Техкарта урока физики в 9 классе «Происхождение и строение Солнечной системы».
план-конспект урока по физике (9 класс)

Елена Васильевна Ильина

Тип урока: освоение нового знания.

Цели урока: формирование понятий о происхождении и составе Солнечной системы.

Задачи:

образовательные: сформировать представление о происхождении и строении Солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы;

развивающие: развивать логическое мышление путём систематизации фактов, развивать наблюдательность, развивать познавательную активность, умение делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений; способствовать формированию астрономического мировоззрения;

воспитательные: развивать коммуникационные компетенции, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира за пределами видимого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 9 классе Б

Дата проведения: 28.04.2021 год

Учитель: Ильина Елена Васильевна

Тема урока: «Происхождение и строение Солнечной системы».

Тип урока: освоение нового знания.

Цели урока: формирование понятий о происхождении и составе Солнечной системы. 

Задачи:

образовательные: сформировать представление о происхождении и строении Солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы;

развивающие: развивать логическое мышление путём систематизации фактов, развивать наблюдательность, развивать познавательную активность, умение делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений; способствовать формированию астрономического мировоззрения;

воспитательные: развивать коммуникационные компетенции, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира за пределами видимого.

Планируемые результаты

Предметные

- формирование понятия о звёздах, планетах, астероидах;

- усвоение представления о строении Солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы;

- формирование целостной научной картины мира.

Метапредметные

Регулятивные:

- овладение способностью формулировать цель и задачи занятия, составлять индивидуальный план действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные достижения;

- формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные:

- формирование навыков планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование навыков работы в группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета;

- формирование навыков умения слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные:

- выделять необходимую информацию; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; овладевать при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Личностные

- формирование навыков умения работать в коллективе и готовности к сотрудничеству;

- формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся.

Компетенции, формируемые на уроке:

Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Методы, используемые в ходе урока:

Словесные: беседа, объяснение, чтение.

Наглядные: компьютерная презентация; видеоролик.

Практические: выполнение устных и письменных заданий.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: «Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, метод проблемного обучения и критического мышления».

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальный опрос.

Оборудование: учебник, мультимедиа.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: создание спокойной эмоциональной атмосферы, положительный настрой на урок.

Приветствие. Выяснение причин отсутствия учащихся. Выявление ситуаций неполной подготовленности к работе на уроке (раздать ручки нуждающимся).

Приветствуют учителя

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Постановка учебной проблемы

Цель этапа: создание проблемной ситуации, ее анализ поиск путей решения.

С 39 сек до

Назовите объекты окружающего вас мира, т.е. физические тела.

Но ограничен ли наш мир только этими телами?

Демонстрирует фрагмент видеофильма «Наше место во Вселенной». с 3 мин до конца

Сформулируем тему сегодняшнего урока «Происхождение и строение Солнечной системы». Слайд1

В ходе урока вы узнаете о происхождении Солнечной системы и подробнее изучите состав Солнечной системы.

Называют физические тела, которые находятся в кабинете, на улице. Возможно, говорят о Солнце и Солнечной системе.

Смотрят фрагмент видеофильма.

Записывают тему урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: формулирование проблемы, формулирование темы урока и познавательной цели.

III. Актуализация знаний

Цель этапа: фиксация затруднения;

определение границ материала, необходимого для «открытия нового знания».

Возвращаясь к видеофрагменту, может возникнуть вопрос «Откуда взялся весь окружающий нас мир?»

Из чего состоят окружающие тела? Из чего состоят молекулы?

Как устроен атом?

Это мы описали «погружение» в микромир.

А если «шагать» в обратную сторону на увеличение размеров!

Из молекул.

Из атомов.

Описывают строение атома.

Описывают «переход» от макромира человека к мега-миру космоса.

Личностные

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные

Уметь слушать учителя и адекватно реагировать на его речевую деятельность.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

IV. Усвоение новых знаний.

Цель этапа: организация работы по формированию новых, развитию имеющихся знаний, умений, навыков

При изучении небесного пространства ученых всегда интересовали самые разные вопросы, поэтому возникла наука астрономия. 

Слайд2

Астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Изучение небесных тел происходило с древних времен.

Слайд3 Древо астрономии

Назовите самые важные ближайшие к нам небесные тела.

Слайд4 Солнечная система – это комплекс небесных тел, имеющих общее происхождение: звезда Солнце, планеты, астероиды, кометы и метеороиды.

Как же возникли эти физические объекты колоссальных размеров?

Одной из гипотез о возникновении нашей звёздной системы является так называемый гравитационный коллапс.

Демонстрирует видеофрагмент о гравитационном коллапсе и протозвезде. С 58 сек до 2.27

Так образовалась наша звезда – СОЛНЦЕ!

Познакомьтесь с внутренним строением нашей звезды.

Слайд5 внутреннее строение Солнца в разрезе

Назовите планеты Солнечной системы.

Слайд6 все планеты

Запишите их в тетрадь согласно их месту.

Слайд7 таблица 

В таблице представлены некоторые характеристики планет.

Предлагает проанализировать данные таблицы с характеристиками планет и ответить на вопрос почему их делят на группы?

Слайд8 планеты земной группы

Слайд9 внутр строение планет зем гр

Слайд10 планеты-гиганты

Слайд11 внутр строение планет-гигантов. Имеют много спутников

До 2006 года планет было 9. Но ученые выделили новую группу небесных тел Солнечной системы планеты-карлики. Они располагаются в поясах астероидов.

Слайд12 малые тела СС

Демонстрирует видеофрагмент Спутники и карлики 4,50 до конца 5,30

Слайд13, Пояс Койпера

Слайд 14 Запишите названия самых крупных астероидов – карликовых планет.

Вот такая обширная «родня» у нашей Земли!!!!!!!

Записывают под диктовку определение астрономии.

Анализируют «Древо развития астрономии».

Называют науки, изучавшие и изучающие небесные тела.

Называют Луну и Солнце.

Записывают под диктовку определение Солнечной системы.

Читают вслух в учебнике стр.270 последний абзац.

Смотрят видеофрагмент о гравитационном коллапсе и протозвезде.

Рис.в учебнике на стр.288

Называют слои Солнца.

Называют планеты.

Записывают планеты земной группы и планеты-гиганты.

Изучают данные таблицы характеристик планет и дают свою оценку группам планет.

Найдите и прочитайте в учебнике на стр.271 в последнем абзаце описание планет земной группы.

Сравнивают и анализируют внутреннее строение планет земной группы.

Найдите и прочитайте в учебнике на стр.271 в последнем абзаце описание планет-гигантов.

Сравнивают и анализируют внутреннее строение планет-гигантов.

Анализируют расположение поясов астероидов.

Записывают названия самых крупных астероидов – карликовых планет.

Познавательные

Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ и сравнение информации для поиска правильного ответа.

Коммуникативные

(сотрудничество с одноклассниками)

Умение работать с партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива.

Личностные

Определять значимость полученных на уроке знаний для себя.

Регулятивные

Умения самостоятельно осуществлять выбор заданий, начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент.

V. Первичное закрепление изученного материала

Цель этапа: - закрепление полученных знаний;

- организация усвоения учащимися нового знания с помощью коммуникативного взаимодействия.

Для закрепления полученных знаний предлагаю вам решить ребусы.

(Приложение)

Объяснить слово - ребус. Рассказать всё, что узнали про небесное тело.

Получают задания и работают в парах.

Решают полученный ребус. Объясняют, что узнали об угаданном небесном теле.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VI. Итог урока.

Рефлексия

Цель этапа: обобщение учебной деятельности на уроке

И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

Какая информация была для вас интересной сегодня?

Оценивают результаты своей учебной деятельности на уроке, выявляют наиболее интересную информацию по теме.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать вывод.

Регулятивные: оценивание учебной деятельности своих одноклассников и своей деятельности

Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме; осознавать свои действия; владеть вербальными и невербальными средствами общения.

VII. Домашнее задание

Цель этапа: организовать выполнение домашнего задания

Чтобы вам было интересно знакомиться с астрономией в роли домашнего задания я вам предлагаю решить кроссворд.

-Спасибо за урок!

Получают карточки с домашним заданием.

Коммуникативные: обращаться за помощью, объяснять свои затруднения.

Познавательные: осуществлять анализ информации.

Приложение

        Ответ: луноход

        Ответ: астрономия

        Ответ: спутник

        Ответ: планета

        Ответ: космос 

        Ответ: телескоп

        Ответ: Солнце

        Ответ: Юпитер

          Ответ: Сатурн

         Ответ: Плутон

        Ответ: Нептун

        Ответ: Венера

        Ответ: Меркурий

        Ответ: Уран

        Ответ: Марс

        Ответ: Земля

Кроссворд «Элементы Солнечной системы»

1

2

3

4

5

6

  1. Спутник Марса.
  2. Газовая оболочка планеты.
  3. Спутник Нептуна.
  4. Крупнейший спутник Сатурна.
  5. Самый крупный астероид внутреннего пояса астероидов.
  6. Крупный астероид пояса Койпера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение и строение Солнечной системы 9 класс

Слайд 2

Астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Слайд 4

Солнечная система – это комплекс небесных тел, имеющих общее происхождение: звезда Солнце, планеты, астероиды, кометы и метеороиды.

Слайд 5

Основные характеристики планет Солнечной системы Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Диаметр 0,382 0,949 1 0,532 11,209 9,44 4,007 3,883 Масса 0,055 0,815 1 0,107 318 95 15 17 Орбитальный период 0.24 0.62 1 1.88 11.86 29.46 84.01 164,8 Средняя плотность 5.43 5.25 5.52 3.93 1.33 0.71 1.24 1.67 Количество спутников 0 0 1 2 63 62 27 13 Кольца нет нет нет нет да да да да

Слайд 7

Общая характеристика планет земной группы Планеты, относящиеся к земной группе имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников ( у Меркурия и Венеры их вообще нет).

Слайд 9

Общая характеристика планет-гигантов Планеты-гиганты имеют большие размеры и массы, низкую среднюю плотность. Планеты-гиганты находятся далеко от Солнца, на них всегда господствуют низкие температуры. Эти планеты отличаются большим числом спутников. Каждая из них имеет кольца, у них нет твёрдой или жидкой поверхности.

Слайд 10

Кроме планет вокруг Солнца движутся так называемые малые тела Солнечной системы : карликовые планеты, астероиды, кометы, метеорные тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 5 класс ФГОС "Земля-планета Солнечной системы"

Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС...

Строение солнечной системы. Урок в 11 классе

Самостоятельная (исследовательская методика) работа учащихся с  различными источниками  информации, оформление  добытой информации в удобном виде (презентация, устный рассказ с показом ...

Строение солнечной системы

Тестовая проверочная работа по теме "Строение солнечной системы"...

План- конспект урока в 5 классе (ФГОС) "Земля-планета Солнечной системы" с использованием ЭОР

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметны...

Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"

конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений....

Презентация "Строение Солнечной системы" к уроку астрономии

Презентация "Строение Солнечной системы" создана с помощью     Prezi.com . Может быть использована на уроках астрономии....

Урок физики 7 класс на тему: "Строение вещества. Молекулы".

№Этапы работы (УУД)Деятельность учителяДеятельность учащихся1Организационный момент.(Задача -  создать положительный эмоциональный настрой, мобилизовать внимание)Учитель: Здравствуйте, ребята! По...