ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа по физике (5, 6, 7 класс)

Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерства образования Российской Федерации.

Обострение экологической проблемы на Планете диктует необходимость формирования нашего экологического сознания. В настоящее время этой работой актуально начинать заниматься с детьми дошкольного возраста, когда закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

iks

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                            

Киргинцевская средняя общеобразовательная школа                                                                      

МБОУ Киргинцевская СОШ                                                                                                            

 Купинского района Новосибирской области

«ПРИНЯТО»                                                                             «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МО                                          директор МБОУ Киргинцевской СОШ

                                                                                    _______________И.А.Маер

1 от 30.08.2020 г.                                                                  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

                     

естественно-научной направленности

«Мир вокруг нас»

  Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                            Составила:

                                                                       Клименок Ольга Викторовна, учитель физики и химии

                                                                       

д.Киргинцево

 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        Пояснительная записка ..................................................................... 3

2.        Учебно-тематический план............................................................... 7

3.        Содержание......................................................................................... 8

4.        Методическое обеспечение............................................................... 13

5.        Список литературы............................................................................        16

6.        Каледарно-тематический план.......................................................... 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерства образования Российской Федерации.

Обострение экологической проблемы на Планете диктует необходимость формирования нашего экологического сознания. В настоящее время этой работой актуально начинать заниматься с детьми дошкольного возраста, когда закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Программа имеет ествественно-научную направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие при максимальном расширении содержания и форм практической деятельности.

Практическая значимость программы состоит в том, что данный курс представляет собой опыт систематизации накопленных ими разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и опыт последовательного приобщения ребенка к естественно - научным дисциплинам, следуя которым можно многое узнать и увидеть, сотворить своими руками. Обучающиеся приобщаются к социо - экологической культуре общества.

Главная идея: включить обучающихся в практическое осмысление реальной экологической ситуации в мире.

способности ребенка,

в основе которых лежит развитие познавательных навыков

учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Новизна программы заключается в использовании методов, позволяющих максимально использовать практическую деятельность (наблюдение в природе, фотографирование и рисование, аппликация и гербарий, поделки из природного материала, сочинение эко- сказок, создание эко – мультфильмов и видеороликов), создаются условия для самостоятельной продуктивной работы в ходе проектной деятельности,        в        которой        проявляются        творческие        и        исследовательские

Цель - формирование экологической культуры, т.е. осознанно-правильного отношения к миру природы, с которым ребёнок знакомится в детстве.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи: обучающие:

знакомство с основами экологии;

формирование знаний о живой и неживой природе;

изучение особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ и биоценозов;

формирование        знаний        о        приспособительных        особенностях        живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ;

формирование        простейших        навыков        и        умений,        необходимых        для проведения наблюдений и экспериментов в окружающей его среде;

обучение оформлению гербария из собранных на экскурсиях природных материалов;

формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы, природы и человека, осознание самого себя как части природы;

развивающие:

развитие умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, разыгрывать воображаемые ситуации;

развитие умений наблюдать, мыслить, логически рассуждать, обобщать, анализировать и делать выводы, творчески мыслить;

развитие коммуникативной культуры воспитанников в процессе работы на занятиях и в ходе проекта, чувства ответственности за порученное дело и получение ожидаемого результата, умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

воспитывающие:

воспитание        социо        -        экологической        культуры,        которая        поможет воспитанникам сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий;

воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде;

воспитание потребности в общении с природой; воспитание духовно-нравственных качеств характера

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что

состоит в

том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации обучающихся не только к познанию окружающего мира, но и в активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию        людей,        наносящих        вред        природе.        Программа        обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования у обучающихся активной жизненной позиции, воспитания любви к природе, организует содержательный       досуг.        Благодаря       включению        детей       в        освоение данной образовательной программы, обучающиеся получают экологические знания,     у     них     развивается     наблюдательность,     чувство     сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе. Каждый раздел программы отвечает своему назначению, логически последовательно и конкретно раскрывает идею и взгляд автора на современное экологическое образование детей.

4

Возраст детей 11-14 лет

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Формы организации деятельности: индивидуальная и групповая.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, 35 уроков.(35 учебных недель).

Ожидаемые результаты.

будут уметь распознавать на рисунках и в природе изученные растения и известных животных;

будут знать приспособительные особенности живых организмов к среде обитания и знать законы жизни различных сообществ;

будут уметь правильно оформлять гербарий из собранных на экскурсиях природных материалов;

будут уметь вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

будут стремиться активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;

будут развиты творческие способности в решении экологических задач. научаться самостоятельно работать с атласом определителем, вести

дневник наблюдений;

овладеют простейшими навыками и умениями, необходимыми для проведения наблюдений и экспериментов в окружающей среде; научатся проводить простейшие опыты о влиянии вредных воздействий окружающей среды на здоровье человека;

расширят представления об основных экологических проблемах города, форм и методов охраны окружающей среды;

будут проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, экологические сказки и рисунки, эко – плакаты), разыгрывать воображаемые ситуации.

будут        сформированы        экологический        взгляд        на        мир,        целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы, природы и человека, осознание самого себя как части природы.

Формы подведения итогов реализации программы.

начальный контроль (сентябрь) проведение мониторинга для оценки уже существующего багажа знаний, умений и навыков;

текущий контроль (в течение всего учебного года) – это экологические игры – викторины, выставки работ, показ театрализованных представлений,        презентации        экологических        сказок,представление проектов;

промежуточный контроль (январь) - оценка результативности производится путем наблюдения, проведения индивидуальных бесед и оценки активности воспитанников в группе, проводиться мониторинг обученности;

итоговый контроль (май) – проведение мониторинга для оценивания личностного роста обучающихся объединения.

На занятиях также используются такие формы контроля, как рисунок, раскраска, проверка знаний непосредственно в природе, в ходе постановки

5

экологических экспериментов. Для более полного видения результативности работы объединения учитываются анкетирование родителей.

Критерии оценки. Для оценивания личностного роста обучающихся объединения "Мир вокруг нас" применяется трехуровневая система оценивания:

Высокий уровень (3 балла)

Обучающийся без особого труда определяет по картинкам атласа определителя и в природе представителей животного и растительного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Проявляет стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к миру природы в целом. Правильно и уверенно отвечает на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»), находит ошибки в работе и их исправляет;

Средний уровень (2 балла)

Обучающийся иногда допускает незначительные ошибки при определении представителей животного и растительного мира по видам, в основном соотносит со средой обитания. Свой выбор не всегда аргументирует. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к миру природы в целом. Пытается ответить на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); не всегда находит ошибки в своей работе;

Уровень ниже среднего. (1 балл)

Ребёнок часто допускает ошибки при определении представителей животного и растительного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор, не всегда соотносит со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и не отвечает на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к миру природы в целом. Не отвечает на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); не находит ошибки в своей работе.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего часов

1.

Организационное занятие. Введение.

1

2.

Неживая природа — среда жизни растений, животных, человек

2

3.

Многообразие растений и их связь со средой обитания.

3

4.

Многообразие животных и их связь со средой обитания.

4

5.

Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

5

6.

Жизнь растений и животных.

5

7.

Взаимодействие человека с природой.

5

8.

«Бомбы замедленного действия» на нашей планете

5

9.

Азбука здоровья

4

10.

Итоговое занятие. Подведение итогов

1

Итого:

35

7

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационное занятие. Введение (1 час)

Техника безопасности. Цели и задачи объединения. Кто такие экологи? Через добрые дела можно стать юным экологом. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу. Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Мониторинг воспитанников        по экологической проблематике. Заведем альбом рисунков юного эколога для наблюдений за природой. Экологический сценарий "Как девочка ЭКО познакомилась с экологией". Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю". Слушаем и рисуем сюжеты сказки.

2. Неживая природа  среда жизни растений, животных, человек (3часа)

Что такое Вселенная? Планеты. Звёзды и созвездия. Созвездия «Большая медведица» и «Кассиопея». Солнце и Луна – то же планеты. Солнечные лучи. Тень. Природное явление – радуга. Наша планета – Земля. Земля - живая планета. Вода. Свойства воды. Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели? Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды? Как человек использует воду. Использование пресной воды человеком. Проблемы недостатка пресной воды. Методы очистки воды. Чем все дышат? Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека. Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы.

Практика Просмотр развивающего мультфильма «География для самых маленьких». Приключения солнечного зайчика. Путешествие по «Зелёной тропинке». Создадим коллективную работу,путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Водные процедуры,        закаливание        и        наше        здоровье.        Составление        рассказа        по экологическому        рисунку.     Придумаем        экологическую        сказку

3. Многообразие растений и их связь со средой обитания. (3 часа) 

Растения Земли и их многообразие. Строение растений.

Признаки зелёных растений. Комнатные растения на нашем подоконнике. Деревья, кустарники и травы. Культурные и дикорастущие растения. История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Культурные растения, используемые как лекарственные. Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения        лекарственных        растений.        Любое        растение        лечит?. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Полезная и вредная плесень. Правила поведения в лесу, на водоёме и парке.

Знакомство с атласом растений. Многообразие растений. Растения - потребители отходов. Водные растения-санитары. Растения - химики. Растения-архитекторы, строители, механики. Вьющиеся и лазящие канаты. Растения-путешественники. Paстения - биологические часы. Цветочные часы. Цветы-предсказатели погоды. Жизнь на подоконнике. «Зелёная служба» Айболита - уход за комнатными растениями. Путешествуем по «Зелёной тропинке». Что растёт на огороде? Как приготовить себе природное лекарство? Письма от больных сказочных героев. Помоги им! Условия прорастания семян гороха и фасоли. Изготовление декораций из природного материала и показ сказки «Три поросёнка». Сочиним экологическую сказку «Путешествие в космос».        Тренировочные упражнения по десяти заповедям. Экологические игры «Как ты поступишь в том или другом случае в природе?»

4. Многообразие животных и их связь со средой обитания. (4 часа) Бурундуки, кролики, хомяки и белки. Водные животные.

Чем дышать водные животные? Рыбы и черепахи. Где живут лягушки, ящерицы, змеи и черепахи? Птицы — наземно-воздушные животные. Почему птицы улетают на юг. Домашние животные и дикие животные. Сравнение кроликов и зайцев. Разнообразие животного мира нашего леса. Поговорим о том «Как человек охраняет животных?». Красная книга.

9

 Как правильно ухаживать за домашним животным? Сочиним и нарисуем сюжет экологической сказки «Царство подводного мира». Как ухаживать за аквариумом? Раскрашиваем камни в лягушек, змей и черепах. Как нарисовать птицу? Путешествуем по «Зелёной тропинке». Просмотр видеозаписи телевизионной передачи «В мире животных». Прогулка в лес «Изменения в жизни растений и животных в зимний период». Изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц. Конкурс рисунка «Мой ласковый и нежный зверь»

5. Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания. (5 часов)

Растения. Периоды роста растения. Цветы, плоды и семена шиповника, рябины, гороха и фасоли. Размножение и развитие зелёных растений. Почему животных называют млекопитающими?

Изготовление плакатов на тему «Сохраним деревья нашей планеты» Поделки из природного материала (коробочки, орехи, жёлуди и бобы, Ягоды и семена. Проращивание лука и злаковых. Использование выращенной зелёных стеблей травы для декора в изготовлении поделок. «Обитатели зоомагазина». Путешествуем по «Зелёной тропинке».

6. Жизнь растений и животных.(5 часов)

Кто на каком этаже живёт в лесу? Бурый медведь. Заяц-беляк. Белка. Еж — животные леса. Травы, кустарники и деревья. (Кто главный в лесу?) Что такое пищевые цепочки? Может ли человек вмешиваться в природу? Правила поведения в лесу. Разнообразие лесов. Травянистые растения. Тайга. Сравнение со степью. Растения и животные тайги и степи. Тропический лес. Растения и животные. «Возле нас есть река и пруд». Море. Какими бывают моря? Водоросли – водные растения. Подводные обитатели. Заповедные места и памятники природы.

Поделки из природного материала. Рассказ с анимацией поделок из природного материала. Кто живёт на дереве. Рисуем и лепим. Экологическая дискуссия "Почему погибла дубрава?". Поделки из природного материала. Экологические игры на луга. Экологический поход. Читаем занимательные рассказы о животных. Рисуем тайгу и степь. Экологическая викторина «Тропические животные». Конкурс детского рисунка «Сохраним Земли очарованье!». Создадим макет парка Здоровья. Дадим название виртуальному парку здоровья. Экологическая тропа весной.

7. Взаимодействие человека с природой.(5 часов)

Анатомия человека. Экология человека. Из чего сделаны наши дома. Предметы быта. Техника. Способы утилизации мусора, экономим энергоресурсы, воду, не загрязняем воздух. Праздник посвящения в юные экологи. Вручение сертификатов.

Работаем с дидактическим материалом «Азбука здоровья маленького гения». Викторина на тему: «Мой компьютер». Научимся составлять

10

генеалогическое дерево. Нарисуем герб моей семьи. Сочиним сценарий сказки: «Девочка ЭКО в стране чудес». Создадим мультфильм «Природа любит порядок!». Экологические рассказы «Так об экологии пишут дети» Диспут. Организационные        и        массовые        мероприятия,        выставочная        и        конкурсная деятельность, выездные мероприятия и экскурсии, экологические праздники.

8. «Бомбы замедленного действия» на нашей планете (5 часов)

"Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель. Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море? "Бомба замедленного        действия"        -        мусор.        Единственный        выход        -        вторичное использование. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе Человек и природа загрязняют воздух. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Самые опасные яды. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. "Бомба замедленного действия" -химикаты. Яд - "приданое цивилизации". Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней. Растения и животные планеты Земля. Красная книга. Исчезающие виды. Видеоматериалы телепередачи «В мире животных». Экология и экономика. Что        охранять     и        как     использовать?     Привычная     расточительность        или нетрадиционная бережливость?

Делаем зарисовки к экологическим рассказам. Выпуск экологического плаката в защиту чистого воздуха. Конкурс экологического рассказа о редких животных и растениях Земли. Час здоровья. Сохраним удивительный мир растений и животных.

9. Азбука здоровья (4 часа)

Основы безопасности жизнедеятельности для маленького гения.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Чем опасен электрический ток. Правила безопасного поведения на воде. Глаза – главные помощники человека. Почему болят зубы. Зачем человеку кожа. «Рабочие

11

инструменты» человека (руки, ноги).        Причина и признаки болезней. Как организм помогает себе сам. Распорядок дня и правила гигиены.

Анатомия маленького гения. Питание – необходимое условие для жизни человека. Чистота и здоровье. Создаём памятки по безопасному образу жизни. По страницам занимательной литературы. О необходимости занятий физкультурой и спортом. Маленький гений и спорт. Проект «Азбука правильного питания».

10. Итоговое занятие. Подведение итогов(1 час)

Итоговое занятие. Подведение итогов

12

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема

Форма занятий

Методы организации образовательного процесса

Формы подведения итогов

1.

Организационное занятие. Введение.

рассказ, работа с литературой и Интернет-ресурсами

диалог, поисковый метод

игровая программа

2.

Неживая природа — среда жизни растений, животных, человек

демонстрация, работа с литературой и Интернет-ресурсами

метод наглядного и устного изложения, частично-поисковый метод

практическое занятие, экскурсия

3.

Многообразие растений и их связь со средой обитания.

беседа, экскурсия, работа с литературой и Интернет-ресурсами

практический метод

игра – путешествие

4.

Многообразие животных и их связь со средой обитания.

рассказ,изготовле ние поделок из природного материала, творческие задания

дидактическая игра, метод наглядного и устного изложения

творческая мастерская

5.

Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

экскурсия, работа с литературой и Интернет-ресурсами

метод проблемного изложения

экологический поход, выставка

6.

Жизнь растений и животных.

сюжетно-ролевая игра, рисование, лепка

метод стимулирования

викторина

7.

Взаимодействие человека с природой.

беседа, работа с литературой и Интернет-ресурсами

конструирование

конкурс

8.

«Бомбы замедленного действия»        на нашей планете

демонстрация, творческие задания

проблемные ситуации

экологическая игра, акция

9.

Азбука здоровья

работа с литературой и Интернет-ресурсами

эксперименты

защита проекта

13

10.

Итоговое занятие. Подведение итогов

познавательная игра

игровые методы

игровая программа

Как        наглядный        материал        применяются        экологические        плакаты, экологические рисунки и картинки, презентации, компьютерные программы и видеоматериалы. Обучение нацелено на общее развитие ребёнка, а так же предполагается развитие наблюдательности, внимания и        приобретение практических навыков. Разработка маршрута и работа на экологической тропе одно из важных заданий в программе, которое предполагает не только научный, но и творческий подход к выполнению этого задания. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

На занятиях не ставятся привычные оценки, каждый ответ оценивается с помощью «эко - знаков», при этом неправильные ответы не оказывают влияния на конечный результат, потому - что выслушивается любой ответ, а учитываются только правильные;

На занятиях и дома нет учебников, где можно прочитать изученный материал, именно на занятиях обучающиеся должны понять и запомнить изучаемый материал, а это требует постоянного внимания от ребёнка;

Итоговые занятия по темам проводятся не в форме контрольных работ, а в форме игры, по результатам которой победитель награждается поощрительным призом - «эко - знаком»;

На занятиях всегда используется большое количество наглядного материала и современных компьютерных моделей.

В ходе занятия идёт постоянное решение новых проблем, поиск связей, зависимостей между старыми и новыми проблемами и ситуациями. Главное -научить переносить усвоенные знания в новые ситуации, применять их при решении новых задач. Этому очень помогает дидактический материал: учебное пособие для подготовки детей: «Зелёна тропинка» Плешакова А.А. В содержании, которого представлены темы: «Наши друзья животные», «Зелёное чудо растения», «Звёзды, Солнце и Луна», «Приключения солнечного зайчика», «Круглый год», атлас — определитель «От земли до неба». На занятиях используется рабочие тетради из серии «Ступеньки к школе» Безруких М.М., Филипповой Т.А. «Мир вокруг нас», «Учимся рассказывать по картинкам», «Азбука        здоровья».        Использование        дидактического        материала        облегчает организацию индивидуальной работы с обучающимися, позволяет, например, организовать повторение и закрепление изученного материала по нескольким вопросам. А далее переходить к новому материалу, используя уже знакомые наглядные пособия. Так, например, одни и те же карточки используются при объяснении тем: «Многообразие растений и их связь со средой обитания», «Многообразие животных и их связь со средой обитания», а затем в теме «Жизнь растений и животных». Но рассматриваются они уже с другой точки зрения на занятиях «Кто как приспособлен и кто кому нужен?». Таким образом, ребята ещё раз убеждаются в том, как тесно всё связано в природе и в окружающем мире.

14

Постановка проблемных задач ведёт к развитию творческого мышления воспитанников, а это является чрезвычайно важной задачей. Развитие творческого        мышления        воспитанников        невозможно,        если        преподаватель постоянно даёт готовые ответы на вопросы, которые они должны изучать. Каждый свой ответ они должны готовить самостоятельно на занятиях, максимально поощряется стремление воспитанников найти лучшие способы к выполнению      (решению)      стоящих        задач,        не        ограничиваясь        широко распространёнными традиционными решениями. Творчество начинается с попыток детей найти какие-то иные, «свои» пути решения. На занятиях выслушиваются все мнения, а потом выбирается наилучшее решение.

Особое значение для хода занятия имеет включение практической деятельности,        которая        продолжается        за        пределами        занятия        —        это самостоятельная организация обучающимися совместно с родителями своих наблюдений и опытов в быту или на природе, изобразительная деятельность, мероприятий направленных на приобретение полезных навыков в жизни, освоение здоровьесберегающих технологий.

Задания для самостоятельного выполнения можно разделить на два основных вида. Одни из них даются с целью усвоения новых знаний, другие — с целью применения знаний при решении различных задач.

В начале и в конце учебного года проводится анкетирование обучающихся в устной форме, и в форме изображения рисунков по восприятию окружающего мира, отношении к природе и всему окружающему. С помощью анкетирования становится ясно, как дети относятся к природе, к окружающему миру, к друзьям и взрослым. Раскрываются идеи об образовании каждого ребёнка, что помогает педагогам правильно ставить задачи и определять пути их решения.

Своеобразие занятий по программе выдвигает, в свою очередь, особые требования к педагогу. Чтобы поддерживать на занятиях атмосферу дружной, оживлённой работы, педагогу необходимо:

∙        хорошо владеть научным содержанием программы, связывать обучение с жизнью, с опытом воспитанников;

∙        излагать материал не равнодушно, а эмоционально;

∙        не всё «разжёвывать», не всё преподносить в готовом виде, а ставить перед обучающими познавательные задачи, проблемы и организовывать поиск их решения;

∙        использовать        компьютерные        технологии:        презентации,        учебные программы и видеоматериалы,

∙        владеть технологиями индивидуального и группового обучения.

∙        держать в поле зрения всех обучающихся, обязательно вовлекая в коллективную работу и пассивных детей;

∙        вовремя замечать признаки обучающихся и давать разрядку в виде смены занятий;

∙        владеть знаниями здоровьесберегающих технологий,

∙        уметь поддерживать хороший эмоциональный фон детского коллектива.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Бровкина        Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные луга (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель). - М.: Дрофа, 2013.

2.        Бровкина Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные леса (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-пределитель). - М.: Дрофа, 2014

3.        Бровкина Е.Т., Сивоглазов, В.И. Птицы леса (Текст). (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2014

4.        Бровкина Е.Т., Сивоглазов, В.И. Рыбы наших водоёмов. (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2012

5.        Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., М. М. Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для вузов — М.: ВЛАДОС, 2011

6.        Зенина Т. «На планете все твое и все мое» // Дошкольное воспитание. – 2016. - №7. Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог».

7.        Зотова Н.С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Теория и практика дополнительного образования. – 2012.

8.        Демьянков Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.

9.        Миркин Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2013г.

10. Николаева С. Н.        Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников Издательство: «Мозаика-Синтез», 2014.

11. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.ЕШиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К»,2012.

12. Перевертень        Г.И. Аппликация из соломки (Текст). – М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. (Поделки своими руками)

13.        Сорокина Л.В.Тематические игры и праздники по биологии (Текст): методическое пособие. - М.: Сфера, 2013г.

14. Безруких м.м. , филиппова: Ступеньки к школе. Азбука здоровья: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста, Издательство: -М.: Дрофа, 2011 г.

15. Безруких М.М. , Филиппова: Ступеньки к школе. Мир вокруг нас: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста, Издательство: -М.: Дрофа, 2011 г.

16. Безруких М.М. , Филиппова: Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста, Издательство: -М.: Дрофа, 2011 г.

17. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Звуковое сопровождение к занятиям Издательство: Детство-Пресс mp 3, 2013.

18. Плешаков А.А. Зелёная тропинка: учебное пособие для подготовки детей к школе, Издательство: М.:Просвещение, 2012 г.

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 лет Срок реализации: 2 года

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 летСрок реализации: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год

Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных сп...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРСПЕКТИВА» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года

Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравствен...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Говорим по-английски» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 3 года

Программа «Говорим по-английски» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающихся младшего и среднего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению и...