В помощь учителю физики. Как подвести к теме урока?
учебно-методический материал по физике

Литовко Ирина Владимировна

Приведены приемы сообщения темы урока на уроке физики (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podvesti_k_teme_uroka.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Как подвести к теме урока? Как поставить цель урока? Как сформулировать задачи?

Тема урока по рабочей программе

Вариант подведения обучающихся к определению темы

Предполагаемая цель урока

Предполагаемые задачи урока

Что изучает физика.

«Вы впервые на уроке физики. Для вас это новый предмет, с новым названием! Как вы думаете, какую тему урока можно предложить, если вы предмет не изучали совсем?»

Знакомство с новым предметом «физика».

Узнать, что физика изучает.

Выяснить, где применяются знания физики.

Оценить, насколько важно изучать физику.

Физические величины и их измерение.

Уч: «Представим, что вы пришли на осмотр в школьный медицинский кабинет. Какую информацию о себе вы получили после посещения кабинета?»

Об: «Мы узнали рост, вес, зрение, давление, температуру».

Уч: «Всё, что вы сейчас перечислили – это ваши характеристики, которые можно выразить количественно, т.е. числом. К примеру, рост 160 см, температура 36,6 °С и т.п. У каждого определили одни и те же характеристики, но их значения у всех вас разные. Все эти характеристики, которые у вас выявили (измерили) в медицинском кабинете, в физике называются физическими величинами. Итак, тема урока … (физические величины и их измерение)»

Знакомство с новым понятием «физическая величина».

Узнать, какие бывают физические величины.

Понять, для чего нужны физические величины.

Оценить важность знаний об этом понятии.

Точность и погрешность измерений.

Учитель зачитывает стихотворение и просит дополнить его подходящим по смыслу словом:

В одном хозяйстве фермер жил.

Забор воздвигнуть он решил.

Весь день угодья измерял,

Чертил, считал, всё записал.

Материалы он назавтра приобрёл,

Процесс строительства забора вмиг пошёл.

Спустя неделю фермер загрустил,

Поняв, что материалов не хватает.

Выходит, он … допустил,

Теперь вот о дыре в заборе голову ломает.

Об: «…ошибку…».

Уч: «Ошибка, которую допускают при измерениях, в физике называют словом «погрешность». Это и будет темой нашего урока.»

Знакомство с новым понятием «погрешность».

Узнать, что такое погрешность.

Узнать, какие бывают погрешности.

Понять, на что влияют погрешности.

Оценить важность знаний о погрешностях.

Плотность.

Уч: «Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?»

Об: «Одинаково.»

Уч: «Почему младшие школьники при ответе на этот вопрос всегда выбирают железо?»

Об: «Потому что все мы привыкли к тому, что железные предметы всегда тяжелые, поэтому, не обратив внимание на слово «килограмм», можно допустить ошибку и ответить неверно».

Уч: «В чём заключается разница между килограммом пуха и железа?»

Об: «Пух занимает больше пространства.»

Уч: «Почему?»

Об: «Потому что он менее плотный.»

Уч: «Верно. Все вещества отличаются плотностью. Однако, слово «плотность» в быту мы понимаем по-своему, давайте разберёмся, что понимают под «плотностью» в науке. Тема урока «Плотность».»

Знакомство с новым понятием «плотность».

Для постановки задач урока нужно задать вопрос: «К какому термину относится плотность: величина, прибор, вещество, явление, закон…». Выяснив, что это физическая величина, предлагаем план рассказа о физической величине. Пункты плана и станут основой для формулировки задач.

Познакомиться с определением «плотности».

Узнать обозначение плотности.

Узнать формулу для расчета.

Выяснить, где применяются знания о плотности.

Научиться измерять плотность.

Оценить свою работу на уроке.

Диффузия.

Э: заливаем сахаринку, помещённую в стакан с водой, кипятком. Сахар очень быстро растворяется. Задаём вопрос: «Куда исчез сахар?». Слушаем самые разные варианты ответов. Отмечаем близкие к истине ответы и сообщаем: «Это один из многочисленных примеров одного очень интересного физического явления «диффузия». С ним мы сегодня познакомимся и попытаемся объяснить с научной точки зрения, куда исчез сахар в опыте».

Знакомство с явлением «диффузия».

Изучение явления «диффузия».

Для постановки задач ещё раз обращаем внимание на то, что это именно явление и предлагаем план рассказа о физическом явлении. Пункты плана станут подспорьем к постановке задач урока.

Познакомиться с определением явления «диффузия».

Познакомиться с закономерностями явления.

Объяснить причину протекания и механизм явления «диффузия».

Узнать о практическом применении знаний о явлении «диффузия».

Оценить свою работу на уроке.

Виды теплопередачи.

Выдаём каждому изображенный на рисунке дом и предлагаем задание: «Вам предстоит построить собственный дом. Прежде, чем начать строительство, мы немного попроектируем. Подумайте, каким будет дом вашей мечты. На рисунке напишите, из какого материала будет дом, каким цветом он будет, каким цветом и из каких материалов будет крыша, какие в доме планируются окна, двери.» После выполнения задания говорим: «Сегодня мы попытаемся проверить ваш проект на предмет сохранения тепла в доме. В конце урока вы сделаете для себя вывод о правильности выбора строительных материалов для вашего дома и поймёте, будет ли в нём тепло! А сохранение тепла будет зависеть от способности строения получать и отдавать тепло различными способами. Поэтому тема урока «Виды теплопередачи».»

По окончании урока даём время поразмышлять о том, правильно ли подобраны строительные материалы, исходя из условия, что дом должен быть «тёплым».

Знакомство с видами теплопередачи.

Изучение видов теплопередачи.

Познакомиться с видами теплопередачи.

Узнать определения.

Выяснить отличия между разными видами теплопередачи.

Объяснить закономерности разных видов теплопередачи.

Узнать, где применяются знания о видах теплопередачи.

Влажность.

Уч: «У многих вошло в привычку просматривать прогноз погоды на несколько дней вперёд. Несомненно, это удобно для современного человека. Какую информацию мы получаем, изучая прогноз погоды на сайтах сети Интернет?»

Об: «Мы узнаём температуру, атмосферное давление, какие будут осадки, скорость ветра и влажность воздуха.»

Уч: «Какое из перечисленных вами понятий мы ещё не изучали?»

Об: «Влажность воздуха.»

Уч: «Это и будет темой нашего урока.»

Знакомство с понятием «влажность воздуха».

Узнать определение «влажности».

Узнать обозначение влажности.

Познакомиться с формулой для расчета влажности.

Научиться измерять влажность воздуха.

Понять, где применяются знания о влажности воздуха.

Оценить свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю физики /мастер - класс/

Мастер класс для учителей, который расскажет как спроектировать свою деятельность, используя педтехнологию В.М. Монахова...

План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"

План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

В помощь учителю физики

Материалы для уроков физики...

Изучение темы "Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции" в помощь учителю физики

Урок построен с использованием технологии «критическое мышление». Материал делится на смысловые единицы, передача каждой из которых строится в цикле «вызов – осмысление &ndash...

2019 Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016-2018 годов при решении задач в разделе "Молекулярная физика" (В помощь учителю физики).

Мировоззренческое значение раздела «Молекулярная физика» трудно переоценить. При его изучении происходит углубление понятия материи. Молекулы и атомы являются вещественной формой...