8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»
методическая разработка по физике (8 класс)

Джураева Шаходат Шадмановна

Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического здоровья).

      На всех этапах и звеньях данного урока были учтены специальные требования, а именно: замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов обучающихся с ОВЗ; были упрощены структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ребенка. На всех этапах и звеньях урока осуществляется повторность; максимальная опора на   чувственный и практический опыт детей. Осуществляется дифференцированное руководство учебной деятельностью обучающихся, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий детей членением  целостной  деятельности на отдельные части, операции и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8кл. / Повторительно-обобщающий урок по теме

«Электрические явления»

                                                                                                                                Джураева Ш.Ш., учитель, Россия, ГБОУ школа № 561, г. Санкт-Петербург

Email; shakhodat_djurayeva@mail.ru

Цели:

Образовательная –формирование у учащихся навыков решения жизненных и экспериментальных задач по теме «Электрические явления».

Развивающая – развитие представления об электрическом токе,

логического мышления и умения переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательная - воспитание успешной, активной жизненной позиции, коллективизма, чувства ответственности

Оборудование: демонстрационные приборы (амперметр, вольтметр, ваттметр, омметр, реостат), раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления».

Мотивация. Ваши оценки зависит от полученных вами баллов. 20-30 баллов оценка - «5», 10-20 баллов оценка - «4», 10 баллов оценка - «3». На этом уроке, надеюсь, каждый из Вас углубит свои знания и покажет то, что он знает и умеет по этой теме. Итак, давайте приступим.

    Мы с Вами изучали раздел физики – «Электричество» Как вы думаете, как часто в современном мире применяются полученные знания по этой теме?

Ответы учащихся: наши знания   помогают нам обезопасить себя при использовании электрооборудования. И еще, эти знания необходимы для передачи электроэнергии на большие расстояния. Жизнь, как мы с Вами, ребята, знаем из своего личного опыта, в современном мире невозможна без использования электрооборудования.

2. Актуализация знаний: вид устного опроса (слайды). 5 мин

- Что называется электрическим током? (Электрический ток —направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.)

- А что такое заряженная частица? (Частица, которая имеет заряд, электрон «-», ион «+»)

- Какой энергией обладает электрон? (Кинетической)

- В какую энергию превращается кинетическая энергия электрона, чтобы нагреватель работал?

- В чем принцип работы электронагревателя? (Кинетическая энергия электрона превращается в тепловую, тем самым нагревая спираль)

- Какой элемент в цепи создает сопротивление? (Резистор)

Для чего нужен резистор? (Для намеренного создания нужного нам сопротивления)

 Смотрим ролик.

1.Повторяем

Инструкция: Запиши в таблицу обозначение и единицу измерения данной физической величины.

Обозначение

Физическая величина

Единица измерения

А

Работа

Дж

Р

Мощность

Вт

R

Сопротивление

Ом

I

Сила тока

А

q

Заряд

Кл

t

Время

с

U

Напряжение

В

2. Игра «Эврика»

Инструкция: 1. Выбери правильные формулы, впиши в таблицу:

I=q/t                          U=A/q                      I=U/R

R=U/I                        A=U q                      P=A/t

U=R I                        P=A t                        A=U I t

Инструкция: 2. Запиши в таблицу приборы для измерения некоторых электрических величин

     Физическая величина

Обозначение

      Единица   измерения

       Формула

Прибор

Работа

А

Дж

A=U q

  A=U I t

Мощность

Р

Вт

P=A/t

Сопротивление

R

Ом

R=U/I

Сила тока

I

А

         I=q/t

 I=U/R

Заряд

q

Кл

Время

t

с

Напряжение

            U

            В

         U=A/q

         U=R I

Физкультминутка

3. Игра: «Изучи, собери, сними, запиши, проверь»

Инструкция: внимание! На ваших столах лежат по одному комплекту приборов /схема, источник питания, амперметра, вольтметра, лампочка, ключ/

 Алгоритм: 1. Изучи, внимательно, схему

                    2. Собери электрическую цепь по схеме

                    3.Сними показания приборов и вычислите мощность тока в лампе.

                    4. Зафиксируй результаты измерений. 

                    5. Проверь, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе.

                    6. Сделай вывод

 

Сила тока / I, A/

Напряжение /U,B/

Мощность

Полученное значение

Значение на лампе

4. Игра «Исследуй, вспомни»

Инструкция:         приведи примеры использования нижеследующих схем в быту:

1. Электрическая цепь содержит один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно.

2. Электрическая цепь содержит звонок и два выключателя, позволяющие включить звонок из двух разных мест.

3. Электрическая цепь содержит гальванический элемент, лампочку и звонок. При замыкании, чтобы и звонок, и лампочка работали одновременно.

 Физкультминутка

5. Уточни. Выбери правильный ответ.

1. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения силы тока?

а) м/с

б) А

в) Н

г) Па

2. Какая из приведенных ниже формул позволяет рассчитать МОЩНОСТЬ?

а) m g,

б) р S,

в) a/t,

г) m q.

3. Каким прибором измеряют силу ТОКА?

а) амперметром

б) динамометром

в) спидометром

г) барометром

4. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения площади?

а) м2

б) м3

в) м

г) см3

5.Электрическим током называется…

а) тепловое движение молекул вещества.

б) хаотичное движение электронов.

в) упорядоченное движение заряженных частиц.

г) беспорядочное движение ионов.

д) среди ответов нет правильного.

6. Сопротивление проводника зависит от…

а) силы тока в проводнике.

б) напряжения на концах проводника.

в) от материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.

г) только от его длины.

д) только от площади поперечного сечения.

Проверь и поставь себе оценку

Ответы: 1) б 2) в 3) а 4) а 5) в 6) в

Выводы:

Вопрос: какой по величине ток создает один движущийся направленный электрон?

Ответ: практически никакой.

Вопрос: если направленно будут двигаться много электронов?

Ответ: электрический ток —направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц, сила тока уже будет значительной, она может заставить работать и телефон, и компьютер, и электрический чайник, и все-все электрические приборы.

Конкурс «Отгадай».

Напиши букву:

Вопрос

Ответ

№ буквы ответа

Прибор для измерения напряжения

2 буква____

Единица измерения мощности

3 буква_____

Единица измерения работы

5 буква____

Устройство для размыкания и замыкания цепи

4 буква_____

Величина, характеризующая способность тела совершать работу

2 буква_____

Единица измерения сопротивления

1 буква_____

Рефлексия:

Раздаю листочки и прошу учеников дописать фразу: Знание законов электричества даёт мне…

                                           Самоанализ урока

Тема: «Электрические явления. Электричество».

Тип: повторительно- обобщающий урок

Цели:

Образовательная – формироваие у учащихся навыков решения жизненных и экспериментальных задач по теме «Электрические явления».

Развивающая – развитие представления об электрическом токе,

логического мышленияи умения переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательная -воспитание успешной, активной жизненной позиции, коллективизма, чувства ответственности.

Оборудование: демонстрационные приборы (амперметр, вольтметр, ваттметр, омметр, реостат), раздаточный материал.

Доска: «Электрические явления. Электричество».

              эпиграф «Один заряженный заряд, в поле не воин!»

-Повторяй                1. Повторяем

-Вспомни                 2. Игра «Эврика»

-Исследуй                3. Игра: «Изучи, собери, сними, запиши, проверь»

-Исправь                  4. Игра «Исследуй, вспомни»

-Уточни, -реши       5. Уточни. Выбери правильный ответ.

Повторение - необходимая и обязательная часть, залог процесса усвоения знаний.

Урок начался с улыбки - пожелания друг другу хорошего настроения, настроил учащихся на активную работу.

 Урок проходил в едином сюжете в виде логически замкнутой, целостной системы перехода от одного этапа урока к другому.

 Отдельные элементы системы (понятия, формулы, законы, исследование) взаимно увязаны и структуированы в соответствии с его познавательным значением.

 Изученный учащимися материал предстал перед ними в своего рода «вида сверху» (повторяй, исправь, вспомни, найди, реши, исследуй, уточни).

Повторение приобретённых ранее знаний активизирует мыслительную деятельность учащихся и способствует их развитию.

 Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была репродуктивная с элементами исследования.

 На уроке была проведена:

-терминологическая работа,

-воспроизведение определений, формул, единиц измерений,

-фрагмент исследовательской работы (расчётная часть),

-решение житейской задачи с последующим выводом и пошаговыми действиями правил оказания помощи при поражении человека электрическим током,

-мини-тест с самопроверкой.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, на уроке была создана игровые моменты, ситуация успеха, обеспечивающая сохранение самооценки каждого ученика.

Способы проверки заданий были разнообразны: запись на доске, проговаривание физических терминов учащимися, зачёркивание неправильной формулы, самопроверка.

На уроке прослеживались межпредметные связи, обучащиеся обогащали себя не только знаниями из области физики, но и математики, ОБЖ, русского языка, литературы.

Закончился урок с достигнутой целью.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...

Сообщение на тему: "Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат".

В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся  5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (ко...

Проверочные работы и тесты по истории Отечества для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья.

Проверочные работы и тесты по истории Отечества для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья....

Сценарий праздника в рамках месячника патриотического воспитания для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по 2 варианту АООП. «Мы сильные и смелые!»

Составители: Дурова О.Ф.Описание: школе грозит нашествие разных злодеев. Дети сначала тренируются отражать атаки – для этого с ними проводятся игры и конкурсы. Затем дети спасают школу от инопла...

Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий

Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Свойства медиан треугольника»

В методической разработке  представлены  материалы открытого  урока  по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития...