Теоретические материалы и практические задания по физике для подготовки к экзамену / О. Ф. Кабардин. — М.: Астрель, 2006.
      4. Орлов В. А. Единый государственный экзамен. 2002: контрольные и измерительные материалы / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. — М.: Просвещение, 2003.
      5. Гладышева Н. К. Тесты: физика: 10—11 кл.: учеб.-метод. пособие / Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. — М.: Дрофа, 2003.
      6. Орлов В. А. Единый государственный экзамен. 2003— 2004: контрольные и измерительные материалы / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов, А. А. Фадеева. — М.: Просвещение, 2004.
      7. Орлов В. А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов. — М.: Интеллект-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии" 10 - 11 класс

Рабочая программа содержит полное тематическое планирование занятий элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии". Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов об...

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии в 8 классе"

Программа составлена для организации предпрофильной работы в 9 классе. поможет подготовить девятиклассников к сдаче экзамена, а также к олимпиаде по химии. Работая по этой программе несколько лет имею...

Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...

Программа элективного курса. "Решение задач повышенной сложности по физике "

Элективный курс по физике "Решение задач повышенной сложности по физике " рассчитан для учащихся 10 -11 классов. Данный курс рассматривает решение сложных задач для подготовки к олимпиа...

Программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по физике»

Данный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для работы в выпускных классах. Необходимость создания программы связана с введением профильного обучения на старшей ступени обучения и желанием учащих...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по математике»

Рабочая программа элективного курса по математике для 7 класса....

Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса.

Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса....