Рабочая программа дополнительного образования "Физика в задачах и экспериментах"
рабочая программа по физике (7 класс)

Программа расчитана на 70 часов для 7 класса (первый год обучения) с использованием оборудования центра "Точка роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_v_zadachah_i_eksperimentah_1.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

   

http://julaniha.ucoz.ru/Bikkardt/1/tochka_rosta_logotip.jpg

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Комарская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

Руководитель Центра                          «Утверждаю»

«Точка роста»                                    Директор МКОУ

  Е.И. Бортникова________                   «Комарская  сош»                                                                      от «___» октября 2022г                            ___________И.М.Бреднев

                                                             Приказ № ____ от «___» октября 2022г                                                                    

Рабочая программа учебного курса дополнительного образования

                   «Физика в задачах и экспериментах»

(с использованием оборудования центра «Точка роста»)

7 -9 классы (1 год обучения)

 срок реализации 2022-2023 учебный год.

 Составила Мезнер Е.М., учитель физики

                                            с. Комарское  2022 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). — URL: http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 28.09.2020).

-Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и

национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/

(дата обращения: 10.03.2021).

-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». —

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7 364e34f26f87ec138f/ (дата обращения: 10.03.2021).

-Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н). — URL: http://knmc.centerstart.

ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/ps_pedagog_red_2016.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

-Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). — URL: //https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy

blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

index.php?ELEMENT_ID=48583 (дата обращения: 10.03.2021).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 № 1897) (ред. 21.12.2020). — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.03.2021).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.05.2012 № 413) (ред. 11.12.2020). — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.03.2021).

-Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-4). — URL: http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/ (дата обращения: 10.03.2021).

-ООС основного общего образования МКОУ «Комарская сош»

-Учебного плана МКОУ «Комарская сош» на 2022-2023 учебный год

-Годового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся       7 класса МКОУ «Комарская сош».

Данная программа реализуется с учетом материально-технической базы Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста».

Общее значение физики, как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает учащегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Так сегодня эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент. Современные экспериментальные исследования по физике уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном указано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».

Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», который создан для развития у учащихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика».

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах» способствует общеинтеллектуальному направлению развития личности обучающихся  7 класса.

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники .

Программа факультативного курса  соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и дополняет федеральный компонент Федерального базисного учебного плана для 7 класса.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:

Учебный план для школы отводит 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Сроки реализации программы:  2022-2023 учебный год.

Основные цели курса:

повышение интереса к изучению физики;

развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;

формирование умений применять полученные знания на практике.

Задачи курса:

способствовать процессу  самостоятельного познания мира;                                                             

 развить  логическое мышление обучающихся;

развить коммуникативные компетенции;
формировать умения работать с различными источниками информации, физическими приборами.

Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на учащихся разной степени подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная направленность заданий.  Темы изучения актуальны для данного возраста учащихся, развивают логическое мышление.

Методы и формы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, экспериментальных, игровых и т.д.). 

Развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности.

Основные виды деятельности учащихся

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач  и выполнение практических работ.
  •  решение   задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
  • Решение олимпиадных задач.
  • Составление таблиц.
  • Проведение экспериментов

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы: практическая работа,  анализ выполнения лабораторных работ, итоговая работа.

2. Содержание программы

1. Первоначальные сведения о строении вещества (12 ч)Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги.  

2.Взаимодействие тел (25ч)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.

Измерение скорости движения тела.

 Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел.

Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Методы измерения силы. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила трения. Момент силы. Условия равновесия рычага.

Измерение массы тела неправильной формы.

Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты.

 Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха.

Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины.

Измерение коэффициента силы трения скольжения. Решение нестандартных задач.

3. Давление. Давление жидкостей и газов (16 ч)

Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.

Определение массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела.

Определение объема куска льда.

Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных задач.

4. Работа и мощность. Энергия (17 ч)

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 2 этаж.

Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры.

Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии.

Измерение потенциальной энергии. Решение нестандартных задач.

3.Тематическое планированирование

№/№

Количество часов

Название темы

12

Первоначальные сведения о строении вещества

1

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений.

3

1

Экспериментальная работа                № 1 «Определение

цены деления различных приборов».

4

1

Экспериментальная работа              № 2 «Определение

геометрических размеров тел».

5

1

Экспериментальная работа              № 3. "Измерение длины проволоки"

6

1

Экспериментальная работа              № 4. "Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы"

7

Практическая работа № 1

«Изготовление измерительного цилиндра».

8

1

Экспериментальная работа                № 5 «Измерение

температуры тел».

9

1

Экспериментальная работа             № 7 «Измерение

толщины листа бумаги».

10

1

Строение вещества. Диффузия.

11

1

Решение качественных задач

12

1

Решение качественных задач

 25

 Взаимодействие тел

   13

     1

Механическое движение. Относительность движенияТраектория. Путь.

  14

1

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

15

1

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

16

1

ЭГрафики зависимости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.кспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения тел».

17

1

Решение задач на тему «Скорость равномерного движения».

18

1

Явление инерции. Масса тела.

19

1

Экспериментальная работа №7 «Измерение массы 1 капли воды».

20

1

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности

21

1

Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска сахара».

22

1

Экспериментальная работа № 8 «Определение объема куска льда»

23

1

Решение задач на тему

«Плотность вещества».

24

1

Сила.

25

1

Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Решение задач

26

1

Экспериментальная работа № 10 «Сложение сил, направленных по одной прямой».

27

1

Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

28

1

Экспериментальная работа № 11 «Измерение жесткости пружины».

29

1

Решение задач на тему «Сила упругости»

30

1

Сила тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли

31

1

Экспериментальная работа № 12

«Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

32

1

Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

33

1

Экспериментальная работа             № 13 «Определение массы и веса воздуха в комнате».

34

1

Решение задач на тему «Сила тяжести. Вес тела»

35

1

Сила трения.

36

1

Экспериментальная работа № 14 «Измерение коэффициента силы трения скольжения».

37

1

Решение задач на тему «Сила трения»

16

Давление. Давление жидкостей и газов

38

1

Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

39

1

Экспериментальная работа № 15 «Исследование зависимости давления от площади поверхности»

40

1

Экспериментальная работа № 16 «Определение давления цилиндрического тела». Как мы видим?

41

1

Решение задач на давление в жидкостях

42

1

Решение задач на давление в жидкостях, на сообщающиеся сосуды

43

1

Решение задач «Давление твердого тела»

44

1

Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления.

45

1

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

46

1

Экспериментальная работа № 17 «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на

поверхность стола».

Почему мир разноцветный.

47

1

Закон ПаскаляЗакон Архимеда. Условие плавания тел.

48

1

Экспериментальная работа № 18 «Изучение условий плавания тел».

49

1

Экспериментальная работа № 19 «Определение

массы тела, плавающего в воде».

50

1

Экспериментальная работа № 20 "Определение объема куска льда"

51

1

Экспериментальная работа № 21 "Определение плотности камня"

52

1

Решение задач на архимедову силу

53

1

Решение задач на плавание тел

Работа и мощность. Энергия

54

1

Механическая работа

55

1

Экспериментальная работа            № 22 «Вычисление

работы, совершенной школьником при подъеме

с 1 на 2 этаж».

56

1

Решение задач на тему «Работа».

57

1

Мощность

58

1

Экспериментальная работа            № 23 «Вычисление

мощности развиваемой школьником при

подъеме с 1 на 2 этаж».

59

1

Решение задач на тему  «Мощность»

60

1

Простые механизмы.

61

1

Экспериментальная работа              № 24 «Определение

выигрыша в силе, который дает подвижный и

неподвижный блок».

62

1

Коэффициент полезного действия.

63

1

Экспериментальная работа                № 25 «Вычисление

КПД наклонной плоскости».

64

1

Решение задач на тему «КПД»

65

1

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.

66

1

Экспериментальная работа              № 26 «Измерение

кинетической энергии тела»

67

1

Решение задач на тему «Кинетическая энергия».

68

1

Экспериментальная работа               № 27 «Измерение

изменения потенциальной энергии»

69

1

Повторение

70

1

Итоговое занятие

Итого 70 часов

 4. Планируемые образовательные результаты

 После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» обучающиеся:

• систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных,

нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;

• выработают индивидуальный стиль решения физических задач.

• совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить

измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);

• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках

физики в основной школе;

• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики.

• совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания

исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам,

при выступлениях на научно – практических конференциях различных

уровней.

• определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу

научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного

маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:

1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения,

планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр,

термометр), собирать несложные экспериментальные установки для

проведения простейших опытов;

3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности

являются:

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,

организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,

самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

4. овладение экспериментальными методами решения задач.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности

являются:

1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных

и  творческих способностей учащихся;

2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

3. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать

гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

4. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей

природе и самому себе как части природы.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Логическое содержание материала для изучения курса отбирается согласно принципу от простого к сложному и согласно порядку изучаемых тем в рабочей программе  по физике  обучающихся в 7 классах.

5.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов        общеобразовательных учреждений – М.: Про-свещение, 2007-2009.

2.С.В. Лозовенко,Т.А. Трушина. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по физике с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. М. 2021.

3.Перечень Интернет-ресурсов:

  • http//www.school.edu.ru Российский образовательный портал
  • http://www.1 september.ru  газета»Первое сентября»

http://all.edu.ru  -  Все образование Интернета.

 Материально-техническое обеспечение:

  1. Ноутбук
  2. Мультипроектор
  3. Лабораторное оборудование образовательного центра «Точка роста»

Лист внесения изменений в программу.

п/п

дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»

Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...

Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» для 6 класса

Рабочая Программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» предназначена для детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»

Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...

Рабочая программа дополнительного образования - кружок «Решение нестандартных задач по физике»

Рабочая программа кружка  «Решение нестандартных задач по физике», 2016/17 гг....

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах" 11 класс. 2 часа в неделю

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах".  Программа расчитана .на 2 часа в неделю . Особенно актуальна  для подготовки обучающихся 11 класса.(универсально...