Учебные задания по ЕНГ
презентация к уроку по физике

Дзугкоева Людмила Николаевна

В презентации "Учебное задание как инструмент формирования ЕНГ на уроках физики"  описываются компетенции ЕНГ, основныеумения, контексты, основное требование к заданиям по оцениванию и формированию ЕНГ. Представлены  группы заданий по физике разного уровня сложности и контекстные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnye_zadaniya_po_eng_252525.pptx613.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное задание как инструмент формирования ЕНГ на уроках физики . Автор: Дзугкоева Л.Н у читель физики МОУ «Алгатуйская СОШ » Тулунский р-н, Иркутская обл.

Слайд 2

Задания по функциональной грамотности проверяют не заученный материал по физике и другим школьным предметам , а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. На уроках физики в современной школе развиваем естественнонаучную грамотность учеников, т . е способность занимать активную жизненную позицию, по вопросам связанными с развитием естественных наук, применять на практике их достижения , готовность интересоваться их идеями . При решении задач по физике учитывают следующие компетенции.

Слайд 3

Естественно-научная грамотность КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОВЕРЯЮТСЯ ? научное объяснение явлений понимание особенностей естественнонаучного исследования интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Распознавать и формулировать цель данного исследования Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса Преобразовывать одну форму представления данных в другую Делать и научно обосновывать прогнозы Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах Объяснять принцип действия технического устройства или технологии. Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Слайд 4

Основные умения естественно – научной грамотности. Объяснять Исследовать Анализировать Реальная жизненная ситуация.

Слайд 5

Инструменты учителя на уроках физики ТИПЫ ЗАДАНИЙ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ: Задания на работу с текстом Учебник Опорные конспекты Задачник Контекстные задачи Тетрадь – тренажёр , тетрадь экзаменатор Качественные задачи Сборник контрольных работ Рубрика «Мои физические исследования», «Домашний эксперимент» и др. Технологические карты уроков Работа с информацией в нетекстовом виде Методические рекомендации

Слайд 6

При решении задач по физике учитывают следующие контексты здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий.

Слайд 7

Основное требование к заданиям по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для школьников .

Слайд 8

Группы заданий «Как узнать?» Входящие сюда задания соответствуют компетенции, относящейся к методам научного познания , то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы. « Попробуй объяснить» соответствует группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления , прогнозировать изменения или ход процессов . Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание. « Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее.

Слайд 9

Используем задания по ЕНГ Используем задания содержащие как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (« несплошные » тексты); • Задания основанные на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения); • Задания которые требуют привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»; • Задания подбираем комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Слайд 10

Задание 1 Диффузия . С этим явлением мы сталкиваемся постоянно. Его название образовано от латинского diffusio — взаимодействие, рассеивание, распространение. Это процесс взаимного проникновения молекул или атомов двух граничащих веществ. Это явление можно наблюдать при распространении запахов. Благодаря диффузии газов, сидя в другой комнате, можно понять, что готовится. Как известно, природный газ не имеет запаха, и к нему примешивают добавку, чтобы легче было обнаружить утечку бытового газа. Резкий неприятный запах добавляет одорант , например, этилмеркаптан . Если с первого раза конфорка не загорелась, то мы можем чувствовать специфический запах, который с детства мы знаем, как запах бытового газа. Задание 1 Выберите из предложенного перечня два верных утверждения Варианты ответов: 1) Процесс диффузии замедляется с ростом температуры. 2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества. 3) Скорость диффузии не зависит от агрегатного состояния вещества. 4) Процесс диффузии не зависит от изменения температуры. 5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

Слайд 11

Задание 1. «Диффузия». Характеристики задания Содержательная область оценки содержательное знание; физические системы. Компетенция научное объяснение явлений Контекст окружающая среда Уровень сложности низкий Тип задания множественный выбор Объект оценки вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Система оценивания 1 балл Выбраны правильно 2 ответа. (2,5) 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Слайд 12

Задание 2 На уроке физики ученики изучали тепловые явления. Вернувшись, домой, два друга, Сережа и Артем, используя стакан с горячей водой, термометр и часы провели опыт по исследованию температуры остывающей воды с течением времени . t, ° С 70 60 53 49 46 τ, мин 0 5 10 15 20

Слайд 13

Вопрос к заданию 2 Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённому опыту. Укажите их номера. Варианты ответов: За первые 5 мин. вода остыла в большей степени, чем за следующие 5 мин. Температура остывающей воды обратно пропорциональна времени наблюдения. Скорость остывания воды уменьшается по мере охлаждения воды. По мере остывания скорость испарения уменьшается. Остывание воды происходит до комнатной темпера туры.

Слайд 14

Задание 2. «Тепловые явления». Характеристики задания Содержательная область оценки содержательное знание; физические системы. Компетенция научное объяснение явлений Контекст окружающая среда Уровень сложности низкий Тип задания множественный выбор Объект оценки вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Система оценивания 1 балл Выбраны правильно 2 ответа. (1,3) 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Слайд 15

Задание 3 Серёжа и Артём поспорили, кто быстрее охладит воду одинаковой массы в двух одинаковых пластиковых стаканах, от температуры 4 0 С до 1 0 С, используя одинаковые кусочки тающего льда. Серёжа охлаждал верхнюю часть сосуда с водой, поместив кусочек льда в верхней части стакана , а Артём – удерживал кусочек льда вблизи дна. Спор выиграл Артём. Задание 3 . Выберите верные физические закономерности, вследствие которых, Артём быстрее охладил воду. В указанном интервале температур холодная вода имеет меньшую плотность и движется от кусочка льда вниз. Наиболее эффективная теплопередача в жидкости осуществляется путем конвекции В соответствии с законом Архимеда, более плотная вода перемещается вниз, а менее плотная – вверх.

Слайд 16

Задание3. «Тепловые явления». Характеристики задания Содержательная область оценки содержательное знание Компетенция Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Контекст окружающая среда Уровень сложности средний Тип задания множественный выбор Объект оценки Сформулировать выводы на основе интерпретации данных Система оценивания 1 балл Выбраны правильно 2 ответа. (B,C) 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Слайд 17

Контекстные задачи Контекстные задачи - это задачи, с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации. Это нестандартные задачи, они предлагаются в виде познавательной проблемы. Такие задачи позволяют видеть и физические явления в повседневной жизни, и практическое применение знаний, приобретенных в процессе обучения. Вопросы, предлагаемые в контекстных задачах, вызывают интерес к предмету.

Слайд 18

Тепловые явления. Внутренняя энергия Задание. Прочитайте текст, сопоставьте рассказ С.Т. Аксакова с картиной художника. Ответьте на вопросы. С.Т. Аксаков. Очерк зимнего дня В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, а 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар... ... Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней... Вопросы уровень 1 Вопросы уровень 2 Какие тепловые процессы описаны в данном отрывке? Представьте процесс перехода вещества из одного состояния в другое в виде логической цепочки, с опорой на текст. Какая температура установилась в декабре 1813 года? Вельц И.А. “Иней” Иней - одно из состояний воды. Какое? Почему сильный мороз называется трескучим? Как образуется иней? Какой из вышеназванных процессов сопровождается выделением энергии?

Слайд 19

Она жила и по стеклу текла, Но вдруг её морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла. Какой закон нарушен ? Примеров контекстных задач очень много. И каждый педагог подбирает их исходя из знаний интеллектуального уровня класса. Учитель при этом не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует учащихся к развитию, создаёт условия для их самовыражения и самореализации . При контекстном обучении ученик получает не “порцию информации”, а навык к исследовательской деятельности. Задача педагога - способствовать развитию у учащихся желания учиться на протяжении всей жизни. А учитель - «указатель» на дороге, ведущей к знаниям.

Слайд 20

ЗАДАНИЕ ПО ЕНГ (PISA ) Как изменится уровень Мирового океана после того, как плавающий в нём айсберг полностью растает? Выберите один ответ. A. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом айсберга. B . Уровень Мирового океана не изменится. C. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом надводной части айсберга. D. Уровень Мирового океана понизится.

Слайд 21

Компетенция применение естественно-научных методов исследования Умение планировать и проводить эксперимент Сложность средний Предмет физика Элемент содержания плавание тел Оценивание 2 балла (ответ принят полностью): Описан и объяснён опыт 1 балл(ответ принят частично): Дано только описание опыта без объяснения, почему этот опыт можно считать доказательством. 0 баллов: Другие ответы.

Слайд 22

Задания, направленные на формирование 1 уровня естественно - научной грамотности, которые использую при актуализации знаний. Тема «Диффузия» 7 класс 1. На каком явлении основана засолка овощей? Критерии оценивания: 0 баллов – нет правильного объяснения явления. 1 балл - представлен правильный ответ на поставленный вопрос Тема «Сила Архимеда» 7 класс Железный и деревянный шары одинаковых объемов бросили в воду. На оба этих шара действуют одинаковые выталкивающие силы? Критерии оценивания : 0 баллов – нет правильного объяснения явления . 1 балл - представлен правильный ответ на поставленный вопрос

Слайд 23

Задания, направленные на формирование 2 уровня естественно - научной грамотности Тема «Диффузия», 7 класс Когда огурцы заливают рассолом (вода с солью), они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом . 1) Молекулы воды и поваренной соли изменяются и приобретают вкус огурцов . 2) Концентрация поваренной соли в рассоле постепенно увеличивается . 3 ) Огуречный сок проникает в рассол . Критерии оценивания: Выбран верный ответ -1 Другие ответы или ответ отсутствует - 0 Тема «Сила Архимеда» 7 класс Определите силу Архимеда, которая действует на Ихтиандра , если он погружен в воду ровно наполовину? Массу примите за 60 кг, его плотность примерно равна плотности воды. Плотность воды 1030 кг/м 3 . Ответ: 600 Н. Критерии оценивания: 0 баллов – нет правильного объяснения явления. 1 балл – записано условие, правильно записано значение силы, приведена формула, ошибка в вычислении.

Слайд 24

Задания, направленные на формирование 3 уровня естественно - научной грамотности. Тема «Сила Архимеда» 7 класс 1.Тело массой 8 кг и объёмом 10 дм³ опустили в воду. Всплывёт оно или утонет? Ответ: Всплывет, т.к. F a =100 Н, а F тяж =80 Н. Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – записано условие, перевод в СИ, указана верная формула, вычислительная ошибка. 2 балла – записано условие, перевод в СИ, указана верная формула, верно выполнено решение.

Слайд 25

Заключение Чтобы помочь учителю добиться успехов в обучении физики, формируя естественнонаучную грамотность можно порекомендовать семь простых правил . Правило 1 . Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально. Правило 2 . Прежде вещество, а затем его строение - «от живого созерцания к абстрактному мышлению...» Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория. Правило 4 . Изучать физику в контексте: физика - жизнь - естествознание – неразрывно связанных понятия. Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные типы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный ( л огика взаимосвязей) - и мыслить, используя эти стили. Правило 6. Формулы и законы познавать с помощью расчётов. Правило 7. Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной деятельности.

Слайд 26

Где можно взять задания для оценки ЕНГ? Печатные пособия: Серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни ( 5-9)»( Выпуск 2–Новинка 2021 ) Серия «Функциональная грамотность. Тренажеры(5-9)» Серия «ФГОС. Оценка образовательных достижений» Электронный БАНК ЗАДАНИЙ Полнофункциональный цифровой тренажер, который имитирует задания PISA для начальной и основной школы.

Слайд 27

Используемая литература: 1. Презентация: « Естественнонаучная грамотность» Костромской областной институт развития образования 2 . https :// multiurok.ru/files/razrabotka-zadanii-po-estestvennonauchnoi-gramotno.html 3. https :// urok.1sept.ru/articles/661616


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Примеры учебных приёмов, видов и форм учебных заданий с развивающим потенциалом на уроках географии.

Если остановиться на данном этапе проверки и выставления оценок, то это  не даст объективной картины усвоения материала. Необходимо выяснить какой процент учеников испытывает затруднения по отдел...

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь э...

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

Учебные стили. Выбор учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Как помочь учащимся легче воспринимать и запоминать новый языковой материал? Выявление учебных стилей в классе очень важно для эффективного процесса обучения. Как это сделать? К ак учебные стили связа...

Шаблон урока - система учебных заданий по заданной теме.

Данный материал является шаблоном системы учебных заданий по заданной теме. Шаблон составлен на основе 1 урока из учебника "Starlight - 5". Тема : Достопримечательности Лондона....

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»

Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...