Конспект урока "Энергия заряженного конденсатора"
план-конспект урока по физике (10 класс)

Лучников Александр Михайлович

Методическая разработка урока "Энергия заряженного конденсатора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon energiya_zaryazhennogo_kondensatoramoy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Подойниковская сош имени Героя Советского Союза М. И. Рогачёва»

Панкрушихинского района Алтайского края

Энергия заряженного конденсатора

(Методическая разработка урока)

Класс: 10

Количество часов: 3

Выполнил:

учитель физики Лучников А. М.

Учебник:

Физика: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев,

Н. Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2008.

2010 – 2011 учебный год

Урок «Энергия заряженного конденсатора»

Цели урока: Вывести формулу энергии заряженного конденсатора, закрепить знания и умения при решении задач по теме; на примере демонстрации разрядки конденсатора через лампу накаливания показать, что электрическое поле обладает энергией, а потому оно материально.

Оборудование и материалы: проводники, низковольтная лампа накаливания на подставке, источник питания, демонстрационный столик, конденсаторы различного номинала; интерактивная доска, мультимедиапроектор, ПК, презентация Interwrite Workspace «Энергия заряженного конденсатора».

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

Теоретический устный опрос учащихся по вопросам §§101-102.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Энергия заряженного конденсатора – это та энергия, которой обладает заряженный конденсатор. Эта энергия равна работе, которую совершил при зарядке конденсатора источник тока, переместив на обкладки конденсатора заряд «q». В том, что заряженный конденсатор обладает энергией, можно убедиться, если разрядить его через цепь, содержащую лампу накаливания, рассчитанную на напряжение в несколько вольт. При разрядке конденсатора лампа вспыхивает. Скажите, пожалуйста, в какие формы переходит энергия конденсатора?

Учащиеся: Тепловую, световую.

Учитель: Выведем формулу для энергии плоского конденсатора. В конденсаторе создаётся электрическое поле (слайд 1); что является его главной силовой характеристикой?

Учащиеся: Главной силовой характеристикой электрического поля является напряженность Е.

Учитель: А напряженность поля, созданного зарядом одной из пластин, равна Е/2. В однородном поле одной пластины находится заряд, распределенный по поверхности другой пластины. Какова формула для потенциальной энергии заряда в однородном поле?

Учащиеся: Wp = qEd, где q – заряд конденсатора, а d - расстояние между его пластинами.

Учитель: Тогда Wp = qd. Чему равно произведение Ed?

Учащиеся: U — разности потенциалов между обкладками конденсатора.

Учитель: Итак, энергия плоского конденсатора равна: Wp  = . Эта энергия равна работе, которую совершит электрическое поле при сближении пластин вплотную.
Воспользуемся формулой для электроёмкости С =
 и заменив с её помощью разность потенциалов или заряд получим: Wp  =  =  = (выводы обеих формул выполняют 2 учащихся на классной доске).

Эти формулы справедливы для энергии любого конденсатора, а не только плоского.
Используя прямую зависимость напряжённости электрического поля от разности потенциалов U = Ed, согласно формуле W
p  = , делаем следующий вывод: энергия конденсатора прямо пропорциональна напряжённости электрического поля внутри его: Wp ~ E2.

3. Физкультурная минутка:

Учитель: Предлагаю вам прерваться на одну минуту. Встаньте, пожалуйста, из-за парт и положите руки на пояс. Сделаем несколько поворотов туловища в разные стороны. А теперь проделаем несколько круговых движений глазами, не поворачивая головы: вначале по часовой стрелке, потом против часовой. Садитесь, продолжаем урок.

4.Практическое применение явления (применение конденсаторов):

Учитель: Энергия конденсатора обычно не очень велика — не более сотен джоулей. К тому же она не сохраняется долго из-за неизбежной утечки заряда. Поэтому заряженные конденсаторы не могут заменить, например, аккумуляторы в качестве источников электрической энергии.
Но это совсем не означает, что конденсаторы как накопители энергии не получили практического применения. Они имеют одно важное свойство, которое широко используют на практике: конденсаторы могут накапливать энергию более или менее длительное время, а при разрядке через цепь малого сопротивления они отдают энергию почти мгновенно.

Лампа-вспышка (слайд 2), применяемая в фотографии, питается электрическим током разряда конденсатора, заряжаемого предварительно специальной батареей. Миниатюрные конденсаторы используются в компьютерной клавиатуре (слайд 3). Возбуждение квантовых источников света — лазеров (слайд 4) осуществляется с помощью газоразрядной трубки, вспышка которой происходит при разрядке батареи конденсаторов большой электроемкости.
Однако основное применение конденсаторы находят в радиотехнике (
слайд 5).

(данный материал может быть представлен в виде подготовленного доклада кем-то из учащихся)

5. Закрепление знаний, умений, навыков.
Раздать конденсаторы (по одному на двоих). 

Учитель: Запишите в тетради их характеристики, определите энергию, и мощность конденсатора при времени разрядки t = 10-6с. Что называют мощностью?

Учащиеся: Мощностью называют отношение работы к интервалу времени, за который эта работа совершена.

Учитель: Что это за работа и чему она равна?

Учащиеся: Это работа электрического поля, а равна она энергии заряженного конденсатора.

Пример: С = 1 мкФ, U = 450 В: Wp  = =  0,1 Дж.

                                                     = = 1· 105 Вт,
Учитель после оглашения всеми учащимися результатов расчётов делает вывод:

Заряженный конденсатор опасен для здоровья и жизни, поэтому при работе с ним нужно соблюдать правила техники безопасности!

5. Итоги урока.

Домашнее задание: § 103, выучить формулы энергии.

Используемые литература и электронные средства учебного назначения:

1. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2008.

2. Коллекция интерактивных мультимедиа – компонентов «Электродинамика»   ООО «Физикон», 2008.

3. Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», ЗАО "1C", 2003−2004.

4 . Библиотека электронных наглядных пособий «Физика. 7-11 классы»; «Кирилл и Мефодий», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...

Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.»

В своей педагогической деятельности, при преподавании физики, я использую ТРКМЧП как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения зна...

Конспект урока "Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда"

Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда...

Информационная карта по физике. 10 класс. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Информационная карта  по физике для 10 класса  вечерней школы по теме "Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора"....

Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости"

Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости" (углубленный уровень)...

Конспект урока физики по теме: Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....