план-конспект урока по физике 8 класс с элементами ИКТ
план-конспект урока по физике (8 класс)

Краткая аннотация.

Предмет: физика

Класс: 8

Тема урока: "Плавление и отвердевание кристаллических тел".

Второй урок в теме "Изменение агрегатных состояний вещества".

На уроке формируются такие понятия, как плавление; кристаллизация (отвердевание); температура плавления; температура кристаллизации (отвердевания)

Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_fizike_8_klass_s_elementami_ikt.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8  классе с использованием ИКТ

Ф.И.О учителя: Елисеенкова Наталья Георгиевна

Место работы: МБОУ Самолюбовская ОШ

Предмет: физика

Класс: 8

Автор УМК: Пёрышкин А.В.

               Тема: "Плавление и отвердевание кристаллических тел"


Тип урока:
комбинированный

Цель урока: научить учащихся понимать суть тепловых процессов – плавление и отвердевание кристаллических тел на основе учения о молекулярном строении вещества, убедить их в постоянстве температуры при плавлении и кристаллизации.

Демонстрации: - модели кристаллических решёток;

- набор кристаллических тел (соль, лед, слюда, выращенные учащимися кристаллы) и аморфных (канифоль, стекло, пластмассы);

- демонстрация плавления льда.

Ход урока

1.Повторение изученного

Все неорганические вещества при определённых условиях могут находиться в разных агрегатных состояниях.

? В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

? Вспомните основные положения МКТ.

? Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

При нагревании можно получить такие условия, при которых начинают происходить агрегатные превращения. Слайд №1

Слайд №2 Взаимные превращения газов, жидкостей и твердых тел

?  Какие агрегатные превращения вам уже знакомы? Назовите их.

2.Изучение нового материала. 

Физический эксперимент: сосуд со льдом, демонстрационный термометр, электроплитка, секундомер.

В ходе эксперимента на доске заполняется таблица и выполняется построение графика зависимости температуры от времени нагрева.

Делается вывод:    1)температура во время плавления остается постоянной

                                2)процесс плавления требует притока энергии

                                3)все подводимое тепло идет на разрушение кристаллической                  решетки

Слайд №3 Демонстрация        


Слайд №4  На графике отражены наблюдения за изменением температуры    двух   кристаллических веществ. Назовите эти вещества.

ответ: I – алюминий,    II – цинк.

Слайд №5  Проанализировать таблицу температур плавления

различных веществ

Алюминий

660˚С

Свинец

327 ˚С

Вольфрам

3420˚С

Серебро

962 ˚С

Железо

1539 ˚С

Сталь

1300 ˚С

Золото

1064 ˚С

Платина

1774 ˚С

Латунь

900 ˚С

Ртуть

- 39 ˚С

Медь

1085 ˚С

Цинк

420 ˚С

Нафталин

80 ˚С

Эфир

-123 ˚С

Олово

232 ˚С

Янтарь

360 ˚С

? Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? Самый тугоплавкий?

? Можно ли расплавить янтарь, держа его в оловянной ложке?(нет)В алюминиевой?(да)

?   Чтобы давать больше света, нить лампы накаливания должна нагреваться до более          высокой температуры. Предложите материал для изготовления нити накаливания.

3.Выполнение тестового задания (выдается карточка с заданием)

?  К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы:

      А) медь нагревают и плавят;            

      В) цинк нагревают до 400 °С;          

      С) алюминий нагревают от 500 до 700 °С;

Д) железо, взятое при 1539 °С, нагревают до 1600 °С;

Е) латунь  нагревают от 700 до 1200 °С.

                   №1                                 №2                               №3                                №4

  ответы:  А2      В1      С4      Д3        Е4

? В котельной перестали топить. Вода в отопительной батарее, стоявшей в холодном коридоре, замёрзла. Слесарь паяльной лампой отогрел батарею, и из нее потекла вода. Когда лопнула батарея: при замерзании воды или нагревании ее лампой? 

При плавлении и отвердевании происходит изменение объёма. С явлением расширения воды при отвердевании вы знакомы из практики. Приведите примеры.(если в бутылку налить воду, то при замерзании объем льда будет больше объема воды и бутылку разорвёт)

Увеличение объёма воды при замерзании имеет огромное значение в природе. Так как плотность льда меньше, он плавает в воде. Поэтому рыбы и другие существа не гибнут во время морозов. Максимальная плотность воды проявляется при температуре 4°C. В интервале температур от 0 до 4°C вода при охлаждении расширяется, а при нагревании сжимается. При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше 1000 кг/м3. В водоемах зимой более охлажденная вода, как менее плотная поднимается вверх, а вблизи дна сохраняется температура 4°C.

Способность воды расширяться при отвердевании должна учитываться при прокладке труб водопровода, водяного отопления.

Вследствие расширения воды при замерзании постепенно увеличиваются трещины в скалах при наступлении морозов, изменяется рельеф земной поверхности.

Слайд №6  СНЕГ – это твердые осадки в виде кристаллов-снежинок.

Снег - это твёрдые осадки в виде кристаллов – снежинок. Форма снежинок может быть весьма разнообразной.

При температурах, близких к 0°C, чаще всего выпадают сильно разветвленные звездочки, а при более низких температурах – мелкие пластинки, призмы и иглы. При очень сильных морозах снежинки почти не растут, и тогда мы видим искрящиеся на солнце простейшие кристаллы – «алмазную пыль». 

Всего через несколько минут, упав на теплую поверхность, снежинка потеряет свою декоративную структуру, свой уникальный образ, который никогда снова не повторится. Фотография позволяет нам сохранить несколько из этих шедевров, и исследовать их форму.

4.Закрепление изученного

Решение качественных задач

? Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Чем это можно объяснить?

(температура плавления бронзы ниже, чем железа)

?  Почему в мороз снег скрипит под ногами?

                          (ломаются сотни тысяч снежинок-кристаллов)

?  Одну из бутылок с водой положили на лед при 0°C, вторую – опустили в воду при  0°C. Замерзнет ли вода в какой-нибудь из них?

                       (для изменения агрегатного состояния вещества необходимо либо отобрать у него, либо сообщить ему некоторое количество теплоты. Чтобы осуществилась теплопередача, соприкасающиеся тела должны иметь различную температуру. Первая бутылка и лед, вторая бутылка и вода имеют одинаковые температуры, поэтому вода ни в одной из бутылок не замерзнет)

? Объясните явление, описанное в рассказе Э.Шима «Белое, черное» : «…Застывающий гипс, вдруг сам по себе начинает разогреваться … и очень приятно, особенно зимою, положить закоченевшие руки на сахарно-белую, чуть влажную отливку, полную внутренней ласковой теплоты»

(процесс кристаллизации гипса связан с выделением теплоты плавления. Поэтому отливка разогревалась)

? Для скорейшего таяния снега его посыпают солью, а для пониженных температур снег смешивают с солью в соотношении 2:1. Получается, что в первом случае соль вызывает нагревание, а во втором – охлаждение. В чем здесь дело?

(Соленый снег имеет пониженную температуру плавления, поэтому при хорошем доступе внешнего тепла он тает, когда несоленый снег еще твердый (например, на улицах);

При ограниченном доступе тепла – охлаждает помещенное в него тело (например, при изготовлении мороженого)

     Слайд №7  Прав ли был поэт?

Она жила и по стеклу текла,

    Но вдруг ее морозом оковало

    И неподвижной льдинкой капля стала,

     И в мире поубавилось тепла.

Ответ: нет, при отвердевании происходит отдача тепла.

Поглощение теплоты при таянии льда и выделение ее при замерзании воды оказывают значительное влияние на изменение температуры воздуха, особенно вблизи водоемов.

Слайд №8  

Погружение в эпоху

    Из курса истории вам знакомы такие названия как бронзовый, медный железный век.

Всем хорошо знакомы изделия из малахита. Этот камень у нас добывают на Урале. Но камнем этот минерал назвать не совсем правильно, так как  он содержит 57% меди! У малахита есть «собрат» - медный колчедан. На юге Турции около 7 тыс. лет до н.э. в городе каменного века кузнецы занимались «холодной» ковкой меди. Они оббивали медный колчедан каменным молотком и получали кусок в виде проколки, булавки с острым острием. Спустя около трех тысяч лет они уже умели расплавлять медь и придавать изделию необходимую форму. Хотя медь мягче кремния, но инструменты из нее оказались более удобными, чем каменные.

Медь – мягкий металл, поэтому люди искали замену. Сначала это был сплав меди с мышьяком - мышьяковистая бронза, но этот состав был очень вредным.

Примесь олова делала медь более твердой и легкоплавкой. С III-II тысячелетия до н.э. бронза стала основным материалом для производства орудий труда, оружия, посуды, украшений.

Около 3 тыс.лет до н.э. в Шумере металлические изделия начали отливать в формы.

Первые изделия из железа появились в IV тысячелетии до н.э. Это были в основном  украшения. В Египте железо вплоть до XVI в.н.э. считалось драгоценным металлом и ценилось дороже золота. (Вспомните как было получено железо из курса истории - это домашнее задание по желанию.)

5.Рефлексия

6.Домашнее задание и _подведение итогов

§§13,14; будет ли кусочек твердого парафина плавать в своем расплаве? Почему? Проверьте сделанное вами предположение экспериментально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."

Урок по физике по ФГОС.Цель  урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

План - конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему "Античастицы"

Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества...

План-конспект открытого урока по физике

План-конспект открытого урока по физике на тему: "Силы а тяжести и сила упругости"....