Выступление на августовской конференции на тему: "Сетевое взаимодействие -инструмент для эффективной реализации общеобразовательных программ с целью расширения ресурсного обеспечения качества образовательных услуг"
методическая разработка

Шашанова Татьяна Васильевна

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сетевое взаимодействие – инструмент для эффективной реализации общеобразовательных программ с целью расширения ресурсного обеспечения качества образовательных услуг».

                                                          Подготовила

                                                         учитель физики

                                                            МКОУ СОШ № 2

                                                              Шашанова Т.В

г. Нефтекумск 2020 г.

Сетевое взаимодействие как фактор развития школы

     Стратегическая цель государственной политики в области образования

 – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.  

      В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  в основу  развития системы образования  заложены  такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

     Эти принципы позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных  учреждений, предполагающая  использование современных информационно – телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет.

    Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ.

    Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образовании, это:

         - способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

         -  личностное качество педагога, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ  в профессиональной деятельности;

         - особый тип организации предметно-специальных  знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.

     Для разработки  и успешной  реализации  сетевого взаимодействия внутри образовательного   учреждения  и  на муниципальном уровне  необходимы  следующие условия:

- обучения педагогов использованию ресурсов сети Интернет в образовательном процессе, в процессе повышения собственной квалификации, для участия в работе профессиональных сообществ; - использование дистанционных технологий в образовательном процессе; - наличие в каждой организации современных компьютеров со скоростью подключения к сети интернет не ниже 2 Мб, наличие средств для видеоконференцсвязи, интерактивных досок, мобильных классов.

В основе существования сети школ должна лежать Сетевая карта взаимодействия ОУ, где определены направления взаимодействия, сетевые события, место и время проведения, категория участников и сетевой продукт.

Направления взаимодействия:

  1. нормативно регулирующая деятельность; 2) деятельность направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ сети; 3) система управления в школах сети; 4) деятельность, направленная на обеспечение профильного обучения; 5) работа с одаренными детьми и школьниками обладающими высокой мотивацией к обучению; 6) инновационная и опытно - экспериментальная деятельность; 7) деятельность по предоставлению услуг дополнительно образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

     Уникальность каждой школы в сети сохраняется за счет того, что каждая школа предлагает свои способы реализации Сетевой карты по всем направлениям, при этом находясь в пространстве общих целей и задач совместной деятельности. Необходимо разработать нормативно - правовую базу на основе сетевых локальных актов.

Это договоры:

 1) О взаимодействии образовательных учреждений; 2) о сотрудничестве учреждений дополнительного образования и социальной сферы Положения: 1) о базовой школе; 2) о Совете сети; 3) о совместном педагогическом Совете; 4) О совместном методическом Совете; 5) об организации предпрофильной подготовке и профильного обучения в сети; 6) о портфолио ученика; 7) о сетевых олимпиадах и конференциях школьников.

Процесс совершенствования нормативного обеспечения образовательного процесса сети: Сеть предполагает одновременное существование образовательных программ каждой школы и единой сетевой образовательной программы – цель которой усиление ресурсов сельской школы в кадровой содержании, материальном, культурном и других аспектах.

 Сетевой принцип организации работы школ способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что как следствие приводит к росту качества обучения и обеспечивает доступность качественного образования сельским школьникам.

  Возвращаясь к словам Президента о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это требование означает, что ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивнее мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности. Эти задачи трудно решить в стенах сельской школы, не расширяя условия для всех видов деятельности учащихся. Сегодня такую возможность дает сеть.

  Таким образом, «дорожная карта» реализации этого направления должна предусматривать достижение следующих целей:

- рост доли ОУ, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует подобный орган, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений в указанной области;

 - рост доли общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности и отражающий роль общественного участия в достигнутых результатах;

- рост числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится экзамен;

-рост числа общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей местного сообщества;

- рост числа общеобразовательных учреждений, в состав управляющих советов которых представители всех названных категорий: родителей, бизнес-сообщества, власти, учителей и директоров школ, учащихся, местного сообщества;

 - создание системы обучения общественных управляющих и администраторов образования; рост числа управляющих советов, члены которых прошли такую подготовку;

 - развитие системы мер, направленных на стимулирование развития органов школьного самоуправления с общественным участием: отражение в местных (региональных и муниципальных) масс-медиа деятельности общественных институций в образовании (рост числа публикаций об образовании и разнообразия их тематики); разворачивание PR-кампании, направленной на стимулирование интереса общественности к проблематике КПМО;

 - развитие механизмов взаимодействия административных и общественных органов управления;

 - отражение в публичных отчетах общеобразовательных учреждений роли участия управляющих советов в разработке, мониторинга и оценки результатов реализации программы развития и образовательной программы школы.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций,

как фактор всестороннего развития личности ребёнка».

  • современном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.

И поэтому именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.

Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Ключевые задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

  • обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

  • расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить

социальный опыт, способствующего формированию их мировоззрения;

- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного

образования;

- создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

Применительно к образовательной деятельности мы можем рассматривать сетевое взаимодействие в трех аспектах:

  1. Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов, объединенных единым координационным центром

  1. В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов.

  1. Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей

На сегодняшний день сетевое взаимодействие становится ключевой проблемой в рамках реализации ФГОС, так как приоритетом современного образования становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Преодоление основных проблем и трудностей в работе педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

В данной статье говорится о том, как преодолеть основные трудности в работе педагога-хоровика с младшей возрастной группой....

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...