Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»
план-конспект занятия по физике (7 класс)

Анна Алексеевна Быханова

Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty.docx15.35 КБ
Файл tablitsa_plotnotey.docx12.78 КБ
Файл individualnyy_list.docx13.29 КБ
Файл vystuplenie.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1

В физике плотностью вещества называют массу этого вещества, содержащуюся в единице объёма при нормальных условиях. Тела одинакового объёма, изготовленные из различных веществ, обладают различной массой, что и характеризует их плотность. К примеру, два куба одинаковых размеров, изготовленные из чугуна и алюминия, будут отличаться весом и плотностью.

Чтобы вычислить плотность какого-либо тела, нужно точно определить его массу и разделить её на точный объём этого тела.

Выведем формулу вычисления плотности.

Формула вычисления плотности

Чтобы вычислить плотность, нужно…

Группа 2

В древности объем измеряли в сиеках, горстках, тинах, пурах, литрах и т.д

1 тина = 3 пура = 9 сиеков = 208литров.

Многие из этих мер уже давно забыты.

В повседневной жизни встречается единица объёма литр (л). Она названа именем французского винодела Литра. В международной системе единиц (СИ) единицей объема является метр кубический (м3). В физике важно умение перейти от одной единицы измерения к другой. Например, 1 л = 0,001 м3, 1 л = 1000 см3.

Объем вычисляют по формулам. Для прямоугольного тела V=abc, где a – длина, b – ширина, c – высота.

Объем неправильной формы определяют методом погружения. В мензурку наливают воду и находят ее объем. В воду погружают тело и измеряют общий объем тела и воды. Объем тела вычисляют, вычитая из общего объема начальный объем воды.

Объем прямоугольного тела можно найти…

Объем неправильной формы определяют ….

Группа 3

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ: дерева, железа, резины и т.д.

Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от того из какого вещества это тело состоит. При этом тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.

Взвесим два цилиндра равного объема, но изготовленные из разных веществ. Например, один цилиндр – алюминиевый, а другой – свинцовый. Опыт показывает, что масса алюминиевого цилиндра в 4 раза меньше массы свинцового. Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность.

Тела, изготовленные из разных веществ, с одинаковыми объемами имеют……

Плотность зависит от….

Группа 4

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ: дерева, железа, резины и т.д.

Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от того из какого вещества это тело состоит. При этом тела, имеющие равные массы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы.

Возьмем два цилиндра равной массы, но изготовленные из разных веществ. Например, один цилиндр – алюминиевый, а другой – свинцовый. Наблюдения показывают, что объем алюминиевого цилиндра в 4 раза больше объема свинцового. Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность.

Тела, изготовленные из разных веществ, с одинаковыми массами имеют……

Плотность зависит от….



Предварительный просмотр:

Таблица
Плотности некоторых продуктов питания

Название продукта

Плотность

1

Сыр плавленый «Дружба»

2

Печенье «Сормовское»

3

Шоколад «Бабаевский»

4

Молочный коктейль

Таблица
Плотности некоторых продуктов питания

Название продукта

Плотность

1

Сыр плавленый «Дружба»

2

Печенье «Сормовское»

3

Шоколад «Бабаевский»

4

Молочный коктейль

Таблица
Плотности некоторых продуктов питания

Название продукта

Плотность

1

Сыр плавленый «Дружба»

2

Печенье «Сормовское»

3

Шоколад «Бабаевский»

4

Молочный коктейль

Таблица
Плотности некоторых продуктов питания

Название продукта

Плотность

1

Сыр плавленый «Дружба»

2

Печенье «Сормовское»

3

Шоколад «Бабаевский»

4

Молочный коктейль



Предварительный просмотр:

Индивидуальный лист достижений.

Задачи

На начало урока

На конец урока

1. Что такое плотность?

2.Способы определения плотности.

3. От чего зависит плотность

Критерии оценивания:

1 – ничего не знаю

2 – имею некоторое представление

3 – хорошо знаю и понимаю

Индивидуальный лист достижений.

Задачи

На начало урока

На конец урока

1. Что такое плотность?

2.Способы определения плотности.

3. От чего зависит плотность

Критерии оценивания:

1 – ничего не знаю

2 – имею некоторое представление

3 – хорошо знаю и понимаю

Индивидуальный лист достижений.

Задачи

На начало урока

На конец урока

1. Что такое плотность?

2.Способы определения плотности.

3. От чего зависит плотность

Критерии оценивания:

1 – ничего не знаю

2 – имею некоторое представление

3 – хорошо знаю и понимаю

Индивидуальный лист достижений.

Задачи

На начало урока

На конец урока

1. Что такое плотность?

2.Способы определения плотности.

3. От чего зависит плотность

Критерии оценивания:

1 – ничего не знаю

2 – имею некоторое представление

3 – хорошо знаю и понимаю

Индивидуальный лист достижений.

Задачи

На начало урока

На конец урока

1. Что такое плотность?

2.Способы определения плотности.

3. От чего зависит плотность

Критерии оценивания:

1 – ничего не знаю

2 – имею некоторое представление

3 – хорошо знаю и понимаю

Индивидуальный лист достижений.

Задачи

На начало урока

На конец урока

1. Что такое плотность?

2.Способы определения плотности.

3. От чего зависит плотность

Критерии оценивания:

1 – ничего не знаю

2 – имею некоторое представление

3 – хорошо знаю и понимаю




Предварительный просмотр:

Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников.

В условиях перехода школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении.

Основная идея подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством

  • вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую деятельность;
  • моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках;
  • использования активных методик.

Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра.

Системно-деятельностный подход на уроках физики можно осуществить

  • при проведении целых уроков, спланированных таким образом, чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их, осмысливать и отрабатывать;
  • при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих творческую познавательную деятельность учащихся.

я постараюсь продемонстрировать данный подход на примере применения старых знаний в новой ситуации на фрагменте урока “Повторение темы “Плотность вещества” (7 класс).

Представим, что вы учащиеся 7 класса. Давайте с вами вспомним что же такое плотность. У каждого на столах находится индивидуальные листы оценивания, и я попрошу вас оценить свои знания в области этой темы. Как вы думаете плотность часто встречается в жизни? Нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. Возникает проблема: как же её рассчитать? Предлагает образовать группы по 4 человека (повернуться к учащимся за соседнюю парту). На столах тексты (разные). Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Выслушивание ответов, правильные ответы отображаются на слайде, в том числе и формула площади и объема. Теперь мы знаем, как найти плотность в теории, а что нам делать на практике?  Для начала составим небольшой план. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания (масса вещества указана на упаковке; объем определяют умножением длины, ширины и высоты упаковки; погрешностью при измерениях пренебрегают; плотность рассчитывают делением массы на объём с помощью микрокалькулятора).

(Выдается каждой группе оборудование, содержащим твёрдый продукт питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы; линейку; заготовку таблицы “Плотности некоторых продуктов питания” и предлагает провести коллективное исследование “Определение плотности некоторых продуктов питания”. Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и записывает полученные результаты в таблицу на доске, демонстрируя результат коллективного исследования.)

По просьбе учителя озвучивают полученные результаты, заполняют заготовку таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”

Название продукта

Плотность

1

2

3

4

 Подводя итог ответим на вопрос Какой из указанных продуктов питания имеет наибольшую и наименьшую плотность.

А теперь я опять вас припрошу заполнить индивидуальные листы и оценить себя.

Считаю, что достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он хорошо сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся. А также формирует мягкие навыки: работать в команде и самостоятельно, умение управлять своим временем, искать и анализировать информацию, принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики "Плотность вещества"

1.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2.Способствовать развитию умения сопоставлять факты.3.Развивать исследовательские навыки4.Помочь учащимся осмыслить практическую значи...

Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках математики в 5 классе

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этап...

Развитие познавательной активности учащихся. Элементы формирующего оценивания на уроках математики

Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности учащихся дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха  в учебной деятельности, максимальной са...

Урок физики " Плотность вещества" 7 класс

Урок по физике 7 класс. Мой урок состоит из различных рабочих моментов. Урок - это образовательное пространство. Я считаю, что образовательное пространство должно быть мотивировать ученика, вызывать л...

Урок физики "Плотность вещества"

План - конспект урока физики по теме "Плотность вещества" в 7 классе. В ходе урока используется проблемное обучение...

Формирующее оценивание на уроках физики

Формирующее оценивание на уроках физики...

Статья "Элементы формирующего оценивания на уроках информатики" в сборнике "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практической конференции"

Статья "Элементы формирующего оценивания на  уроках информатики" в сборнике  "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практич...