Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 9 классе «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
план-конспект урока по физике (9 класс)

Елена Васильевна Ильина

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.

Форма проведения: лабораторная работа.

 

Цель урока: демонстрация практического значения характеристик механических колебаний - периода и частоты колебаний.

Задачи урока:

Общеучебные:

- повторить понятия период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

Обучающие:       

- получить знания о способах исследования зависимости периода и частоты от длины маятника при проведении лабораторной работы.

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщать знания об математическом маятнике. 

- формировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.

Развивающие:    

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

- развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

- развивать умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывающие:

- стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД);

- воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД);

- развивать уверенность в собственных силах (личностные УУД).

 

Метод обучения: проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровье сбережения.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивание практического значения зависимости периода и частоты от длины маятника тела.

Предметные: повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

Метапредметные: измерение длины маятника, вычисление периода и частоты колебаний, работа с различными единицами измерения.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения лабораторной работы.

Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание.

Компетенции, развиваемые на уроке:

  1. учебно-познавательная,
  2. коммуникативная,
  3. социально-трудовая,
  4. ценностно-смысловая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_lr_no3_period_i_chastota_9_kl_09.12.20_g.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Физика» в 9 классе Б

Тема урока: «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Дата проведения урока: 09.12.2020 год.

Учитель физики: Ильина Е.В.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.

Форма проведения: лабораторная работа.

Цель урока: демонстрация практического значения характеристик механических колебаний - периода и частоты колебаний.

Задачи урока:

Общеучебные:

- повторить понятия период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

Обучающие:        

- получить знания о способах исследования зависимости периода и частоты от длины маятника при проведении лабораторной работы.

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщать знания об математическом маятнике.  

- формировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.

Развивающие:        

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

- развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

- развивать умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывающие: 

- стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД);

- воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД);

- развивать уверенность в собственных силах (личностные УУД).

Метод обучения: проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровье сбережения.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивание практического значения зависимости периода и частоты от длины маятника тела.

Предметные: повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

Метапредметные: измерение длины маятника, вычисление периода и частоты колебаний, работа с различными единицами измерения.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения лабораторной работы.

Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание.

Компетенции, развиваемые на уроке:

  1. учебно-познавательная,
  2. коммуникативная,
  3. социально-трудовая,
  4. ценностно-смысловая.

Оборудование урока: учебник, тетрадь рабочая, тетрадь для лабораторных работ, штатив лабораторный с лапкой и муфтой, груз на нити длиной до 130 см, секундомер, линейка.

№ п/п

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат УУД

1

Организа-ционный момент.

Подготовить учащихся к восприятию учебного материала.

1) Распределение учащихся по группам (по желанию учащихся).

Приветствие учащихся.

Занимают места.

Берут на столы оборудование: учебник, тетрадь рабочая, тетрадь для лабораторных работ, штатив лабораторный с лапкой и муфтой, груз на нити длиной 130 см, секундомер, линейка.

Коммуникативные: развитие навыков общения.

2

Актуализа-ция знаний

Повторить понятия механические колебания, период колебаний, частота колебаний, зависимость периода от частоты колебаний.

Ответьте на вопросы:

  • Что такое механические колебания?
  • Что называется периодом колебаний?
  • Что называется частотой колебаний?
  • От чего зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника?

Учащиеся отвечают поставленные на вопросы.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Личностные: мотивация к учению и оценивание практического значения данной темы.

3

Целепола-гание

Определить тему урока, цель и задачи

Учитель предлагает учащимся рассмотреть задачу.  

«Как будет изменяться ход маятниковых часов при наступлении летних жарких дней по сравнению с холодными зимними днями, если часы установлены в неутепленном помещении (стержень маятника металлический)?»

Обучающиеся выдвигают предположения решения данной задачи.

Регулятивные: определение темы урока.

Познавательные: активизация мышления на основе сравнения.

4

Осмысле-ние проблем-ной ситуации. Выдвиже-ние предложе-ний, гипотез.

Исследовать зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Какой вывод можно сделать в ходе решения задачи?

Какова цель нашего урока?

В конце урока мы проверим наше предположение.

Запишем в тетрадь тему урока, цель лабораторной работы и оборудование для проведения работы.

По условию задачи учащиеся приходят к выводу, что для решения необходимы новые знания: зависимость времени колебания от длины маятника.

Определяют тему урока и ставят цель данного урока: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Записывают в тетрадь тему урока.

Личностные: формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

5

Лаборатор-ная работа

Развивать умения работать с учебным оборудова-нием

1) Инструктаж по охране труда при выполнении лабораторной работы с приборами.

2) Обсуждение хода работы.

Во время работы разрешается выполнять работу стоя около своего стола и обсуждать в полголоса ход выполнения работы.

3) Таблица лабораторной работы

Номер опыта

1

2

3

Общие размеры маятника

l

l/2

l/4

Длина маятника l, см

130

65

32

Число колебаний, N

30

30

30

Время колебаний, t, c

Период, T=t/N, c

Частота, ν=1/T, Гц

1) Оформляют в тетради отчёт о работе.

2) Знакомятся с правилами работы приборами.

3) Изучают указания к работе.

4) Строят таблицу, согласно индивиду-альному заданию (у каждой пары разная длина нити маятника).

5) Собирают экспе-риментальную установ-ку по рисунку.

6) Устанавливают первоначальную длину маятника.

7) Отклоняют маятник от положения рав-новесия на 5 см и отпускают его.

8) Измеряют время тридцати полных колебаний.

9) Результат измерения записывают в таблицу.

10) Записывают вычисления периода колебаний и частоты, результат вычисления записывают в таблицу.

11) Проводят опыты при остальных, указанных в таблице длинах маят-ника. Делают ана-логичные измерения и вычисления, их результаты записывают в таблицу.

Коммуникативные:

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

формировать навыки контроля и оценки.

Личностные: формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки.

6

Анализ получен-ных результа-тов, выводы

Сравнить результаты измерений

1. Проверим результаты изме-рений и вычислений по таблице (заранее заготовлена на доске).

2.Запишите ваш вывод в тетрадь.

Я научился …?    

Я определил …

Учащиеся делают вывод: «я выявил зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Между периодом и длиной ….. зависи-мость, между частотой и длиной …… зависи-мость.»

Записывают вывод в тетрадь.

Коммуникативные:

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

формировать навыки контроля и оценки.

Личностные: формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки

7

Рефлексия.

Вернуться к задаче, предложен-ной в начале урока. Выяснить правильное решение задачи.

Верное решение задачи: летом длина металлического стержня увеличивается, значит период колебаний увеличится, т.е. увеличится время одного колебания и поэтому часы будут идти медленнее.

Сегодня на уроке мы научились...

Добились ли мы цели урока?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Узнают правильное решение задачи.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: активация мышления на основе сравнения.

Личностные: формирование нравственно-эстетического отношения к результатам обучения.

Познавательные: развитие логического мышления, наблюдательности, способности анализировать и перерабатывать информацию. Регулятивные: делать выбор.  

8

Домашнее задание

Закрепить изученный материал

Составить список колебательных систем в окружающем мире.

Учащиеся записывают домашнее задание

Личностные: формирование ответственного отношения к результатам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Это урок закрепления знаний о характеристиках колебательного движения, проводимый в виде интерактивной лабораторной работы. Выполняя работу, учащиеся достаточно легко (почти в игровой форме) делают вы...

План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

ФИО (полностью)       Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы               МКОУ «Денисовская ...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Лабораторная работа « Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Разработка урока физики в 9 классе по теме "Лабораторная работа "Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от длины нити"...

Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины" для 9 класса

Презентация лабораторной работы  позволяет выделить главное в данной работе и сократить время на изучение инструции, приведенной в учебнике....