РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»
рабочая программа по физике

Гавронова Ольга Ивановна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования по физике

  «Мир занимательной физики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zanimatelnoy_fiziki_avtosohranennyy.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено и принято                                                                  Утверждаю

на заседании  педагогического  совета                  Приказ №54-ОД от «   31  » августа 2022г                      

Протокол №1  от «   31  » августа 2022 г                      Директор МБОУ «Ленинская ОШ»

                                                                                                                            Н.Л.Минченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования по физике

  «Мир занимательной физики»

 ( в рамках федерального проекта «Точка роста»,

9 класс.

Учитель: Гавронова Ольга Ивановна,

                                                                   Учитель   первой категории

д. Городище

2022-23 учебный год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Мир занимательной физики» ( в рамках федерального проекта «Точка роста» для 9 класса) составлена на основе программ:

  1. Примерной  основной образовательной программы  основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15);
  2. Авторской программы по физике А.В. Перышкина входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса».- М. Дрофа, 2015.

В МБОУ «Ленинская ОШ»  данная программа дополнительного образования будет реализовываться через часть,  формируемую участниками образовательных отношений. На преподавание курса отводится 68 часов (2 часов в неделю), 1 час очно и 1 час – дистанционно. Курс рассчитан на учащихся 9 класса,  учитывает возрастные особенности школьников.

  Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фрагменты занятий могут быть использованы на уроках физики.

  Данная программа дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской и конструктивной деятельностью, повышает интерес к физике как к предмету и покажет, что знания, полученные на занятиях курса, можно применять в разных отраслях деятельности человека.

  Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.

  Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям, позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.

Цель:

  • Расширить представления учащихся об окружающем мире, удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов, машин и приборов, способствовать развитию творческих способностей.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса к изучению физики.
  • Расширить и углубить знания учащихся.
  • Развить интерес и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, активность и самостоятельность, умение вести диалог.
  • Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика.

Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования

  «Мир  занимательной физики» в 9 классе.

Реализация программы способствует  достижению следующих результатов:

Личностные:

В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Метапредметные:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научится:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные:

  • ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
  • понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
  • понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
  • знание модели поиска решений для задач по физике;
  • знать теоретические основы математики.
  • примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
  • анализировать условие задачи;
  • переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
  • составлять план решения;
  • выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
  • владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.

Содержание программы.

1.Занимательная физика.

Задачи, опыты, игры, викторины, кроссворды.

2. "Праздничная" физика

Известно, что чувства человека оказывают большое влияние на его мышление. Оказывается, наша эмоциональная память о праздниках сохраняет также в сознании и многие приятные переживания и ситуации, которые связаны с физическими явлениями, процессами, законами. Попробуем увидеть физику явлений в праздничных ситуациях. Уверены, что если вы пристально посмотрите вокруг себя, то увидите не только мир физики на празднике, но и праздник в мире физики.

  1. Флаги на ветру.
  2. Колокольный звон. Звон бокалов.
  3. Бриллиантовые украшения.
  4. Свадьба и давление на пол.
  5. Как душно в комнате! Гости на балконе.
  6. Кулебяка на день рождения.
  7. Праздничные подсвечники из воды.
  8. Перед зеркалом.
  9. Предпраздничная суета.
  10. Праздник в парке. Салют на площади.
  11. Сколько лампочек нужно?

3. Физика и электричество

1. Поглаживая в темноте черную кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

2. Проводя опыты с электризацией человека, его ставят на изолированную скамеечку. Почему?

3. Какова (приблизительно) электроемкость человека?

4. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

5. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

6. Молния чаще ударяет деревья с глубоко проникающими в почву корнями. Почему?

7. Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб?

8. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Реагируют ли животные на магнитное поле?

4.  "Физика" человека

Человеческий организм и его действия так же интересны для физики, как и любые другие окружающие нас природные явления и предметы. Рассмотрим вопросы, относящиеся к физическим свойствам и особенностям человека. Их можно использовать для объяснения различных жизненных ситуаций, при обсуждении ряда проблем о человеческом организме.

  1. Познай себя, свой организм, свое физическое тело с точки зрения физики!
  2. Какой палец сильнее? Мощность человека.
  3. Как повернуться на стуле-вертушке?
  4. Испарение воды в организме человека.
  5. Как человек дышит? Присесть - встать. Пульс. Физические параметры человека.
  6. Тепловые ощущения.
  7. Каков вес тела? "Собственные размеры".

5. Физика и живая природа.  Физика – наука о природе. Физические явления – это явления, происходящие в природе с телами, населяющими окружающую среду. Что человек подсмотрел в природе и как использует эти знания.

7. Сделай и исследуй сам. Знакомство с приборами ЦЛ.

"Уравновесить свечу", фокус с бумажными полосками, "Как намагнитить кочергу?", "Две фотографии", "Интересная морковь", "Исследование по Архимеду", "Воздушные шары", "Мыльные пузыри", "Сосульки", "Высота звука".

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Мир занимательной физики» на 2022-2023 учебный год

№пп

Содержание учебного материала

Количество часов, отводимое на выполнение

Дата

По плану

Факт

1

 Занимательная физика. Загадки, задачи, опыты, игры, викторины, кроссворды.

8

2

Праздничная физика. Флаги на ветру.

  1. Колокольный звон. Звон бокалов.
  2. Бриллиантовые украшения.
  3. Свадьба и давление на пол.
  4. Как душно в комнате! Гости на балконе.
  5. Кулебяка на день рождения.
  6. Праздничные подсвечники из воды.
  7. Перед зеркалом.
  8. Предпраздничная суета.
  9. Праздник в парке. Салют на площади.
  10. Сколько лампочек нужно?

8

3

Занимательная физика. Загадки, задачи, опыты, игры, викторины, кроссворды

6

4

Физика и электричество.

 1. Поглаживая в темноте черную кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

2. Проводя опыты с электризацией человека, его ставят на изолированную скамеечку. Почему?

3. Какова (приблизительно) электроемкость человека?

4. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

5. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

6. Молния чаще ударяет деревья с глубоко проникающими в почву корнями. Почему?

7. Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб?

10

Занимательная физика. Загадки, задачи, опыты, игры, викторины, кроссворды

6

5

Физика человека.

  1. Познай себя, свой организм, свое физическое тело с точки зрения физики!
  2. Какой палец сильнее? Мощность человека.
  3. Как повернуться на стуле-вертушке?
  4. Испарение воды в организме человека.
  5. Как человек дышит? Присесть - встать. Пульс. Физические параметры человека.
  6. Тепловые ощущения.
  7. Каков вес тела? "Собственные размеры".

6

6

Физика и живая природа.

6

7

Занимательная физика. Загадки, задачи, опыты, игры, викторины, кроссворды

4

Сделай и исследуй сам. ЦЛ Ознакомление с оборудованием «Физика-5»:

Выполнение лабораторных опытов с использованием приборов ЦЛ.

12

Проектная работа. Защита презентаций-проектов.

6

Итого: 68часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Физика для всех"

рабочая программа кружка по физике для работы с учащимися 8 класса. Можно привлекать учащихся и 7,9 классов....

Рабочая программа дополнительного образования - кружок «Решение нестандартных задач по физике»

Рабочая программа кружка  «Решение нестандартных задач по физике», 2016/17 гг....

Рабочая программа дополнительного образования по физике

Приведена рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Обучение методам решения задач по физике" для студентов 1-х курсов....

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах" 11 класс. 2 часа в неделю

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах".  Программа расчитана .на 2 часа в неделю . Особенно актуальна  для подготовки обучающихся 11 класса.(универсально...

Рабочая программа дополнительного образования по физике "Школа юного исследователя"

Актуальность программы - учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познан...

Рабочая программа дополнительного образования по физике на базе образовательного центра Точка роста для 9 классов «Экспериментальная физика»

Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжени...

Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"

Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...