Конспект урока по теме «Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин» 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс)

Яковлева Елизавета Павловна

Конспект урока по теме «Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин» 7 класс по УМК "Сфера" В.В. Белага

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин»

План урока:

  1. Актуализация знаний 5 мин
  2. Изучение нового материала 30 мин
  3. Закрепление материала 5 мин
  4. Домашнее задание 5 мин

Актуализация знаний

  1. Яблоко – это вещество (нет)
  2. Ртуть – это физ. тело (нет)
  3. Гроза – это явление (да)
  4. Солнце – это явление (да)
  5. Эхо – это вещество(нет)
  6. Корабль – это тело (да)
  7. Реальность – это тело (нет)
  8. Молния – это тело (нет)
  9. Книга – это вещество (нет)
  10. Золото – это вещество (да)
  11. Ложка – это явление (нет)
  12. Хлеб – это тело (да)
  13. Мука – это тело (нет)
  14. Соль – это вещество (да)
  15. Гроза – это явление (нет)
  16. Снег – это явление (нет)

Что изучает физика?

Назовите виды физических явлений?

Приведите примеры физ. явлений

Физические термины

Изучение нового материала

1 слайд

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем для чего используют опыты и наблюдения для изучения физики, и научимся использовать физические величины.

Как вы понимаете смысл наблюдения?

Каким образом с помощью наблюдений можно получить информацию?

Приходилось ли вам наблюдать за звездами, луной?

Какие выводы были сделаны из ваших наблюдений?

 2 слайд

Многие знания получены людьми из собственных наблюдений.
Для изучения какого-либо явления необходимо, прежде всего
, наблюдать его и по возможности не один раз. Чтобы, например, изучить такое явление, как падение тел на Землю, недостаточно один раз увидеть, как падает то или иное тело. Следует выяснить, будет ли разница в падении тела лёгкого и тяжёлого, сравнить падение тела с разной высоты. Одинаково ли падают тела различных размеров? Это можно узнать, если много раз наблюдать различные случаи падения тел.

Конечно, ждать, пока какое-либо тело упадёт само, не стоит. Для этого берут разные тела и заставляют их падать. Тем самым вызывают явление падения тел, иными словами, проводят опыт. Во время опытов обычно выполняют измерения.

. Какие измерения необходимо провести для того что бы изучить явление падения тел? (масса тела, скорость падения, высота)

Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу.

На основании многочисленных наблюдений и опытов учёные открывают законыдействующие в природе.

Выдвигая ту или иную гипотезу, учёные с помощью физического эксперимента находят подтверждение физической теории или её опровержение.

Чтобы получить научные знания об окружающем нас мире, необходимо обдумать и объяснить результаты проведённых опытов, найти причины наблюдаемых явлений, сделать выводы.

3 слайд

- Прочитайте в учебнике на стр. 13 рубрику физический блокнот и объясните, как проводил свой опыт Г. Галилей и к какому выводу он пришел? Подтвердил ли он гипотезу Аристотеля или опроверг?

4 слайд

- Для измерений, проводимых в ходе эксперимента, необходимы измерительные приборы. Некоторые из них достаточно простые, а некоторые сложные.  К таким приборам можно отнести: измерительную линейку, рулетку (рис. 6), измерительный цилиндр и др

Физические величины. Измерение физических величин.

5 слайд

 В быту, технике, при изучении физических явлений часто приходится выполнять различные измерения. Так, например, изучая падение тела, необходимо измерить высоту, с которой падает тело, массу тела, его скорость, время падения.

Высота, масса, скорость, время и т. д. являются физическими величинами. Физическую величину можно измерить.

Измерить какую-нибудь величину — это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу т.е. с эталоном.

 Если сравнивать длину какого-либо тела с эталоном метра, то мы получим длину, выраженную в метрах.

Так, например, измерить длину стола — значит сравнить её с другой длиной, которая принята за единицу длины, например, с метром.

Для каждой физической величины приняты свои единицы измерения.

Для удобства все страны мира стремятся пользоваться одинаковыми единицами физических величин. С 1963 г. в России и других странах применяется Международная система единиц — СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр (1 м), единицей времени — секунда (1 с), единицей массы — килограмм (1 кг).

Что значит измерить какую-либо величину? (сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу)

А теперь открываем учебники на стр. 15 и читаем, что называют кратными, а что дольными единицами.

6 слайд (таблица)

7 слайд

Задание:

Перевести в единицы системы СИ:

Единицы длины: 6 км, 9 мм, 4 дм (6000, 0,009, 0,4)

Единицы массы: 5 т, 300 мг, 745 г (5000, 0,0003, 0,745)

Единицы времени: 550 мин, 2 ч, 2 сут (33000, 7200, 5760)

Первой пятерке, кто сделает первым поставлю оценку.

Закрепление материала

  1. Как мы получаем знания о явлениях природы?
    2. Чем отличаются наблюдения от опытов?
    3. Достаточно ли одних опытов, для того чтобы получить научные знания?

 4. Что значит измерить какую-либо величину?
5. Каковы единицы длины, времени, массы в СИ?

Домашнее задание

Учить § 3 – 4. Вопросы.

Кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Броски и ловля волейбольного мяча в парах" 4 класс УМК "Физическая культура" под редакцией В.И Лях

Конспект урока на тему: "Броски и ловля волейбольного мяча в парах"  4 класс УМК "Физическая культура" под редакцией В.И Лях...

Конспект урока по физике "Физика и техника. Лабораторная работа "Измерение физических величин"

Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:• обеспечить закрепление изученных знаний; • организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;• р...