Рабочая программа "Практикум по решению физических задач для 10 класса"
рабочая программа по физике (10 класс)

Колещатова Наталья Васильевна

Рабочая программа элективного курса для класса с углубленным изучением фмзики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_fizike_10_klass.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Решение физических задач — один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.

Основные задачи курса :

  • углубление знаний по физике;
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • развитие интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.

Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая задача», ее структуре, знакомятся с основными приемами составления задач, их классификацией.

 В программе выделены также основные разделы школьного курса физики, раскрыты особенности физических задач по этому разделу.

При подборе задач по каждому разделу обязательно  используются  вычислительные, качественные, экспериментальные и творческие задачи.

Формы проведения занятий:

В основном это традиционные занятия, в процессе которых используется беседа, практикумы и семинары. Большое внимание уделяется организации индивидуализированной самостоятельной работы, на многих занятиях учащиеся сами выбирают наиболее интересную для них серию, состоящую из задач различных видов.

При решении задач на данном курсе обучающиеся для расчетов используют микрокалькуляторы.

Содержание программы

Программа рассчитана на 36 часов /1 час в неделю

1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (2 ч).

Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи.

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач. Примеры задач всех видов.

2. Механика. Кинематика (4ч).

Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей.

Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.

3. Динамика (4 ч).

Координатный метод решения задач по динамике.

Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.  Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.

4. Статика (2ч).

Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.

5. Законы сохранения (4ч).

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения.

Решение задач на определение работы и мощности

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.  

Решение задач на сохранение и превращение механической энергии.

Решение комбинированных задач

6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (7ч).

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния.

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.

Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Решение качественных экспериментальных задач.

7. Основы термодинамики (4 ч).

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

8. Электродинамика. Электрическое поле (9 ч). 

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

Решение задач на описание систем конденсаторов.

Решение экспериментальных задач.

Литература

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.
  2. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Журнал «Физика в школе»
  4. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
  5. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.
  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2007г.
  7. Бендриков Г., Буховцев Б. «Сборник задач по физике» М., Айрис-пресс,2000г
  8. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «Решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.
  9. Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.
  10. О.Ф.Кабардин  «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение.

Календарно -тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

 часов

Дата

Требования к уровню

подготовки

1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения

2

 Углубление знаний по механике, получаемых в курсе физики

Знать: теоретические основы кинематики, динамики, основ вращательного движения, законов сохранения импульса и энергии.

Уметь: применять знания законов, теорий в решении задач, выполнять задания практикума раздела «Механика».

Применять: приобретённые знания и умения для решения расчётных, качественных. графических задач. Использовать знания при подготовке к ЕГЭ.

1

Различные приемы и способы решения физических задач:

1

2

Составление физических задач

1

2. Механика. Кинематика 

4

3

Координатный метод решения задач по кинематике

1

4

Равномерное и равноускоренное движение.

1

5

Сложение перемещений и скоростей

1

6

Криволинейное движение.

1

3. Динамика

4

7

Координатный метод решения задач по динамике.

1

8

Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона

1

9

Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил.  

1

10

Подбор, составление и решение занимательных задач.

1

4. Статика

2

11

Момент силы. Центр тяжести.

1

12

Общие условия равновесия твердого тела.

1

5. Законы сохранения

4

13

Решение задач на определение работы и мощности

1

14

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение

1

15

Решение задач на сохранение и превращение механической энергии

1

16

Решение комбинированных задач

1

6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел

7

Знать: теоретические основы молекулярно-кинетической теории, основы термодинамики, свойства твёрдых, жидких, газообразных тел их взаимное превращение. Принцип работы тепловых двигателей.

Уметь: применять знания законов, теорий в решении задач .выполнять задания практикума раздела «Термодинамика и М.К.Т».

Применять: приобретенные знания и умения для решения расчетных, качественных, графических задач, Использовать знания при подготовке к ЕГЭ.

 

17

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ

1

18

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

1

19

Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

20

Решение задач с использование уравнения Менделеева-Клапейрона,

1

21

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя

1

22

Решение задач на определение характеристик твердого тела

1

23

Решение качественных экспериментальных задач

1

7. Основы термодинамики

4

24-25

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики

2

26-27

Решение задач на тепловые двигатели.

2

8. Электродинамика. Электрическое поле

9

Знать: теоретические основы электромагнетизма, законы постоянного тока и закономерности протекания токов в различных средах.

Уметь: применять знания законов, теорий в решении задач .выполнять задания практикума раздела «Электродинамика.»

Применять: приобретенные знания и умения для решения расчетных, качественных, графических задач. Использовать знания при подготовке к ЭГЭ.

28-32

Задачи разных типов на описание электрического поля

5

33

Решение задач на описание систем конденсаторов

1

34-36

Решение экспериментальных задач.

3

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Методы решения физических задач.11 класс.

Изучение элективного курса поможет удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне (как дополнение к  базовым урокам)...

Элективный курс "Методы решения физических задач" 11 класс 68 часов

Элективный курс "Методы решения физических задач"  11 класс 68 часов....

Рабочая программа курса "Решение физических задач" для 10 класса

Целью данного курса является углубление и систематизация знаний учащихся по физике путём решения разнообразных задач....

Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс

Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....

Рабочая программа "Методы решения физических задач"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения физических задач" в 9 классе помогает учащимся хорошо подготовиться к итоговой аттестации по физике....

Рабочая программа курса «Практикум по решению физических задач» 8 класс

laquo;Практикум по решению физических задач» 8 класс...

Рабочая программа "Методы решения физических задач"

Дополнительная программа физико-математической направленности "Методы решения физических задач"....