Физика 9 класс . Технологическая карта урока по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Комлык Екатерина Ларионовна

  Физика 9 класс . Технологическая карта урока  по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Тип урока: Информационно-развивающий

Цели урока:

Содержательная: ввести понятие явления радиоактивности, доказательство необходимости изучения нового материала

Деятельностная: отработать навыки самостоятельной работы и анализа полученного результата  учения;выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;формулировать новые знания совместными групповыми усилиями

Обучающая: Формирование умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающая:  умение строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе полученных знаний, развитие логического мышления.

Воспитательная: Создание условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитание чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Учитель: Комлык Е.Л.

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

1 этап – Организационно-мотив

Цель:  настроить учащихся на урок        

Приветствие учащихся

Приветствуют учителя

Принимают сигналк началу учебной деятельности

Готовность к самообразованию, выражение устойчивой учебно- познавательной мотивации и интереса к учению.

Рефлексия: обучающиеся готовы к проведению урока

2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

1.Предлагает объяснить различие линейчатых спектров у химических элементов.

1.Вспоминают строение атомов из курса 8 класса.

Осознание  эволюционных  взглядов на природу атома;

видение  проблемы, осознание  возникших трудностей

определение цели учебной деятельности

участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего собственного

Осознание неполноты знаний, проявление  интереса к новому содержанию

2.Предлагает вспомнить  с каких времен люди знают о строении атомов.

2. Знакомятся с 1-ым абзацем  на стр. 226 учебника

3.Просит объяснить: менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем.

3. Предлагают различные ответы на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов

Рефлексия: осознали неполноту своих научных знаний; готовы  включиться в учебную деятельность.

3 этап – Актуализация знаний

Цель:Выявить имеющиеся знания по теме.Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации.

1.Рассказывает о случайном открытии неизвестного излучения А. Беккерелем, изображает на доске его опыт.

1.Слушают, находят уран в таблице Менделеева.

Осознание сложности строения атома по результатам накопленных фактов и явлений;

 умение выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; умение

формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта Резерфорда; умение

ориентироваться и воспринимать  тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи

Умение принимать предложенный способ решения проблемы;

принимать  и сохранять учебную цель и задачу.

Умение выслушать других учащихся; строить понятные для собеседника высказывания; готовность  к совместной работе;

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Понимание границы собственного знания и незнания

2.Предлагает назвать явление, о котором идетречь.

2.Дают различные определения, находят определение в учебнике.

3.Предлагает поделиться своими знаниями о явлении радиоактивности.

3.Высказывают правильные и ошибочные предположения.

4.Предлагает систематизировать работу в виде таблицы «Знаю», «Хочу  узнать».

4. Переносят в тетрадь таблицу по её изображению на доске.

5. Заполняет колонки «Знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже).

5.Участвуют в заполнении колонки на доске и в тетрадях.

6. Предлагает высказать и  записать свои предложения в колонке «Хочу узнать».

6.Вносят свои предложения

7.Рассказывает о свойствах радиоактивного излучения, обнаруженных Беккерелем, о поисках других радиоактивных элементов.

7.Слушают. Работают с таблицей Менделеева

8. Предлагает рассмотреть опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения.

8.Рассматривают рисунок опыта Резерфорда (стр. 227). Делают предположения о трех составляющих радиоактивного излучения

Рефлексия: Выявили имеющиеся знания по теме.Организовали совместное планирование и выбор метода получения информации.

4 этап - Практический этап

Цель: Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов

1.Предлагает просмотреть презентацию с использованием проектора, подготовленную по материалу параграфа  

1.Повторно просматривают материал урока. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».

Закрепление общеучебных и логических умений и навыков;освоение новых способов  действия

Умение контролировать, корректировать, оценивать свою учебную деятельность

Умение формулировать вопрос;

проведение коллективных исследований

Понимание значимости фундаментальных представлений о сложном строении  атомадля формирования целостной естественно- научной картины мира

2.Предлагает прослушать сообщения учащихся о биографиях А. Беккереля, М. Кюри, Э. Резерфорда.

2.Слушают сообщения учащихся.

Рефлексия:  применили  полученные знания для объяснения новых фактов. Благодарят за работу над сообщениями.

5 этап - Рефлексивно-оценочный этап

Цель: Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.

Предлагает озвучить записи в третьей колонке в первом ряду и внести свои добавления второму и третьему ряду.

Соотносят свои записи по рядам,высказывают желание  выступить

Умение использовать знаково- символические средства для  записи различных видов излучений; владеть понятийным  аппаратом физики

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели

Продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками

Знание  и оценивание  вклада российских ученых в развитие мировой  физической науки; осознание личностной значимости; владение методами научного познания

Рефлексия: Подводят итог по работе с таблицей.

6 этап - Информация о домашнем задании

Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Задает и поясняет домашнее задание: §§ 55; вопросы;  сообщение по теме: открытие протона и нейтрона.

Записывают домашнее задание (параграф, таблицу завершить).

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания.

Определение области применения полученных знанийСамостоятельное определение степени сложности выполнения задания

Готовность к самостоятельным  действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Обсуждение, правильная формулировка задаваемых вопросов

Рефлексия:Поняли явление радиоактивности, отработали навыки самостоятельной работы и анализа полученного результата  учения. Урок понравился. Поблагодарили друг друга за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. 9 кл.

Урок объяснения нового материала в 9кл. с  элементами  методики Шаталова....

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Урок изучения нового материала в 9 классе...

Технологическая карта к уроку "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов".

Технологическая карта к урокуПредмет: физика                      ,    класс...

презентация к уроку "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома" 9 класс физика

Научное познание вело человечество от мысли, что все вещества состоят из 4 стихий к современным моделям, долгие тысячелетия. В данном материале собраны основные теории о строении вещества, молекул, ат...

Разработка урока по теме " Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда."

Тема урока «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда».Тип урока: «открытие» новых знанийВид урока: комбинированныйМетоды обучен...