Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение комплексных задач по физике»
рабочая программа по физике (10 класс)

Решение комплексных задач по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyat._10_kl.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

 г. Шахты Ростовской области»

РАССМОТРЕНО

Протокол №1                          заседания методического объединения учителей __естественно-технологического ___цикла_________________

МБОУ СОШ № 38 г. Шахты

от ______08_____ 2021 г.

___________          _________

   подпись руководителя МО    

       Ф.И.О.

                     

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     __________

    подпись зам. директора по УВР            Ф.И.О.

______________ 2021 г.

««Утверждаю»
Директор

ММБОУ СОШ №38 г. Шахты

_____________ Куракова  И.А.

ППриказ от______ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Решение комплексных задач по физике»

на 2021-2022 учебный год

Уровень общего образования (класс)

основное общее 10 класс______________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  35ч

Учитель Аксенова Елена Борисовна        ______

                                           (ФИО)

Программа разработана на основе программы среднего общего образования.

и на основе программы В.А. Орлов, Ю.А Сауров,

г. Шахты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по физике для 10 класса  разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями от 11 декабря 2020г.  (далее - ФГОС СОО);

- Календарным учебным графиком МБОУ СОШ№38 г. Шахты на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе программы В.А. Орлов, Ю.А Сауров, рассчитанную на 35 часа, 1 час в неделю.

Для реализации программы   используется следующий УМК:

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2020 г.
  2. Сборник задач по физике 10-11 кл. / Составитель А. П. Рымкевич – М.: Дрофа 2018
  1. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 10 кл. «Дидактические материалы». – М.: Дрофа, 2018 г.

Планируемые результаты освоения учебного курса физика

Личностные результаты:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами).

Задачи:

  • познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации ;
  • совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически;
  • использовать активные формы организации учебных занятий;
  • развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию  при обсуждении хода решения задачи;
  • использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей обучающихся;
  • развивать информационно-коммуникативные умения обучающихся при выполнении тестовых заданий.

Содержание программы:

Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения.

Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи. Различные приемы и способы решения физических задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Примеры задач всех видов.

Механика. Кинематика.

Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей. Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.

Динамика.

Координатный метод решения задач по динамике. Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.

Статика.

Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.

Законы сохранения.

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на сохранение и превращение механической энергии. Решение комбинированных задач.

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел.

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клайперона, характеристика критического состояния. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Решение качественных экспериментальных задач.

Основы термодинамики.

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

Электродинамика. Электрическое поле.

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение экспериментальных задач.

результате изучения  ученик должен:

- знать:

  •   основные законы механики, термодинамики и электродинамики;

- уметь:

  •   сравнивать, находить наиболее рациональные способы решения задач;
  •   решать графические задачи;
  •   решать качественные задачи;
  •   решать комплексные задачи;
  •   делать выводы.

Тематическое планирование. 10 класс

Содержание изучаемого материала

Количество

часов

Основные направления воспитательной деятельности

 Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения.

Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи. Различные приемы и способы решения физических задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Примеры задач всех видов.

3

формировать познавательный интерес к физике;

Воспитание уважения к ученым и их труду.

Механика. Кинематика.

Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей. Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.

Динамика.

Координатный метод решения задач по динамике. Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.

Статика.

Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.

Законы сохранения.

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на сохранение и превращение механической энергии. Решение комбинированных задач

14

Воспитание в учащихся убеждения в том, что наиболее важны общечеловеческие ценности.

обосновывать научное, философское и методологическое значение учебного материала, показать его важность;

формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

Формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

Воспитывать трудолюбие.

Нравственное воспитание на уроке физики: формирование сознания связи с обществом,  необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; осознание практической значимости того или иного открытия, осознание значимости этого открытия.

Формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел.

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клайперона, характеристика критического состояния. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Решение качественных экспериментальных задач.

Основы термодинамики.

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

Электродинамика. Электрическое поле.

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение экспериментальных задач.

10

научить организации жизни учащихся в условиях государственного учреждения средством соблюдения режимных моментов.

Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

Воспитывать интерес к науки.

Формирование научного мировоззрения.

Оосознание практической значимости того или иного открытия, осознание значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества, воспитание уважения к ученым и их труду.

Воспитывать экологическое, гуманистическое мышление у учащихся при изучении электродинамики.

Календарно- тематическое планирование.

№ урока

Дата

Тема урока

Количество

часов

По плану

фактически

1

02.09

Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения.

1

2

09.09

Различные приемы и способы решения физических задач:

1

3

16.09

Составление физических задач

1

Механика. Кинематика.

4

4

23.09

Координатный метод решения задач по кинематике

1

5

30.09

Равномерное и равноускоренное движение.

1

6

07.10

Сложение перемещений и скоростей

1

7

14.10

Криволинейное движение.

1

Динамика.

4

8

21.10

Координатный метод решения задач по динамике.

1

9

28.10

Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона

1

10

11.11

Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил.

1

11

18.11

Подбор, составление и решение занимательных задач.

1

Статика

2

12

25.11

Момент силы. Центр тяжести.

1

13

02.12

Общие условия равновесия твердого тела.

1

Законы сохранения

4

14

09.12

Решение задач на определение работы и мощности

1

15

16.12

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение

1

16

23.12

Решение задач на сохранение и превращение механической энергии

1

17

13.01

Решение комбинированных задач

1

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел

7

18

20.01

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ

1

19

27.01

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

1

20

03.02

Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

21

10.02

Решение задач с использование уравнения Менделеева-Клайперона,

1

22

17.02

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя

1

23

24.02

Решение задач на определение характеристик твердого тела

1

24

03.03

Решение качественных экспериментальных задач

1

Основы термодинамики

3

25

10.03

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики

1

26

17.03

Решение задач - тепловые двигатели.

1

27

31.03

Решение задач – теорема Карно.

1

Электродинамика. Электрическое поле

6

28

07.04

Задачи разных типов на описание электрического поля.

1

29

14.04

Решение задач на описание систем конденсаторов.

1

30

21.04

Решение экспериментальных задач.

1

31

28.04

Решение экспериментальных задач.

1

32

05.05

Решение задач на закон Кулона.

1

33

12.05

Решение задач на закон Кулона.

1

34

19.05

Решение экспериментальных задач.

1

35

26.05

Решение экспериментальных задач.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс

Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся решать задачи по физике"

Разработка программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся решать задачи по физике"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов

Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...

Программа внеурочной деятельности "Решение биологических задач" ( 9 класс)

На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодатель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕШЕНИЕ СОБЫТИЙНО-ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История: теория и практика» составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»

Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....