Индивидуальная образовательная траектория
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

В помощь при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ind_traektoriya-put_k_uspehu_prokusheva_2021.docx582.12 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная траектория – путь к успеху

 (из опыта работы по подготовке к ЕГЭ)

Non scholae, sed vitae discimus

Сенека

Римский философ и поэт Сенека ещё в начале нашей эры писал о том, что мы учимся не для школы, а для жизни. Школа сегодня – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная и неповторимая индивидуальность.

Практически в каждом классе есть ученик/ученики с индивидуальными образовательными потребностями: это могут быть и «продвинутые» школьники и школьники, нуждающиеся в коррекции познавательной сферы.

Современные ученые предлагают использовать индивидуальные образовательные траектории не только в системе непрерывного повышения квалификации педагогов (И.В. Штанько) и  при обучении студентов (Е.А. Дзюба, В.Г. Ерыкова), но и в работе с детьми, понимая под этим, в последнем случае,  персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика, то есть совокупности познавательных, творческих, коммуникативных и иных способностей, осуществляемый в сотрудничестве с педагогом.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося состоит из  обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей, и  осуществляется через дифференциацию обучения.

 То есть, профиль обучения является индивидуальной образовательной траекторией учащегося, построенной на основе его выбора.

Закрытие физико-математических классов в нашей школе сыграло злую шутку с детьми, решившими сдавать ЕГЭ по физике в 2019/2020 учебном году.

Не секрет, что многим ребятам физика даётся трудно, а при двух часах в неделю очень мало времени остаётся для решения задач. Выходом из создавшейся ситуации стало использование возможностей элективных курсов и поиск эффективных способов подготовки к ЕГЭ.

Прежде чем составить план подготовки к ЕГЭ любой предметной направленности, следует четко понимать, к чему готовить ученика, что требуется от него  на экзаменах. Для ответа на этот вопрос полезно ознакомиться с ежегодно выставляемыми на официальном сайте ФИПИ (http://ege.edu.ru) документами: кодификатор элементов содержания предмета, спецификация содержания экзаменационной работы и  демонстрационный вариант экзаменационной работы. Для правильного понимания назначения последнего документа в него включается фраза: «При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не охватывают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ».

Перед планированием важно изучить ошибки,  которые допускают учащиеся при сдаче ЕГЭ. В этом учителю поможет анализ типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет, ежегодно публикуемый на сайте ФИПИ по всем предметам.

Следующим шагом является диагностирование учащихся на выявление трудностей при подготовке к ЕГЭ по вашему предмету.

В зависимости от распространенности среди учеников класса конкретной проблемы, в обучении выбираются индивидуальные или групповые формы организации учебной работы.

Индивидуальные пробелы в предметной подготовке могут быть компенсированы за счет дополнительных занятий во внеурочное время, выдачи заданий по повторению конкретного материала к определенному уроку, а также за счёт обращения к ранее изученному в процессе освоения нового материала.

Наличие же одинаковых существенных пробелов в предметной подготовке у большого числа обучающихся требует корректировки учебной программы.

Остановимся на том, какие методические приемы будут эффективны со слабо успевающими обучающимися.

Важнейшим элементом здесь является освоение теоретического материала без пробелов и изъянов. При этом важно учесть, что, во-первых,  процесс изучения предмета не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ, во-вторых, во время непосредственной подготовки к ЕГЭ подача теории должна даваться только учителем, который глубоко и качественно объяснит суть явлений, законов, понятий и поможет систематизировать материал.

   Группа слабоуспевающих детей нуждается в выполнении большого количества различных заданий, предполагающих преобразование и интерпретацию информации.

 Приоритетной технологией здесь может стать совместное обучение – технология работы в малых группах сотрудничества из 3–5 человек. В процессе групповой работы не только формируются предметные умения и навыки, но и развивается коммуникативная компетентность учащихся: умение формулировать проблему, выражать собственное мнение и уважать мнение других людей, способность приходить к консенсусу.

Важнейшая роль учителя при использовании групповой работы состоит в четкой формулировке задач, в оказании своевременной помощи при затруднениях, в организации оценки деятельности группы в целом, и каждого участника, а также в организации рефлексии.

Частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются не только существенные пробелы в базовой предметной подготовке, но и слабая сформированность метапредметных умений.

В случае выявления проблем с грамотностью чтения и информационной грамотностью необходимо больше внимания уделять работе с текстом учебника, детальному разбору содержания выдаваемых обучающимся заданий.

Одним из эффективных методов решения данной проблемы является технология развития критического мышления, поэтому её целесообразно использовать как на уроках, так и при  подготовке к экзаменам. В данной технологии используются три последовательные стадии: «вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)». 

Поурочные дидактические материалы должны противодействовать принятой практике использования однотипных формулировок заданий при отработке одного и того же элемента содержания или способа действий. Необходимо использовать задания с различными текстами, с наличием лишних или недостающих данных и т.п. Только в этом случае будут созданы условия для эффективного обучения чтению и осмыслению условия задачи.

Успешное выполнения ряда заданий первой части экзаменационных вариантов базируется на умении комплексного анализа процессов и ситуаций. Обучение комплексному анализу возможно в рамках повторительно-обобщающих уроков и подготовки к экзаменам, так как для такого анализа требуется освоение достаточно большого блока теоретического материала.

Но и в процессе изучения темы целесообразно чаще использовать обучающие задания, требующие проведения анализа отдельных характеристик. При этом важно отбирать описания процессов, которые использовали бы разные способы представления информации (словесный, табличный, графический или при помощи схем и схематичных рисунков). Рассмотрим пример из курса физики.

1) Конденсатор колебательного контура длительное время подключён к источнику постоянного напряжения  (дана принципиальная электрическая схема). В момент времени переключатель К переводят из положения 1 в положение 2. Период электромагнитных колебаний в контуре составляет 12 мкс.

2) На рисунке приведён график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре, образованном конденсатором и катушкой, индуктивность которой равна 0,3 Гн.

3) В идеальном колебательном контуре происходят свободные электромагнитные колебания. Изменение заряда одной из обкладок конденсатора в колебательном контуре с течением времени показано в таблице.

t, 10–6 c

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

q, 10–9 Кл

2

1,42

0

–1,42

–2

–1,42

0

1,42

2

1,42

4) Идеальный колебательный контур состоит из конденсатора и катушки индуктивностью 4 мГн. Заряд на одной из пластин конденсатора изменяется во времени в соответствии с формулой q(t) = 2·10–4·cos(5000t) (все величины выражены в СИ).

Для каждой из ситуаций можно обсуждать значения периода (частоты) колебаний, характер изменения и моменты достижения максимальных (минимальных) значений заряда конденсатора, силы тока в катушке, энергии электрического поля конденсатора, магнитного поля катушки; записывать для каждой из величин аналитические формулы; строить соответствующие графики.

Следует отметить, что непосредственное использование заданий из открытого банка заданий ЕГЭ на уроках не всегда эффективно, поскольку эти задания разрабатываются для итогового контроля, а не для целей обучения. Но меняя форму задания, расширяя количество вопросов, делая их более дробными и т.д.,  их вполне успешно можно использовать как обучающие задания. Рассмотрим в качестве примера, как можно использовать  задания из открытого банка в качестве учебного задания на анализ графиков и процессов.

Рассматриваем на уроке характеристики процессов на всех участках цикла.

После такой работы, несложно найти два правильных ответа в задании из ЕГЭ.

Приём, подобный дробному делению вопросов, рассмотренный выше, можно успешно применять для формирования умения решать качественные задачи. Речь идёт о «вопросном» методе. Его целесообразно использовать в процессе обучения решению качественных задач. При этом для каждого логического шага объяснения в общем случае можно задавать вопросы: что происходит? Почему это происходит? Чем это можно подтвердить (на основании какого закона, формулы, свойства сделан этот вывод)?

Для решения каждой конкретной задачи перечень вопросов может меняться. Например, первый вопрос может разбиваться на несколько «подвопросов». Эти базовые вопросы помогут не совершать ошибок при выстраивании объяснения: не пропускать логических шагов и давать указания на используемые законы и формулы. Ибо анализ работ участников ЕГЭ по решению качественных задач показывает, что основными ошибками как раз и является пропуск части логических шагов, формулировка тех или иных выводов без обоснования, т.е. без ссылок на законы и формулы.

Формируя наборы расчётных задач для обучения, целесообразно начинать с задач на использование только что изученного алгоритма и с типовой учебной ситуации, нельзя полностью повторять формулировки уже решенных задач.

В задаче должны быть не только изменены числовые данные, но и использованы другие словесные обороты для описания той же типовой ситуации.

Затем можно переходить к использованию изученного алгоритма в измененной ситуации, затем – к комбинированию изученных алгоритмов в типовой ситуации и т.д.

Таким образом, «лесенка» усложнения задач состоит из вариаций заданий, различающихся как по сложности деятельности, так и по контексту.

Существенным моментом в процессе подготовки может стать решение заданий, выходящих за рамки форматов и моделей, встречающихся в экзаменационных работах. Это позволит сформировать у обучающихся умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения в случае нестандартных формулировок заданий.

Подготовка к ЕГЭ должна носить цикличный характер. Рассмотрим это на примере структуры подготовки к ЕГЭ по физике. Разбиваем материал на пять циклов. Внутри каждого цикла организуются одни и те же этапы. На первом этапе необходимо систематизировать теоретический материал: его следует повторить и выстроить в систему, удобную для решения физических задач.  Этапы II – V соответствуют решению задач разного уровня сложности. Этап VI – контрольный: оценивается готовность ученика к тестированию по теме или разделу или курсу в целом.

Цикл1. Формирование общих приёмов подготовки  к ЕГЭ (на примере раздела «Механика»).

Цикл 2. Повторение раздела «Молекулярная физика и термодинамика».

Цикл 3. Повторение раздела «Электродинамика».

Цикл 4. Повторение раздела «Квантовая физика».

Цикл 5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы.

Этапы подготовки к ЕГЭ

Этап 1. Систематизация теоретического материала.

Этап 2. Решение задач базового уровня.

Этап 3. Решение задач повышенного уровня из части 1 ЕГЭ.

Этап 4. Решение задач повышенного уровня из части 2 ЕГЭ.

Этап 5. Решение задач  высокого уровня.

     Этап 6. Контроль результатов повторения по разделу: 6.1. Выполнение тренировочных работ.  6.2. Анализ результатов. 6.3. Итоговый контроль.

При этом нужно исходить из следующего: на материале первого раздела («Механика») необходимо сформировать общие приемы подготовки и применять их в последующих разделах.

А вот далее предоставляется свобода ученику в самостоятельной деятельности – повторении и воспроизведении теоретического материала, решении задач.

Именно самостоятельная деятельность позволяет  ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал, научит применять теоретическую базу при решении различных задач.

По мере необходимости материал темы повторяется и изучается в интерактивном режиме с помощью сайта http://interneturok.ru/.

    Учащиеся могут индивидуально выбрать на сайте интересующие их вопросы, посмотреть и прослушать объяснения, повторив это нужное число раз.

 Во время внеурочной подготовки (на факультативах, элективах или самостоятельно дома) для тренировки можно использовать тесты ФИПИ и Статграда, сайт http://phys.reshuege.ru/(сайт Гущина Д.Д.).

Вжно, чтобы ученик осознал следующие моменты: во-первых, начинать подготовку нужно заблаговременно!

Для полноценной подготовки к ЕГЭ по физике нужно заниматься не менее четырех раз в неделю в течение учебного года для учащихся 11 классов.  Именно столько требуется времени, чтобы научиться решать задачи по всему пятилетнему школьному курсу. Оптимальный вариант – начинать готовиться к ЕГЭ по физике  в начале 10 класса.

Во-вторых, нужна тесная связь с математикой! Одного усвоения физических идей недостаточно – нужно уверенно владеть математическими знаниями. Знать действия над  векторами, выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, применить теорему Пифагора, теоремы  синусов и косинусов и т. д.

В-третьих, нужна психологическая подготовка! Нужно набраться терпения, выдержки и не падать духом!

Еще одним условием, влияющим на успешную подготовку к экзамену, является реализация индивидуального подхода в работе с учеником, планирующим сдавать ЕГЭ.

Для контроля уровня готовности к ЕГЭ может быть использован график, который отражает порядок прохождения тем и результаты усвоения изученного материала, в том числе и выполнения заданий.

Необходимым условием является осознание своих возможностей и понимания, что при выполнении теста ЕГЭ для получения хороших результатов необязательно выполнять все задания, однако надо представлять себе тот оптимальный набор количества заданий из всех частей работы, который приведет к запланированному результату.

Давайте подведём итоги. Выработать эффективную систему подготовки может только сам учитель, учитывая свойства и уровень подготовки своих учеников.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ важна система в целом, которая должна осуществляться обдуманно, планомерно и давать ученику определенные ориентиры в выполнении заданий ЕГЭ разного уровня.

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

 документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 г.;

 открытый банк заданий ЕГЭ;

 учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2018–2020 гг.);

 журнал «Педагогические измерения»;

 Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–2020 гг.).

Источники информации

1.Демидова М.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по физике // «Педагогические измерения». – 2020. – № 3. – С. 91–112.

2. Демидова М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И. Я сдам ЕГЭ. Физика. Курс самоподготовки. Технология решения заданий: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 96 с.

3. Материалы онлайн-конференции «Предметная неделя: традиции, новации, компетенции» ГК «Просвещение»

4. Шморгун В.Н., Технология эффективной подготовки ГИА и ЕГЭ.

 https://infourok.ru/prezentaciya-tehnologiya-effektivnoy-podgotovki-k-ege-i-gia-2518858.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Индивидуальная образовательная траектория для ученика

Этот  материал  я  предложу  учащимся  9  класса  для  заключения  догшовора-соглашения  по  осознанной  подготовке  к  экзаменам....

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...