Урок физики по теме "Реактивное движение"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Урок физики, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reaktivnoe_dvizhenie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики по теме «Реактивное движение». 9 класс

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о реактивном движении, его распространённости в природе и технике (межпредметные связи с биологией, историей, техникой); формирование умения применять закон сохранения импульса для объяснения явлений и решения задач; развитие информационно-коммуникативных и экспериментальных умений учащихся

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для осознания детьми понятия «реактивное движение».

2. Изучить особенности реактивного движения и отдачи.

3. Вывести зависимость между величинами, характеризующими движение ракет – скоростью, массой.

4. Убедиться в распространенности реактивного движения.

Развивающие:

1. Продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету.

2. Высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира.

2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

1. Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о видах реактивного движения;

2. Умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты: 

1. Правильное понимание, того как устроены и работают реактивные двигатели.

2. Применение новых знаний в новой ситуации.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Создание благоприятного настроя

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, проверка отсутствующих, организация внимания детей

Приветствие, проверка наличия ученого материала на столах, организация своего рабочего места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

Актуализация знаний и формулирование темы и цели урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Раздать листы самооценки: за каждый правильный ответ, нужное количество баллов обвести кружком.

На прошлом уроке мы изучили закон сохранения импульса.

В листах самооценки ответить на следующие вопросы:

  • Что означает слово импульс в переводе с латинского? (толчок)
  • Какой буквой обозначается импульс? (р)
  • Что такое импульс тела? (p=m·υ – произведение массы тела на его скорость)
  • Назовите единицы измерения импульса? (кг*м/с)
  • Где применяется закон сохранения импульса? (для определения мгновенных скоростей тел, в космонавтике, при расчетах скоростей при взрывах, выполняется в явлениях отдачи при выстреле)

Что общего у осьминога, каракатицы, кальмара, медузы, самолета и космического корабля?

Опыт: Надуйте резиновый шарик, не завязывая отверстия, выпустите его из рук. Что произойдет? (шарик начнет быстро двигаться). Почему? (из него с большой скоростью вырывается поток сжатого воздуха, который обладает импульсом, направленным в сторону его движения. И это называется реактивным движением).

Откроем тетради, запишем число и тему урока. Какие цели и задачи ставим перед собой для реализации на данном уроке?

Полученные знания помогут нам объяснить механизм реактивного движения и явления отдачи, выяснить особенности реактивного движения, объяснить работу реактивных устройств.

Отвечают на поставленные вопросы в листах самооценки

Проводят опыт и отвечают на поставленные вопросы

Записывают тему урока

Определяют цели и задачи урока

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные : развитие логического и критического мышления

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

Видеофрагмент № 1. «Реактивное движение» 

Силы взаимодействия вызывают отдачу или откат самого оружия. Отдача – движение орудия в целом под давлением газов на дно орудия. Отдача производит движение его в сторону, обратную струе жидкости, и давит на опору. Результат отдачи зависит от массы и скорости отделяющегося тела или вещества. Это явление согласуется с законом сохранения импульса.

Движение тележки с моторчиком: Воздух, отбрасываемый пропеллером, движется в одну сторону, а тележка совершает движение в противоположную сторону. При изменении направления Чему равен импульс системы «первый мальчик – груз» до броска? (p=0)

  • Чему равен импульс системы «первый мальчик – груз» после броска? (р=0 за счет движения груза и мальчика в разные стороны)
  • Импульс системы «второй мальчик – груз» также сохраняется – это АБСОЛЮТНО НЕУПРУГОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, в результате которого тела движутся с одинаковыми скоростями.
  • Что произойдет при одновременном броске двух мячей? (приобретаемая скорость становится больше и дальность отката увеличивается)
  • Приведите примеры явления отдачи? (ныряние с лодки, прыжок с лодки на берег, соскакивание со скейта)

Внесите ответы в листы самооценки.

Списывают определение в тетрадь

Смотрят видеофрагменты

Записывают определение в тетрадь

Отвечают на поставленные вопросы

Вносят ответы в листы самооценки

Слушают одноклассников

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, видеофрагментов

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные: развитие диалогической речи

Метапредметные: закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Динамическая пауза

Эмоциональная разрядка

Релаксация под космическую музыку. Представим, что мы с вами находимся в космическом пространстве. Летаем в невесомости и ловим звезду. Поймали звезду и загадываем желание. Загадали желание, теперь звездочку можно отпустить.

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

Закрепление материала

Установление правильности осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Выявление качества уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

  • Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка, почувствовав опасность, предотвращает падение на пол. Каким образом? (бросает орехи вперед, сама движется противоположно)
  • Наберет он в рот воды –

Чтобы не было беды,

Изо всех силенок дунет,

На врага водою плюнет.

И мгновенно удерет,

Как ракетный самолет! (кальмар)

Каков принцип передвижения кальмара? (использует для плавания отдачу выбрасываемой струи)

  • В приключениях Барона Мюнхгаузена приведен такой рассказ барона: «Однажды попробовал я перепрыгнуть через болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы шлепнулись в жидкую грязь. Шлепнулись и стали тонуть. Спасения не было. Болото с ужасной быстротой засасывало нас все глубже и глубже…. Что было делать? Мы непременно погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук…Схватив себя за волосы, я изо всех сил дернул вверх и без большого труда вытащил из болота себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами» Почему это невозможно?

Сделайте пометку в листе самооценки те, кто правильно ответил на данные задачи.

Объясняют  решение задач, отвечают на поставленные вопросы

Делают записи в листе самооценк

Учащиеся выбирают задания «по силам» и выполняют их

Коммуникативные: умение работать в группах, самостоятельно, развитие диалогической речи

Познавательные: извлечение познавательной информации, развитие критического мышления

Личностные: формирование умений совещаться, анализировать, делать выводы

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитать параграфы 41, 42, ответить на вопросы 2, 3 на стр. 112. Письменно упр. 8 (3,4)

Для учащихся, интересующихся физикой, предлагаю дополнительно решить задачу

Личностные: формирование навыков самоорганизации, формирование навыков письма

Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

С помощью вопросов выявить результативность занятия с точки зрения учащихся.

Посчитаем количество баллов в листе самооценки и оценим себя

Что вы узнали нового?

  1. Скорость движения реактивного устройства зависит от массы и скорости отделения от него вещества.
  2. Реактивное движение распространено в природе, используется человеком в технике и быту (фейерверки, поливальные установки, игрушки и т.д.).

Проявлением реактивного движения является отдача, которую надо учитывать на практике (при стрельбе, спрыгивании с лодки, скейта и т.д.).

Отвечают на вопросы учителя

Считают баллы и ставят самостоятельно оценку

Отвечают на поставленные вопросы

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса м результатов деятельности

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 10 класс "Движение по окружности"

Используется при объяснении движения тела по окружности....

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Методическая разработка урока по физике на тему "Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул"

Конспект урока по теме: движение частиц вещества. Диффузия.Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Раскрывает понятия броуновского движения, диффузии (в чем различия), отражены примеры, где...

Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».

Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение  частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке использ...

Технологическая карта урока физики 9 класс "Движение тела по окружности"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА«Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного об...

Урок физики в 7 классе "Механическое движение" (использована технология системного усвоения знаний по физике)

Материал содержит подробное описание урока с использованием технологии системного усвоения знаний по физике (авторы технологии: Косихина О.С., Крутский А.Н.) и презентацию к теме....

Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".

Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...